Блок прокладка

FlZRUK › Blog › Прокладка ГБЦ

Что такое и для чего существует прокладка ГБЦ.

Как проверить прокладку головки блока цилиндров?

Прокладка головки блока цилиндров предназначена для уплотнения места соединения блока цилиндров и ГБЦ.

Пожалуйста не путайте, хотя и звучит почти одинаково. Прокладка ГБЦ и прокладка крышки головки блока цилиндров, которая выполнена из резины.

По сути, прокладка ГБЦ – это 3 в 1, ведь она одна одновременно уплотняет три системы двигателя: охлаждения (каналы), масляную (каналы) и газораспределительную (полости цилиндров). Соответственно и требования к качеству прокладки ГБЦ повышенные.

Не следует забывать, и стараться сэкономить при ремонте ГБЦ или блока цилиндров. Прокладка является деталью одноразового применения и при любом ремонте двигателя замена прокладки под головкой на новую — обязательна.

Виды прокладок головки блока цилиндров:

Безасбестовые – их характерная особенность: низкая усадка и высокая восстанавливаемость материала.
Асбестовые – практически имеют близкие к безасбестовым прокладкам по характеристикам свойства: упругость, термостойкость и эластичность. В основном используются в качестве ремкомплектов.
Металлические – считаются наиболее качественными и эффективными. При металлической прокладке происходит наиболее равномерное распределение удельного поверхностного давления в месте соединения по всей плоскости ГБЦ и блока.

Замена прокладки ГБЦ.

Замена прокладки двигателя может понадобиться в любой момент, и нет точного определения её срока службы. Существуют проверенные десятилетиями признаки выхода из строя прокладки, хотя… Работа двигателя – категория непредсказуемая.

Признаки, свидетельствующие о выходе из строя прокладки ГБЦ

внешняя течь масла или охлаждающей жидкости на месте стыка ГБЦ и блока;
при проверке масла на щупе видна эмульсия белесого цвета – это может быть результатом попадания охлаждающей жидкости через неисправную прокладку;
белый цвет дыма из выхлопной постоянно (не во время прогрева) – признак попадания охлаждающей жидкости в цилиндр (ы);
при проверке расширительного бачка или на поверхности жидкости в радиаторе видны масляные пятна – наоборот, значит, масло попадает в систему охлаждения через неисправную прокладку;
о попадании в систему охлаждения через прокладку ГБЦ выхлопных газов, говорят пузырьки в радиаторе или расширительном бачке.
Перечисленные выше методы диагностики не обязательно являются подтверждением неисправности прокладки. Но, как правило, это типичные признаки того, что требуется замена прокладки головки блока. Как бы нам не хотелось думать иначе.
При всех существующих нюансах технологии, связанных с особенностями устройства двигателя, вида прокладки или болтов крепления, существуют общие правила. Правила, которые являются универсальными при замене прокладки ГБЦ на любом автомобиле.

Я не стану утомлять Вас подробным описанием того, какой болт, и в какую сторону крутить. Все «хитрости» замены прокладки описаны в мануале именно к вашему типу двигателя. Читайте, прежде чем приступите к ремонту.

И, самое главное, нужно постараться выполнить все требования производителя, касающиеся сборки и разборки головки блока цилиндров.

Начало демонтажа происходит с маркером в руках. Отсоединяя всё навесное, особенно трубопроводы, не поленитесь и не надейтесь на память, пометьте всё. Собирать будет проще.
приобретая прокладку ГБЦ для замены, не забудьте убедиться в том, что её свойства рассчитаны именно на ту силу крутящего момента, которую прописывает производитель двигателя для затяжки болтов крепления ГБЦ;
перед тем, как начать раскручивать болты крепления, необходимо тщательно очистить от маслянистого налета. Срыв ключа со шлица грозит: травмой вам или срывом шлицов болта, и тогда без высверливания не обойтись;
болты крепления начинаем раскручивать с середины на 0,5 или 1 оборот каждый. Это делается для того, чтобы снять напряжение;
после того, как вы сняли ГБЦ и заменили прокладку, приступаем к обратной процедуре. Установка головки блока должна происходить строго по направляющим втулкам, или по специальным пазам для центровки;
затяжка болтов крепления ГБЦ производится только с применением динамометрического ключа, по схеме, определенной производителем в мануале, и строго по параметрам затяжного момента.

После сборки головки блока цилиндров всё навесное оборудование устанавливается на места, в соответствие с вашей схемой. После ремонта понаблюдайте более внимательно за признаками, указанными выше. Если всё в порядке, значит, замену прокладки головки блока цилиндров вы провели правильно.

Блок прокладка

Прокладки двигателя: для чего нужны и как их выбирать?

опубликовано 05.03.2015

Удивительно, но о прокладках двигателя многие автомобилисты даже не задумываются – слишком уж несущественные, второстепенные детали, чтобы уделять им повышенное внимание. А зря! Всего лишь одна тонкая прогоревшая полоска – и машина встала: без этих маленьких, но крайне важных запчастей невозможна эффективная и правильная работа одного из самых сложных механизмов автомобиля – его двигателя.

Если Вы все еще считаете, что выбирать прокладки двигателя – дело несерьезное, мы предлагаем пройти краткий ликбез, где расставим все точки над i в этой уплотнительной теме.

§1. Для чего нужны прокладки двигателя?

Практически у всех прокладок, не зависимо от их назначения, цель одна – обеспечить герметичность того или иного механизма, предотвратить проникновение лишней влаги и сохранить в сухости и чистоте все стыки. Двигатель автомобиля – не исключение. Во время его работы внутри непрерывно циркулируют технические жидкости, образуется и преобразуется энергия. Все это сопровождается высоким давлением, для постоянного поддержания которого просто необходима полная герметизация механизма. Чтобы уплотнить корпус и избежать протечек, используются специальные прокладки: различных форм и материалов в зависимости от конкретных задач.

§2. Прокладка головки блока цилиндров: функции и назначение

Самой распространенной и, пожалуй, наиболее важной является прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Крепится она между цилиндрами и головкой блока и выполняет сразу несколько функций: уплотняет места прилегания, защищает от вытекания масла и противодействует внутреннему давлению и высокой температуре. Таким образом, она устанавливается на стыке трех систем двигателя: охлаждения, смазки и газораспределения – и ежедневно подвергается нешуточным нагрузкам. Отсюда и вполне понятная уязвимость: какой бы качественной и «долговечной» прокладка ни была, рано или поздно ее придется заменить. И здесь лучше не экономить – последствия могут быть крайне неприятными, вплоть до капитального ремонта двигателя.

§3. Внешний вид и материал прокладки ГБЦ

Внешне прокладка ГБЦ представляет собой сложную монолитную деталь, по сути, каркас с отверстиями для цилиндров и прохода охлаждающей жидкости.

Классическая прокладка ГБЦ состоит из несущего листа с перфорацией, к обеим сторонам которого прикрепляются пластины из пробки, фибры, картона и других мягких материалов (асбестосодержащих или безасбестовых). Для минимизации воздействий давления центральные отверстия и места крепежа окантовываются металлическими кольцами. Благодаря эластичности материала такие прокладки идеально ложатся на уплотняемые поверхности и при необходимости легко восстанавливают свою форму.

Однако наибольшее распространение сегодня получили металлические прокладки ГБЦ. Выполненные из стали или меди, они отличаются многослойностью, повышенной износостойкостью и, как следствие, продолжительным сроком службы. Кроме того, для обеспечения еще лучшего уплотнения места соединений могут покрываться специальным раствором – герметиком. Все это позволяет добиться максимальной эффективности прокладки, а также способствует равномерному распределению давления по всей плоскости цилиндров и головки блока.

§4. Замена прокладки ГБЦ

Главное правило использования прокладки ГБЦ – одноразовость. Она принимает необходимую форму при затяжке и, какой бы упругой ни была, второй раз на то же место в тех же идеальных пропорциях не встанет. Поэтому при любом демонтаже головки блока цилиндров прокладку нужно менять.

Отчего выходит из строя прокладка ГБЦ? Самая очевидная, частая и банальная причина – перегрев двигателя, а от него, увы, никто не застрахован. Заметить признаки надвигающейся беды несложно, главное – знать, где искать. Так, при чрезмерном износе прокладки ГБЦ возможна внешняя протечка масла или охлаждающей жидкости, из выхлопной трубы может идти густой белый дым, при проверке масла можно обнаружить белую пену на щупе, пузырьки или масляные пятна в радиаторе. Помимо очевидных признаков, стоит обратить внимание на косвенные, являющиеся скорее следствием вовремя не устраненных неполадок – такие, как увеличение расхода топлива вкупе со снижением мощности автомобиля.

Что делать в подобных ситуациях? Срочно менять прокладку ГБЦ. И не забыть вместе с ней обновить сопутствующие детали: болты ГБЦ, комплекты уплотнений и прочие вспомогательные элементы.

§5. Другие виды прокладок двигателя

  • Прокладки клапанной крышки уплотняют места соединений крышки клапанов с пазами и предотвращают протечку моторного масла. В качестве материала, как правило, используется резина.
  • Прокладки системы охлаждения герметизируют стыки, защищая от попадания охлаждающей жидкости, и тем самым поддерживают рабочую температуру внутри цилиндров. Изготавливаются из каучука, стойкого к воздействиям жидкостей, масла и температурных перепадов.
  • Манжеты (сальники) для валов – круглые прокладки с пружиной, призванные сгладить зазоры между вращающимися валами (коленвалом, распредвалом и т.д.) и неподвижными элементами. Обеспечивают надежное разделение разных сред (воды, воздуха, жидкости, масла), а также защищают от пыли и окисления. Выполняются из прочного искусственного каучука.
  • Прокладки поддона двигателя устанавливаются между блоком цилиндров и масляным поддоном и предупреждают вытекание масла из картера. Бывают разными по составу, чаще встречаются пробковые или резиновые.
  • Другие прокладки и уплотнители, герметизирующие соединительные места и обеспечивающие мягкую и эффективную работу всех механизмов. Нередко продаются сразу комплектами, которые очень удобно использовать при ремонте двигателя или техобслуживании.

§6. Коротко о главном

Навсегда забыть о проблемах, вызванных вышедшими из строя прокладками двигателя, легко – достаточно соблюдать три простых правила:

  1. Все прокладки используются только один раз.
  2. При любом подозрении на неисправность прокладку лучше сменить.
  3. Замене подлежит не только сама прокладка двигателя, но и все вспомогательные детали.

IXORA рекомендует прокладки двигателя CORTECO – компании группы Фройденберг, ведущего поставщика оригинальных запчастей для легковых и грузовых автомобилей. Ассортиментный ряд насчитывает более девятнадцати тысяч наименований и по праву считается одним из самых широких в области уплотнительной и вибрационной техники. Флагман продуктовой линейки CORTECO – революционная прокладка ГБЦ с широким стопором, сокращающая расход масла – получила признание крупнейших производителей по всему миру. Автолюбителям компания CORTECO предлагает полный ассортимент прокладок головки блока цилиндров, болтов ГБЦ, комплектов плоских уплотнений для технического обслуживания и ремонта двигателя, а также одинарных уплотнений (к примеру, уплотнения впускного коллектора) оригинального качества. Таким образом, Вы можете приобрести все необходимые комплектующие от одного надежного и проверенного поставщика.

Наиболее популярные прокладки двигателя CORTECO представлены в таблице ниже. Весь ассортимент комплектующих можно найти в разделе каталогов запчастей.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Наиболее популярные прокладки двигателя CORTECO
Производитель Номер детали Наименование Применяемость*
CORTECO 12019597B Сальник 40Х55Х8 SKODA Octavia 1997- 2009, Fabia 2002 -2004, WV caddy 2002 – 2004
CORTECO 12015361 Уплотнительное кольцо, стержень клапана NISSAN ALMERA (15,16)PRIMERA (P11,12)
CORTECO 19025730 Уплотнительное кольцо, стержень клапана MAZDA 323 /626/6/MPV
CORTECO 12014670 Уплотнительное кольцо, стержень клапана PEUGEOT 206/306/406/407 CITROEN C5
CORTECO 12015757 Уплотнительное кольцо, стержень клапана CHEVROLET LANOS
CORTECO 12015802 Колпачок маслосъёмный PEUGEOT 605/ NISSAN Micra11
CORTECO 21653092 Заглушка, ось коромысла – монтажное отверстие RENAULT LOGAN DUSTER
CORTECO 21653091 Заглушка головки блокацилиндров RENAULT LOGAN DUSTER
CORTECO 19018203 Уплотнительное кольцо, стержень клапана KIA SHUMA /LEXUS RX/TOYOTA /MAZDA
CORTECO 19026216 Уплотнительное кольцо, стержень клапана HONDA ACCORD/CIVIC / LAND ROVER Freelander I
CORTECO 19027864 Уплотнительное кольцо, стержень клапана MITSUBISHI LANSER 9
CORTECO 415255P Прокладка ГБЦ RENAULT LOGAN
CORTECO 025005P Прокладка, крышка головки цилиндра RENAULT LOGAN/ CLIO/MEGANE
CORTECO 424830H Прокладка, крышка головки цилиндра AUDI 100/ A6/S6 1994 – 1997
CORTECO 424631P Прокладка, крышка головки цилиндра RENAULT LOGAN/ CLIO/MEGANE

В сети магазинов IXORA Вы всегда можете найти широчайший ассортимент любых деталей и элементов для Вашего автомобиля.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Прокладка крышки клапанной: чистота двигателя и защита клапанного механизма

В двигателях с верхним расположением клапанов и других устройств ГРМ предусмотрена крышка, которая устанавливается на головку блока цилиндров через прокладку. О том, что такое прокладка клапанной крышки, каких типов она бывает и как устроена, а также о ее правильном выборе и замене читайте в статье.

Что такое прокладка клапанной крышки?

Прокладка клапанной крышки (прокладка крышки ГБЦ) — уплотнительный элемент поршневых двигателей внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов газораспределительного механизма; эластичная прокладка для герметизации объема, закрытого установленной на головке блока цилиндров крышкой головки блока цилиндров.

Прокладка крышки ГБЦ выполняет несколько функций:

  • Обеспечение плотности монтажа крышки к головке;
  • Герметизация объема, закрываемого крышкой, для предотвращения утечек масла;
  • Защита деталей клапанного механизма и масла от загрязнений (от попадания грязи, пыли, отработавших газов и т.д).

Прокладка клапанной крышки не является критически важной для работы двигателя деталью — без нее силовой агрегат вполне будет функционировать. Однако она обеспечивает чистоту мотора, его пожаробезопасность (предотвращая утечки масла и попадание его на нагретые части — выпускной коллектор и другие) и удобство обслуживания. Кроме того, прокладка вносит вклад в сохранение чистоты и характеристик моторного масла. Поэтому при появлении утечек из-под крышки прокладку следует заменить, а, чтобы сделать верный выбор, следует разобраться в типах, особенностях и характеристиках этих деталей.

Типы, конструкция и характеристики прокладок клапанных крышек

Независимо от типа, все прокладки крышки клапанов имеют принципиально одинаковое устройство. Это плоская эластичная деталь, повторяющая форму плоскости прилегания крышки к головке блока цилиндров, и имеющая отверстия под крепеж и другие детали. Прокладка подкладывается под крышку, и за счет своей эластичности уплотняет щель между крышкой и ГБЦ (заполняя микронеровности и компенсируя небольшие отклонения их привалочных поверхностей от плоскости), обеспечивая ее герметизацию.

При этом прокладки могут иметь различную конструкцию:

  • Целые (безразрывные) — кольцевая прокладка или прокладка более сложной формы (например, под крышки двигателей с двумя распредвалами на ГБЦ) без разрывов, которая просто устанавливается под крышку;
  • Составные — прокладка с разрывами и вставками для герметизации входа распределительного вала или иных деталей;
  • Комплектные — кроме основной прокладки в комплект могут входить дополнительные кольцевые уплотнители для свечных колодцев и других отверстий в крышке.

Прокладки клапанных крышек можно разделить на несколько типов по материалу изготовления и применяемости с различными видами ГБЦ.

По материалу изготовления прокладки бывают:

  • Резиновые;
  • Резинопробковые;
  • Паронитовые;
  • Картонные.

Первых тип типа изделий изготавливаются на основе термостойкой и маслобензостойкой резины, которая подвергается модификации с помощью добавок и последующей вулканизации.

Резиновая прокладка производится из различных сортов резины, она наиболее эластична, однако вследствие недостатков материала изготовления может значительно изменять свои характеристики при перепаде температур (размягчаться при высоких температурах, становиться менее эластичной на морозе) и в целом обладает меньшей долговечностью.

Резинопробковые прокладки изготавливаются на основе резины, в которую добавлена гранулированная пробка или иные пористые наполнители. Такой материал обеспечивает высокую степень герметизации и вибрационной развязки, однако прокладки из него очень требовательны к качеству установки и монтажа крышки, зачастую они требуют дополнительной обработки жидким герметиком и имеют ограниченный срок службы.

Паронитовые прокладки изготавливаются из паронита — материала на основе резины с различными минеральными добавками, которая в дальнейшем подвергается формовке и вулканизации. Паронит может быть асбестовым и безасбестовым, однако сегодня производители отказываются от использования асбеста в пользу более безопасных материалов. Также прокладки из паронита могут быть обычными неармированными и армированными стальной проволокой, тонкой перфорированной жестью и т.д. Именно паронитовые прокладки крышек ГБЦ сегодня имеют самое широкое распространение вследствие своей высокой надежности, устойчивости к негативным воздействиям и неплохих герметизирующих качеств.

Картонные прокладки изготавливаются из специальных сортов плотной бумаги, прошедших обработку для приобретения устойчивости к маслам, бензину, воде и другим негативным воздействиям. Эти прокладки наиболее дешевы, однако они наименее надежны, поэтому сегодня они используются на самых простых двигателях.

По применяемости прокладки клапанных крышек можно разделить на две группы:

  • Для общих ГБЦ — в рядных и V-образных двигателях с общей для всех или одного ряда цилиндров головкой и крышкой;
  • Для раздельных ГБЦ — в двигателях с индивидуальными для каждого цилиндра головками и крышками.

Конструктивно прокладки для общих и раздельных головок не отличаются, они только имеют различные размеры под соответствующие крышки.

Прокладки крышки ГБЦ изготавливаются по стандартам автопроизводителей, а также они могут соответствовать отечественным стандартам ГОСТ 481-80, ГОСТ 15180-86 и другим.

Вопросы выбора и замены прокладки клапанной крышки

Прокладка крышки клапанов — деталь важная, но недолговечная и довольно часто требует замены. Обычно замена прокладки выполняется в следующих ситуациях:

  • Появление утечек масла из-под крышки (это говорит о повреждении или разрушении прокладки вследствие механических и химических воздействий, или в результате естественных процессов старения);
  • При каждом ремонте газораспределительного механизма;
  • В случае капитального ремонта силового агрегата или замене отдельных его деталей или агрегатов — ГБЦ, крышки клапанов и других;
  • При регламентном ТО, если это предусмотрено производителем двигателя.

На замену следует выбирать прокладку, предназначенную для данной конкретной марки и модели силового агрегата, так как детали для других моторов просто не подойдут по размерам и конфигурации. Однако здесь возможны варианты по выбору материала изготовления прокладки. Для новых автомобилей на гарантии необходимо использовать прокладку из того материала, который указан производителем, в этом случае и замену детали нужно доверять только специалистам.

Для других авто можно выбрать прокладку из резины, паронита или резинопробки — в принципе, современные прокладки стандартизированы по характеристикам, поэтому все они имеют приблизительно одинаковые характеристики. Правда, здесь нужно помнить о прочностных качествах и удобстве установки прокладок из различных материалов. Например, наиболее жесткими являются паронитовые прокладки, поэтому их устанавливать проще всего, а резинопробковые изделия, напротив, легко деформируются и разрываются, поэтому их монтаж наиболее сложен и требует особой осторожности.

Замену прокладки крышки ГБЦ необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно эта работа сводится к следующему:

  1. Демонтировать оборудование, затрудняющее доступ к клапанной крышке — снять фильтр, убрать различные патрубки;
  2. Снять крышку, убрать старую прокладку, прочистить привалочные поверхности крышки и ГБЦ;
  3. Установить новую прокладку;
  4. Установить крышку, затянуть болты в правильном порядке — крест-накрест от центра к краям.

Для монтажа некоторых типов прокладок может потребоваться обезжирить поверхности прилегания ГБЦ и крышки, а после установки в некоторые места ввести герметик (или обработать им стык деталей) — об этом особо указывается в инструкции. При верном выборе и замене прокладки, при ее установке без перекосов в затяжке болтов и без других ошибок объем под крышкой будет надежно герметизирован, поэтому двигатель останется чистым, а клапанный механизм защищенным от различных негативных воздействий.

7.9. Прокладка кабелей в блоках

Прокладку кабелей в блоках рекомендуется применять в местах пересечений кабельных линий с автомобильными и железными дорогами, при необходимости защиты кабелей от блуждающих токов или агрессивного по отношению к оболочке грунта, при прокладке кабеля по трассе с большим количеством других подземных коммуникаций и сооружений.

Для прокладки кабелей в сухих, влажных и насыщенных водой грунтах в качестве блоков применяются двух- и трехканальные железобетонные панели; для защиты кабелей от блуждающих токов – асбоцементные трубы; для прокладки кабелей в сухих, а также агрессивных и насыщенных водой грунтах – керамические трубы (рис. 7.30).

Рис. 7.30. Кабельные блоки:

а – двухканальные железобетонные панели; 6 – каналы из асбоцементных или керамических труб; 1 – бетонное основание; 2 – железобетонные панели с отверстиями внутренним диаметром не менее 90 мм; 3 – кабель; 4 – бетонный раствор;

5 – асбоцементные или керамические трубы внутренним диаметром 100 мм

При объединении труб в блоки расстояние в свету между трубами по горизонтали и вертикали должно быть не менее ОД м.

На прямолинейных участках трассы на некотором расстоянии, соответствующем, как правило, строительной длине кабеля или предельно допустимому тяжению по кабелю при его раскатке, а также в местах изменения направления трассы или глубины заложения блоков сооружают кирпичные либо железобетонные кабельные колодцы – проходные прямые, угловые, Т-образные, крестообразные, Z-образные (рис. 7.31).

Соединительные муфты кабелей, прокладываемых в блоках, располагают в колодцах. Для стока влаги блоки укладывают с уклоном в сторону колодцев не менее чем на 0,2% (т.е. 0,2 м на 100 м трассы).

При выполнении блоков из керамических труб, прокладываемых в неагрессивных грунтах, пустоты между трубами заполняют бетонным раствором только в местах соединения труб, а остальную часть можно засыпать просеянным песком (см. рис. 7.30).

Трасса кабельных блоков должна быть прямолинейной. Пересечение ее с инженерными сооружениями следует выполнять под углом 90°. В отдельных случаях допускается выполнение указанного пересечения под углом 45° (из- за особенности расположения места ввода блоков в здание, наличия различных сооружений, имеющихся на трассе кабельной линии). Каждый кабельный блок должен иметь не менее одного резервного канала.

После монтажа кабельного блока каналы очищают от попавшего в них при стыковке блоков бетонного раствора и строительного мусора путем протягивания через канал с помощью лебедки каната с последовательно прикрепленными к нему стальным цилиндром (диаметр цилиндра на 15 мм меньше диаметра канала) и трех проволочных ершей (диаметр ерша на 6 мм больше диаметра канала), расположенных на расстоянии 1 м друг от друга.

Для очистки кабельных каналов в них предварительно (в процессе монтажа блоков) затягивают круглую проволоку диаметром 4. 5 мм. При этом если длина кабельной канализации не более 50 м, то проволоку с загнутым концом (чтобы он не мог упереться в стенку) проталкивают непосредственно в кабельный канал.

Рис. 7.31. Колодцы для кабельных блоков: а проходной прямой; 6 – угловой; в – Т-образный; г – крестообразный; д – тупоугольный; е – Z-образный; 1 – водосборник в иолу, закрытый решеткой; 2 – кабельная муфта

На участках длиной более 50 м используют свинчивающиеся стержни или две проволоки с крючками на конце, проталкиваемые в канал одновременно с обоих его концов; при встрече в трубе концы проволок сцепляются и далее проволоку вытаскивают в одну сторону до выхода наружу места сцепления.

К концу затянутой в канал стальной проволоки присоединяют стальной канат, протягивают его через канал и прикрепляют к канату лебедки. После этого ко второму концу каната присоединяют контрольный цилиндр и ерши. К последнему ершу монтируют еще один стальной канат, который затягивают в канал при его прочистке. Он служит для последующей протяжки кабеля.

В блоках длиной до 50 м могут прокладываться бронированные кабели со свинцовой или алюминиевой оболочкой без наружного покрова из кабельной пряжи. При этом стальная броня должна быть защищена от коррозии покрытием из битумного лака.

В блоках длиной свыше 50 м рекомендуется прокладывать кабели с голой свинцовой или поливинилхлоридной оболочкой типа СГ, АСГ, ВВГ и др. Скорость протяжки кабеля в блоки – до 1 км/ч. По возможности не следует делать остановок, чтобы при трогании кабеля с места избежать больших усилий тяжения.

В колодце кабель укладываеют на опорные конструкции, его концы герметизируют, а в местах выхода кабеля из каналов блока устанавливают эластичные прокладки, защищающие оболочку кабеля от истирания. На вводах блоков в здания, туннели отверстия блоков заделывают несгораемы м материал о м.

При протяжке кабеля между соседними колодцами первоначально в колодцах монтируют необходимые угловые и направляющие ролики, затягивают в канал блока стальной канат, к концу которого прикрепляют кабель, помещают во входное отверстие канала блока разъемную стальную воронку (чтобы избежать повреждения кабеля об острые края входного отверстия канала), запасовывают стальной канат в ролики и присоединяют его к канату лебедки. Далее стальной канат наматывается на барабан лебедки, увлекая за собой кабель, который протягивается в канал блока.

Прокладка кабелей в блоках

Прокладка кабелей в блоках рекомендуется в местах пересечения с железными и автомобильными дорогами, в условиях стесненности по трассе (при большом числе других подземных коммуникаций и сооружений), при вероятности разлива металла или агрессивных жидкостей в местах прохождения кабельных трасс, прокладке кабельных линий в агрессивных по отношению к оболочке кабелей грунтах, необходимости защиты кабелей от блуждающих токов.

Определение допустимых длительных токов /б для кабелей, прокладываемых в блоках, отличается методически от выбора кабелей,

прокладываемых в земле (траншее) или в воздухе, и от выбора провода воздушных ЛЭП. Таблично задается /0 — длительный допустимый ток для кабелей напряжением 10 кВ с медными или алюминиевыми жилами сечением 95 мм2, зависящий от конфигурации блока и места размещения кабеля (в том или ином отверстии — номере канала).

На рис. 5.6, а приведена расчетная конфигурация (модуль) блока, размеры которого (диаметр отверстия 100 мм и расстояние по осям между двумя отверстиями / = 150 мм) определяют /0. Уменьшение / ведет к снижению допустимого тока по условиям охлаждения. Одиночному блоку (трубе с проложенным в нем кабеле) присваивается № 1 группы и № 1 канала (рис. 5.6, б). Увеличение количества отверстий (рис. 5.6, в — блок 2×2, рис. 5.6, г — 3 х 3) и заполненности увеличивает номер группы (их всего XI) и номер канала (их всего четыре).

Ток определяется по эмпирической формуле

где а — поправочный коэффициент, определяемый сечением токопроводящей жилы и коэффициентом для номера канала в блоке; b — коэффициент, выбираемый в зависимости от напряжения кабеля (для напряжения 10 кВ b = 1,0; до 3 кВ b = 1,09); с — коэффициент, выбираемый в зависимости от среднесуточной загрузки всего блока (следует обратить внимание на методическую жесткость коэффициента, соответствуюигую первой научной картине мира): приЕсли прокладываются два параллельных блока одинаковой конфигурации, то допустимые длительные токи должны уменьшаться: при расстоянии между блоками 500 мм коэффициент уменьшения

равен 0,85; при 1000 мм — 0,89; при 2 000 мм — 0,93; при 3 000 мм —

Для сооружения блоков применяют двух и трехканальные железобетонные панели, предназначенные для прокладки в сухих, влажных и насыщенных водой грунтах, асбоцементные трубы для защиты кабелей от блуждающих токов (рис. 5.6, д), керамические трубы для защиты кабелей в агрессивных и насыщенных водой фунтах (при необходимости допускается и в сухих фунтах).

В местах изменения направления трассы или глубины заложения блоков, а также на прямолинейных участках большой длины выполняют кабельные колодцы. Число колодцев на прямых участках блока должно быть минимальным; при этом расстояние между соседними колодцами следует принимать максимально возможным с учетом строительных длин кабелей, допустимых усилий тяжения и условий прокладки.

Габаритные размеры кабельных колодцев должны обеспечивать нормальные условия протяжки кабелей с максимальным сечением 3 х 240 мм2, с радиусом изгиба кабеля R = 25d (где d — диаметр кабеля), замену их в случае необходимости, установку соединительных муфт с защитными металлическими кожухами длиной 1250 мм. Кабельные колодцы выполняются из кирпича или сборного железобетона и бывают следующих типов: проходной прямого типа; угловой — для изменения направления блочной канализации с углами поворота 90, 120, 135 и 150°; крестообразный.

Уклон пола колодца должен быть 0,003 в сторону водосборника. Горловины (лазы) кабельных колодцев делают круглыми или овальными с двойными металлическими крышками. Люки круглой формы рассчитаны только на одностороннюю протяжку кабелей и должны иметь диаметр не менее 700 мм, люки овальной формы рассчитаны на двухстороннюю протяжку кабелей большой длины сечением до 185 мм2 должны и иметь ширину 800 мм, длину 1800 мм. Колодцы снабжаются стальными скобами или металлической лестницей для спуска.

При параллельной прокладке блока с трубопроводами между трубопроводами и ближайшим кабелем расстояние должно быть не менее 250 мм, а при параллельной прокладке с теплоотводом — не менее 2 м. Глубина заложения кабельных блоков (считая от верхнего кабеля) должна быть не менее 1 м при пересечении улиц и площадей и 0,7 м — во всех остальных случаях. В производственных помещениях и на закрытых территориях глубина не нормируется.

Каждый кабельный блок должен иметь 10 % резервных каналов, но не менее одного канала. Внутренние диаметры отверстий (каналов) железобетонных блоков должны быть не менее 90 мм, внутренние диаметры труб блочной канализации — не менее 100 мм. Кабельные блоки должны иметь уклон не менее 0,2 % в сторону колодцев. Наименьшие расстояния в свету между трубами блочной канализации, проложенными непосредственно в земле, должны быть такими же, как для кабелей, проложенных без труб.

Для прокладки в блочной канализации применяют кабели с голой свинцовой оболочкой марок СГ, АСГ, а также кабели с голой поливинилхлоридной оболочкой марок ВВГ, АВВГ, ВРГ, АВРГ. На участках блоков длиной до 50 м допускается также прокладка бронированных кабелей в свинцовой или алюминиевой оболочке без наружного покрова из кабельной пряжи с покраской брони для защиты от коррозии битумным лаком.

Марки кабелей для каждого конкретного случая определяются проектом. При протяжке кабеля марки СГ в блоки с креплением каната к оболочке кабеля чулком общая длина канала блока по условиям предельно допустимых усилий тяжения не должна превышать 145 м для кабелей сечением до 3 х 50 мм2; 115 м для кабелей сечением 3 х 70 мм2; 108 м для кабелей сечением 3 х 95 мм2 и более.

Предельно допустимые усилия тяжения кабелей марок СГ и АСГ с креплением каната за жилы, а также требующиеся усилия на протяжку 100 м кабеля через блочную канализацию приведены в табл. 5.5. Предельно допустимые усилия тяжения кабелей марок ВВГ,

ABB Г, ВРГ и АВРГ с креплением каната за жилы следует принимать по таблице с коэффициентом 0,7 для медных жил; 0,5 — для алюминиевых жил из твердого алюминия; 0,25 — для алюминиевых жил из

Сквозная протяжка кабеля на двух и более участках, без разрезки его в промежуточных колодцах, возможна при условии, что после протяжки в колодцах будет создан необходимый запас кабеля по длине для укладки его в опорные конструкции.

Ссылка на основную публикацию