Изменяющийся клиренс

Изменяющийся клиренс

Каждому участнику движения известно состояние наших дорог, и в следствии этого у каждого из которых периодически возникают мысли об увеличении клиренса своей машины.

Существует много всевозможных способов, используя которые можно поднять подвеску на требуемую высоту. Автомобили с заниженной подвеской часто можно встретить на просторах наших дорог, однако для отечественных дорог, автомобиль как раз наоборот, нужно завышать. Понятное дело, разные бывают причины, которые побудили владельцев автомобилей принять решение на увеличение дорожного просвета своих авто.

На самых основных из них мы как раз и остановимся. Для начала, это бывает из-за перегруженности автомобиля, когда его задние колеса цепляются за арки, или стираются о землю брызговики, в следствии этого зад автомобиля необходимо поднимать. Бывают ситуации, когда автомобиль при передвижении по грунтовке, на ухабах цепляется защитой двигателя или днищем о землю. Поднимая переднюю часть машины, можно избежать таких ситуаций. От случая к случаю участники движения в одно и тоже время приподнимают и переднюю и заднюю часть подвески. Хотя операции подобный довольно часто приводят к выходу в свет проблем: изнашивание узлов, характерные данные авто изменяются.

Про то, как изменить клиренс машины, избегая различных последствий нежелательного толка, мы постараемся рассказать в этой статье. Увеличивать высоту подвески можно такими методами: в автомобильные пружины установить межвитковые проставки; установить диски большего диаметра; использовать для монтажа пружины большей длины или амортизаторы не заводского производства; между стойкой и кузовом использовать проставки. Может возникнуть вопрос: «Как оказывает большое влияние на характеристики автомобиля изменение клиренса?»

Для увеличения клиренса используют проставки. Дорожный просвет можно с легкостью и быстро увеличить при их помощи. Три вида проставок известно на данный момент. Для начала, это полиуретановые, вызывающих деформацию кузова, потому, что на неровностях дороги они сжимаются. За ними идут по стопам алюминиевые, которые способны привести к коррозии кузова, хотя чувство комфорта они не уменьшают и не деформируются. И в конце концов, пластмассовые, которые не несут за собой практически никаких негативных последствий.

Влияние амортизаторов:

Сильный наклон кузова происходит при раскачивании автомобиля, что является следствием мягких или старых амортизаторов. При таких раскладах передний бампер автомобиля быть может поврежден. Дорожный просвет амортизаторы сами собой не увеличивают, однако на целостность автомобиля оказывают большое влияние благотворно, а это уже факт немаловажный. Надо обращать внимание на длину штока в момент выбора амортизатора.

Влияние пружин:

На клиренс автомобиля прямо оказывают большое влияние пружины, поскольку непосредственным образом на долю которых приходится основной вес кузова. Если загрузка вашего авто выполняется, как принято говорить «под завязку», рациональным будет выбор пружин более жестких, для которых огромная нагрузка будет по плечу. Однако на комфорте езды это понятное дело скажется худшим образом. Прежде чем принять решение на установку пружин аналогичного на подобии хорошенько пораскиньте мозгами, для того чтобы не оказаться лицом к лицу с поломанным амортизатором и подвеской, которая не пригодна для эксплуатации.

Влияние межвитковых проставок:

Вполне вероятно только лишь незначительное увеличение дорожного просвета при использовании подобных проставок. Сжатие пружины делается меньше при их использовании. В соответствии с этим, сильной раскачки машины уже не будет. Межвитковые проставки защищают от пробивки подвески ваш автомобиль, однако тогда жесткость подвески увеличивается, комфорт делается меньше, потому, что буквально перестает работать амортизатор.

Проставки под пружины, сделаны из резины чрезвычайно прочной, в следствии этого любую массу автомобиля они способны удержать и при всем при этом не деформируются. Их непосредственным образом устанавливаю между кузовом автомобиля и пружиной. Не стоит забывать про то, что лучше удержаться от их установки, при просевшей пружине, потому, что межвитковое расстояние маленькое и при передвижении, подобные пружины опасны. При нормальном состоянии пружин и просевшем кузове отрицательного воздействия на автомобиль проставки не окажут. Каковы же последствия увеличения дорожного просвета?

Увеличение клиренса более нежели на пять сантиметров производить не рекомендуется чтобы избежать проявление негативных последствий и немалых трудностей. При почти всех способах увеличения дорожного просвета, при движении, понижается устойчивость машины, агрегаты и узлы подвески изнашиваются.

Регулируемый дорожный просвет

дорожный просвет

Конструкция автомобиля всегда противоречива. Инженер вынужден выбирать между самыми разными факторами, порой прямо противоположными. Так, для хорошей проходимости нужен большой клиренс, а аэродинамике (и, значит, максимальной скорости и расходу топлива) он только вредит. Для комфорта хороша мягкая подвеска, но с ней не добиться отточенной управляемости. И так далее. Поэтому-то и не прекращаются попытки соединить взаимоисключающие свойства автомобиля воедино.
Одна из таких попыток вылилась в создание регулируемой подвески. Суть ее заключается в возможности менять прямо на ходу дорожный просвет автомобиля, тем самым кардинально меняя его свойства.
Большой дорожный просвет (и, как следствие — высокий центр тяжести) несовместим хорошей курсовой устойчивостью, поэтому на внедорожнике быстро проходить повороты невозможно. И наоборот: малый клиренс, короткоходная подвеска и жесткая ее настройка ставят жирный крест на использовании легкового автомобиля на бездорожье.
Это противоречие как раз и призван решить регулируемый дорожный просвет. Автомобиль с такой опцией способен менять центр тяжести и аэродинамику прямо на ходу (известно, что она весьма сильно зависит от высоты автомобиля). Кроме того, его внедорожные свойства также можно менять простым нажатием кнопки, или даже без участия водителя, автоматически. Возможность произвольно менять дорожный просвет дает и побочный эффект — автомобиль с таким устройством может поддерживать дорожный просвет постоянным вне зависимости от уровня и характера его загрузки (то есть – распределения груза по автомобилю), что положительно сказывается не только на устойчивости автомобиля, но и на распределении светового потока фар.

Алгоритм регулирования

Из соображений безопасности система регулирования дорожного просвета обязательно должна иметь автоматические режимы, которые могли бы предотвратить опасное маневрирования (как движение по шоссе с высокой скоростью на «поднятом автомобиле», так и движение по разбитым дорогам или пересеченной местности на «опущенном автомобиле»). И подобные системы действительно устанавливаются. Так, при достижении некоторой скорости (обычно, 35 км/ч) дорожный просвет автомобиля автоматически переключается из самого высокого положения на ступень ниже (разумеется, если дорожный просвет был установлен в любое другое положение, кроме самого высокого, переключения не происходит). При скорости 80 км/ч и выше автомобиль автоматически переход на «нормальный уровень» клиренса. Если автомобиль движется быстрее 120 км/ч, дорожный просвет автоматически уменьшается до низкого уровня. Так удается снизить аэродинамическое сопротивление, улучшить управляемость за счет понижения центра тяжести и снизить расход топлива.
Высокие уровни дорожного просвета, напротив, обычно не имеют автоматики и включаются принудительно, кнопкой.

Состав системы

Подъем и опускание автомобиля производятся с помощью пневматических упругих элементов. При подаче в них воздуха под давлением, они меняют свой объем и приподнимают автомобиль. Стравливая воздух, можно автомобиль опустить.
В системе часто присутствует ресивер, который позволяет начать подъем кузова автомобиля непосредственно после пуска двигателя, не дожидаясь, пока в системе поднимется давление, а также снижает шум от работы компрессора.
Для полноценной и правильной работы системы, в ее составе должны быть датчики дорожного просвета. Датчик прикреплен к кузову и через особый рычаг соединен с нижним рычагом подвески. Любое вертикальное перемещение кузова относительно колеса (и, значит, подвески), вызывает перемещение рычага датчика, которое преобразуется во вращательное движение. Вращательное движение регистрируется индуктивным датчиком, который формирует электрический сигнал, пропорциональный углу поворота рычага. Используя показания датчиков, система отслеживает положение автомобиля и устраняет возможные перекосы в работе пневматики, то есть контролирует равномерность подъема и опускания кузова, а также его положение относительно плоскости грунта или дорожного полотна. Датчики просвета помогают системе устранить перекоса автомобиля (например, за счёт различной подачи воздуха слева и справа).
Автомобили с переменным дорожным просветом оснащаются также автоматическим динамическим корректором фар. Поскольку датчики дорожного просвета имеются в составе системы, их показания можно использовать для автоматического поддерживания пучка света фар на постоянном уровне. Для того, чтобы исключить слишком частую работу корректора при движении по ухабам, система реагирует на изменения показаний датчиков не механически повторяя рельеф местности, она анализирует эти показания и срабатывает с большим запаздыванием, вычисляя некоторое усредненное положение кузова относительно поверхности.

Иллюстрации предоставлены компанией AUDI AG

Много или мало? Как изменить клиренс

У автомобиля много разных характеристик. Но на российских дорогах и направлениях одна из наиболее важных – это клиренс

Загадочный термин «клиренс» определяется расстоянием от поверхности дороги до нижней точки автомобиля. Именно поэтому вместо понятия клиренс зачастую используют словосочетание «дорожный просвет». Но помимо того, что такое клиренс у автомобиля, важно знать и ряд других параметров, непосредственно связанных с этим понятием.

Величина клиренса зависит от типа автомобиля и его конструкции. Клиренс внедорожников, основной задачей которых является проходимость, стремится к разумному максимуму, составляющему в среднем 300 мм. Для автомобилей со «спортивными генами» важнейшая цель – это снижение центра тяжести, что существенно улучшает управляемость и определяется в основном близостью к дорожному полотну. У них значение клиренса примерно в три раза меньше, чем у внедорожников.

У легковых автомобилей, с их практичностью и асфальтовым «ареалом обитания», дорожный просвет находится где-то посредине и составляет порядка 150 мм. Наиболее компромиссным вариантом является клиренс кроссоверов, величина которого порядка 200 мм. Такой дорожный просвет в сочетании с относительно жесткой подвеской определяет повадки машины, вселяющие в сидящего за рулем уверенность как в скоростном повороте, так и на умеренном бездорожье. Добавьте сюда непринужденность парковки у бордюра и улучшенный обзор. Неудивительно, что кроссоверы столь популярны. Хотя, справделивости ради, нужно сказать, что клиренс легковых автомобилей, адаптированных для наших дорог, за частую не меньше, чем у кроссоверов. Так у VW Polo он составляет 17 см, у Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 – 17,5 см, а у Lada Vesta – почти 18 см!

Cравнительный клиренс автомобилей – понятие растяжимое. Так у некоторых машин он может быть «плавающим», т.е. изменяемым. Для этого машину снабжают гидропневматической или пневматической подвеской. Диапазон изменения клиренса у автомобилей с такой системой довольно широк. Он позволяет удовлетворить амбиции и гонщика, и любителя пересеченной местности. Этот вариант можно было бы считать оптимальным, если бы не высокая цена автомобиля с регулируемой подвеской. К слову, несмотря на плохие дороги, малый клиренс в нашей стране даже имеет свою касту поклонников – сообщества БПАН и тому подобных, где автовладельцы добиваются красивой низкой посадки своих машин за счет кустарно установленных пневмобаллонов.

При желании клиренс автомобиля можно изменить вполне доступными методами. Для уменьшения клиренса используется замена пружин более короткими или их подрезка. Ценителей мизерного дорожного просвета не много. Гораздо больше желающих его увеличить. Самый простой способ – установка колес большего диаметра. Правда, к выбору нестандартного колеса стоит отнестись со всей тщательностью. В противном случае велик риск трения шины в повороте о кузов. К тому же стоит сразу смириться с искажением показаний спидометра, одометра и некорректной работой некоторых электронных систем. Можно увеличить дорожный просвет с помощью межвитковых проставок (1000–3000 р. за пару), которые уменьшают сжатие пружин. Вот только в сочетании с неизбежным в данном случае уменьшением хода амортизатора этот способ, хотя и бюджетный, в худшую сторону влияет на управляемость автомобиля. Так же, как и замена пружин нестандартными.

Наиболее распространенным является использования проставок между опорой стойки и кузовом. Проставки могут быть из резины, полиуретана, алюминия и т.д. Они отличаются друг от друга ценой и качествами. Так, резиновые более доступны (500–1000 р.), но менее износостойки. Полиуретановые (1000–4000 р.) служат дольше, но дороже и могут деформировать кузов. А алюминиевые (1000–2000 р.) могут вызывать коррозию в месте стыка. Стоит учитывать, что увеличение клиренса более чем на 30–40 мм грозит непредсказуемостью поведения автомобиля на дороге, особенно в поворотах, а также повышенным износом и выходом из строя некоторых узлов ходовой части, например дорогостоящих ШРУСов, из-за увеличившегося угла приводных валов.

Прежде чем приступать к радикальным преобразованиям по увеличению клиренса автомобиля, будет нелишним изучить его днище на подъемнике. В зависимости от конструкции оно может иметь много выступающих частей или быть относительно гладким. Возможно, по результатам «ревизии» удастся вычислить слабые места конструкции и выработать индивидуальный стиль эксплуатации с учетом имеющегося стандартного клиренса. К тому же следует помнить о величине колесной базы. Подчас автомобиль с небольшим дорожным просветом и короткой базой более проходим, чем его длиннобазный оппонент с внушительным клиренсом.

И еще. Несмотря на то, что картер двигателя, как правило, является самой нижней точкой машины, его стоит предохранить защитой из металла или кевлара. Да, дорожный просвет в этом случае уменьшится на 10–15 мм, но зато появится страховка от непредвиденного пробоя картера и, как следствие, дорогостоящего ремонта.

Грамотное увеличение клиренса: 6 способов поднятия кузова

Чем выше кузов над землёй, тем лучше проходимость транспортного средства. Поэтому некоторые водители пытаются увеличить клиренс автомобиля своими руками, используя для этого различные средства. Какая из технологий лучше, что желательнее использовать, стоит ли вообще овчинка выделки? Попробуем разобраться, ведь ошибки установки различных средств могут отрицательно повлиять на безопасность управления машиной.

Что такое клиренс и как его правильно измерять

Клиренс — высота, измеряемая между низом авто и асфальтом. Изготовители зачастую указывают лишь примерное значение просвета, а некоторые фирмы, такие как Citroen, эту информацию всячески скрывают.

Вот, например, какие усреднённые значения предоставляют автопроизводители в сантиметрах:

  • 14-20 и 12-17 под двигателем — легковые авто;
  • 18-25 и 17-21 под картером — паркетники, кроссоверы;
  • 20-35 и 20 и более под мотором — крупные внедорожники.

Эту величину можно вычислить и самостоятельно. Понадобится обычная деревянная линейка или рулетка с миллиметровой шкалой. Автомобиль загоняется на специальную яму с ровными взаимными сторонами. Заранее измеряется давление в шинах — оно должно соответствовать нормированным значениям. Из машины надо вынести всё лишнее — она не должна быть загружена.

В первом случае расчёта высоты рулетка прикладывается только к передней части автомобиля — к низу двигателя. В силу своей массы, мотор считается самой нижней точкой автомобиля. Замеряется длина до земли, поэтому машина должна стоять на яме немного вперёд. Обязательно надо вычесть толщину защитного чехла картера, если такой установлен.

Другой способ измерения более сложный. Нужно замерить расстояние до земли в нескольких точках: под передней, задней осью и моторной установкой. Такой вариант даёт возможность получить точные данные о высоте просвета разных частей кузова. Это нужно при активной эксплуатации автомобиля на бездорожье.

Отдельное внимание следует уделить кромке переднего бампера, который ударяется в процессе парковки или при передвижениях по неровной дороге, снегу. Поэтому рекомендуется также замерять просвет от этой части кузова.

На сколько его можно изменить

Хотя заниженный клиренс всегда опасен риском повреждения заднего моста или карданного вала (задний привод), увеличивать показатель надо в рамках дозволенного. На переднеприводных легковых авто лучше вообще не поднимать моторную зону выше 2020 мм, а дорожный просвет задней части увеличивать до 2030 мм. Дело в том, что при чрезмерном повышении клиренса есть риск столкнуться со сложностями корректирования развала. Поэтому, например, в процессе установки проставок надо уделять тщательное внимание длине болтов и шпилек.

Главное ограничение, которое возникает в процессе повышения просвета, это углы съезда/выезда. Клиренс наращивают, ориентируясь на их показатели, ведь штатно заданная геометрическая проходимость должна оставаться нетронутой. По этой причине надо грамотно проводить увеличение клиренса, пользуясь всякими удобными случаями. Например, если автомобиль «обут» в резину 55/R15, поменяв их на типоразмер 65/R15, удастся без каких-либо конструктивных изменений повысить дорожный просвет на 22 мм.

Однако такой способ не так востребован среди автомобилистов. Дело в том, что установка нештатной резины повышает расход горючего и «ломает» систему колёсных датчиков. Бортовой компьютер сбивается, выдаёт неправильные данные о давлении. Кроме того, чересчур высокие покрышки трутся об арки.

Последствия увеличения дорожного просвета

Сложность регулировки развала — не единственное отрицательное последствие увеличения клиренса автомобиля. Даже при незначительном искусственном повышении дорожного просвета изменяется конструкция ходовой, что априори рискованно: быстрее портятся шаровые и гранатки, расстраивается ход рулевой рейки, появляется вибрация.

Ради каких-то лишних сантиметров не стоит проводить модернизацию, если на это нет веских причин. Даже официальные дилеры отказываются от предоставления услуги подобного рода, хотя могут заработать на этом лишние деньги. Максимум — установят более длинные заводские пружины. Решаясь на самостоятельный тюнинг, надо всегда помнить — одновременно с улучшением отдельных технических характеристик исчезает заводская гарантия и снижается ресурс подвески.

Как увеличить клиренс автомобиля своими руками

Существует масса способов увеличения клиренса. К сожалению, ни один из них не даёт гарантию безопасного вождения, имеет свои недостатки. Наиболее безопасным считается установка пневмоподвески, но из-за высокой стоимости процедуры многим это не по карману.

Проставки под пружины

Среди автомобилистов распространёна версия установки кольцеобразных или коробчатых проставок. Вдевают их между кузовными чашками и пружинами. Способ эффективен, даёт хороший прирост клиренса. Таким образом можно поднять передок или приподнять заднюю часть автомобиля.

Спереди используются стальные или алюминиевые проставки в виде коробчатого кронштейна с отверстиями. Сзади — полиуретановые, резиновые или пластиковые кольца с тремя проушинами. Примерная стоимость одного комплекта — 1000 рублей или больше, в зависимости от материала.

Конкретные минусы данного способа: из-за повышения центра тяжести ухудшается управляемость автомобилем, нарушается жёсткость и надёжность конструкции подвески. Кроме того, быстрее начинают изнашиваться элементы рейки, ухудшается ход амортизаторов.

С другой стороны, этот вариант оправдан в случае необходимости возвращения исходного клиренса, когда он уменьшается из-за усадки пружин. Как правило, такое происходит на машинах, часто передвигающихся по грунтовым дорогам и бездорожью.

Обычно установка проставок проводится в специализированных центрах. Однако некоторые автолюбители сами это делают, ведь особо сложных манипуляций в процессе нет:

  1. Машину поднимают на домкрат. Колесо демонтируют, снимают шланги тормозов и освобождают стойки. Демонтаж последних, на некоторых автомобилях может осложняться конструкцией. Например, на Тойотах приходится разбирать почти половину машины, чтобы добраться до гаек со стороны капота;
  2. Заводские болты стоек меняют на новые, более длинные. Крепят проставки;
  3. Всё собирают обратно. Сложность на данном этапе могут вызвать пружины поперечной стойки, которые сразу не встанут на место. Их надо подпереть другим домкратом, пока они не достанут до крепёжных отверстий.

На задние стойки проставки ставятся утолщённые, каучуковые. Они такого отрицательного влияния на рабочие характеристики автомобиля не оказывают. Только работы в данном случае много: надо убирать задние кресла и оголять кузов из салона.

Распорки

Это резиновые прокладки, которые ставятся между витками амортизационной пружины. Правильнее называть их бафферами. Изготавливаются они из полиуретана или резины. Вставляются в широкие витки пружин, поддерживают их, препятствуя сжатию до критического уровня. Свободно продаются в автомагазинах, стоят примерно 500 рублей за комплект (для Ваз 2107, 2110). После установки автомобиль меньше проседает от собственной массы, ведь пружина сжимается не полностью. Клиренс увеличивается в этом случае примерно на 20-30 мм. Можно и больше, если установить несколько распорок, но в целях эксплуатационной безопасности этого лучше не делать.

Если детали изготовлены из качественного полиуретана со свойствами самовосстановления изначальной формы и гарантией в 100 тыс. км пробега, это наиболее лучший способ увеличения клиренса до 20 мм. Однако такие распорки найти очень трудно, значительно больше встречается некачественных подделок из Китая.

Более длинные пружины

Установка длинных пружин — ещё один вариант модернизации. Это тоже простой способ, что позволяет нарастить лишних 120 мм. С другой стороны, если автомобиль редкий, будет сложно найти в продаже готовые детали. Ещё один недостаток данного варианта повышения дорожного просвета — увеличение кренов, из-за чего сильно страдает управляемость.

Новые пружины рекомендуется ставить с более жёстким разрешением или увеличенным количеством витков. Преимущество — долговременный эффект.

Большие колеса

Легко выполнимый своими руками способ. Задача автолюбителя — купить шины с более высоким профилем, а затем установить их вместо штатных покрышек. В результате дорожный просвет станет на 20-30 мм больше, а конструкция автомобиля не изменится.

Как говорилось выше, от такой переделки увеличивается расход топлива и начинает «глючить» бортовой компьютер. Новая резина, кроме того, не должна иметь меньший профиль, чем заводская покрышка, иначе никакого увеличения клиренса не будет. Установку колёс с большим профилем надо проводить на машине с загруженным багажником, чтобы исключить риск трения покрышки об арки или подкрылки при поворотах.

Существует и другой вариант — замена штатных дисков. Однако этот вариант усложняется подбором элементов под размеры ступицы автомобиля. Если будет хотя бы незначительное отклонение, заводские болты крепления не подойдут к отверстиям.

Рессорные пластины

Если подвеска автомобиля на рессорах, как на Газелях и старых внедорожниках, можно поднять дорожный просвет, добавив ещё 2-3 листа. Однако ввиду того, что найти подходящие размеры сложно, рекомендуется не добавлять, а полностью заменять комплект рессор.

К сожалению, данный способ имеет недостатки: чрезмерная нагрузка на подвеску, изменение центра тяжести и повышение жёсткости.

Пневматическая подвеска

Самый дорогой из всех перечисленных выше способов. Зато он практически лишён минусов. Примечательно, что клиренс регулируется в этом случае по желанию водителя. Он изменяет его кнопкой, установленной в салоне.

Примерная стоимость установки подушек — 100 тыс. рублей. Цена зависит от конструкции автомобиля, состояния ходовой части, возраста машины.

В последнее время появился ещё один вариант поднятия клиренса. Он не такой дорогой, а по эффекту почти сравним с пневмоподвеской. Речь идет о резиновых пневмобаллонах, которые вставляются в задние полые пружины ходовой, а затем накачиваются воздухом. Увеличить дорожный просвет в этом случае можно на 50 мм или больше. Всё будет зависеть от давления внутри баллона. В результате не только поднимется клиренс, но и улучшится управляемость автомобилем, повысится грузоподъёмность. Из недостатков можно отметить только необходимость ручной подкачки.

Изменение клиренса: когда цель не оправдывает средства

В 21 веке, эпохе нанотехнологий, современным водителям до сих пор приходится примерять на себя “шкуру” покорителей бездорожья. Разбитые дороги, ямы, рельсы и крутые бордюры – лишь не полный список препятствий, которые нам ежедневно приходится преодолевать. Увы, иногда нашему автомобилю не хватает каких-то сантиметров. В результате – скрежет, досадная царапина на бампере и. неизбежный ремонт. Можно ли этому противостоять, изменив дорожный просвет у своего авто? И реально ли это сделать, не став объектом пристального внимания ГИБДД? Давайте выясним.

Главная цель изменения дорожного просвета – это улучшение проходимости автомобиля. Конечно, тема улучшения проходимости – удел любителей бездорожья, которые денно и нощно пытаются увеличить ход и работоспособность элементов подвески. Но не только ради преодоления дорожных неурядиц владельцы автомобилей хотят доработать их подвеску. Некоторые Практичные водители прибегают к этому способу для того, чтобы увеличить грузоподъемность. А молодежь, наоборот, занижает подвеску машины для лучшей управляемости, а подчас ради откровенных “понтов”.

Здесь нужно сразу отметить, что с целью обеспечения безопасности дорожного движения с 1 июня 2014 года в России запрещена эксплуатация автомобилей, дорожный просвет которых не соответствует их паспортным данным. Как отмечают в ГИБДД, в первую очередь, данное правило нацелено на тех водителей, которые занижают дорожный просвет и тем самым “тормозят” поток автомобилей при проезде дорожных неровностей. К ним применимо то же правило, что и к любому другому автовладельцу, внесшему в конструкцию транспортного средства изменений, не предусмотренных заводом-изготовителем. За это сегодня грозит административный штраф в размере 500 рублей.

Поэтому все, что написано ниже, ни в коем случае не является руководством к действию. Это скорее ликбез для тех, кто решил сделать из своего автомобиля выставочный образец для какого-нибудь авто-шоу. Либо участвовать в трофи-рейдах, преодолевая препятствия где-нибудь в непролазной глуши. Ездить на таком измененном транспортном средстве по дорогам общего пользования – запрещено.

Пружины и амортизаторы

Данный тип можно назвать самым простым и дешевым. Ведь, по сути, для изменения дорожного просвета автомобиля достаточно лишь произвести замену стоек, состоящих из пружин и амортизаторов с необходимыми нам характеристиками. Эта “переустановка” позволит изменить клиренс в большую или меньшую сторону. Но, тем не менее, для себя нужно уяснить следующее. Амортизаторы бывают двух видов – гидравлические и газогидравлические (часто их называют газонаполненными или просто газовыми). В гидравлических амортизаторах гашение колебаний происходит за счет перетекания жидкости (как правило, это масло) из одного резервуара в другой и обратно через специальную систему клапанов, что обеспечивает достаточную плавность хода и конечного комфорта для водителя. Во втором типе амортизаторов также присутствует жидкость, но она предварительно сжата небольшим объемом газа. Газовые амортизаторы делают ход подвески более жестким, и автомобиль на дороге чувствует себя более управляемым.

Пружины же бывают стандартные и усиленные, повышающие и понижающие. Стандартные рассчитаны на усредненные условия эксплуатации, а усиленные – за счет увеличенного сжатия – помогают лучше преодолевать проселочные дороги. Понижающие и повышающие позволяют изменить клиренс автомобиля. Первые необходимы для увеличения клиренса автомобиля, за счет дополнительного витка и способствуют его лучшей проходимости на пересеченной местности. Вторые же, как следует из названия, уменьшают дорожный просвет автомобиля и улучшают его управляемость на высоких скоростях.

К первостепенным плюсам подобных изменений можно отнести их незначительную стоимость, заметный прирост улучшенных дорожных характеристик и достаточную надежность. Сами операции по замене можно выполнить самостоятельно. Но учтите, что повышающие амортизаторы и пружины могут негативно сказаться на устойчивости автомобиля при высоких скоростях, а понижающие, наоборот, ухудшат проходимость на наших дорогах. А это очень серьезный минус.

Наиболее известны и популярны пружины и амортизаторы таких производителей, как DEMFI, KYB, SS20, СААЗ, KONI, MONROE, SACHS и др.

Стоимость амортизаторов и пружин в сборе невелика: около 3500 рублей за комплект. Порог же заканчивается десятками тысяч рублей. Но здесь стоит уделить внимание производителям. Ведь на рынке эти запчасти наиболее подвержены контрафактному производству. Поэтому при покупке проверяйте целостность упаковки. Запчасти не должны содержать сколов, трещин, раковин и следов коррозии. Избегайте покупок на развалах и рынках-однодневках. Помните, что от подвески напрямую зависит управляемость автомобиля, а с ней – и ваша жизнь.

Проставки

Эти специальные приспособления устанавливаются между элементами подвески. Передние проставки по конструкции выполняются в виде кронштейна-короба с крепежными отверстиями, а задние изготавливаются в форме колец с тремя проушинами. Материалы, из которых производятся проставки, могут быть различными – металлическими, пластиковыми, полиуретановыми или же комбинированными.

Достоинство в модернизации подвески проставками заключается в том, что они позволяют увеличить клиренс автомобиля и “вернуть” в исходное положение просвет, когда пружины дают усадку от увеличения грузоподъемности. Плюс ко всему, с установкой тоже не возникнет проблем. Ее вполне можно выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами сервисного центра.

Впрочем, у проставок есть и свои минусы. Увеличенный просвет смещает вверх центр тяжести машины, что, несомненно, повлияет на устойчивость автомобиля и его управляемость. Изменяется в худшую сторону жесткость и надежность подвески за счет изменения развала, схождения и угла наклона поворота колес. Увеличивается износ узлов рулевого управления, меняется работа амортизаторов подвески.

Комплект проставок (2 шт.) в автомобильных магазинах и рынках стоит от 1000 рублей, в зависимости от марки автомобиля и производителя. Наибольшим спросом пользуются проставки таких производителей, как ABS, Leoni, ПК “Полимер” и др. При покупке обязательно требуйте сертификат соответствия или патент на данные изделия, чтобы удостовериться в том, что перед вами не откровенная “кустарщина”.

Пневматическая подвеска

Все из нас, наверняка, видели в кинофильмах или видеороликах в Интернете автомобили, подвеска которых поднимается или опускается по желанию водителя. Волшебство происходящего заключается в том, что подвеска машин – пневматическая. В настоящее время такой тип подвески не является диковинным и серийно устанавливается на ряд автомобилей бизнес-класса, грузовики и даже на полуприцепы.

Как рассказал Волга Ньюс консультант тольяттинской тюнинг-компании “LowFamily” Александр Исаев, упрощенно пневматическая подвеска состоит из специальных пневмоэлементов на каждом колесе автомобиля: компрессора, ресиверов, воздушных магистралей и управляющей электроники. “Компрессор подает сжатый воздух в ресивер и исполнительные механизмы, которые регулируют клиренс автомобиля. Воздушные магистрали соединяют все части пневматической подвески в одну систему. А электронный блок за счет специальных датчиков “сканирует” параметры положения кузова, его наклон, ускорение машины и производит регулировку подвески”, – разъясняет Александр.

Установка такой системы может быть произведена практически на любой тип подвески – от стоек типа “МакФерсон” до сложной “многорычажки”.

Пневмоподвеска бывает одно-, двух- и четырехконтурная. Одноконтурная система ставится на любую из осей автомобиля, позволяя регулировать жесткость в зависимости от загрузки машины. Система с двумя контурами позволяет произвести установку как на одну, так и на две оси сразу. Четырехконтурную же систему можно отнести к наиболее сложным системам, так как в ней применяется электронный блок управления, который берет управление “на себя” в автоматическом режиме. Но из-за сложности установки и дороговизны такая система в России, а тем более в Самаре используется крайне редко.

Чтобы не запутаться в сложной установке компрессоров, пневмоэлементов и рисеверов, лучше эту работу предоставить профессионалам, которые смогут и смонтировать все элементы пневмоподвески, и правильно ее настроить. При самостоятельной же установке пневматическая подвеска будет иметь только функцию изменения высоты кузова.

Основные достоинства пневматической подвески – высокий уровень комфорта, безопасности и проходимости, обусловленный плавностью хода и отсутствием шумов за счет работы сжатого воздуха. Из недостатков же стоит отметить достаточную дороговизну покупки элементов пневмоподвески и ее установки с конструктивными изменениями. Самым же жирным минусом можно назвать низкую ремонтопригодность и подверженность воздействию дорожных реагентов и низких температур в зимний период. “Также минусы пневмоподвески относятся к периодической ревизии системы”, – замечает Александр Исаев.

“Пневмоподвеску стоит ставить в тех случаях, если у тебя “шоу-кар”, для занижения и эффектной внешности и для того, чтобы машина могла “плясать”, – советует Александр Исаев. – Также она подойдет, если у вас джип и есть необходимость завысить дорожный просвет. А если это грузовик, то такая подвеска окажется весьма кстати, чтобы при загрузке он не проседал или не кренился”.

Стоимость пневматической системы зависит в первую очередь от количества контуров. Одноконтурная система будет стоить гораздо дешевле, чем двух- или четырехконтурная. Но, в целом, цена такой доработки подвески гораздо выше предыдущих вариантов. Плюс ко всему, на конечную стоимость накладывается хорошая цена за работы по установке. В среднем, ценовой диапазон начинается от 40 тысяч рублей за полный комплект на все четыре колеса и заканчивается на уровне 100-120 тысяч. Выбирать же комплектующие стоит из всемирно известных фирм Viair, AirLift, Stinger и др. “При выборе стоит обратить внимание на фирму – производителя подушек и других комплектующих, – поясняет специалист. – Лучше переплатить, чем потом встать в поле из-за отказавшего датчика положения кузова”.

Ссылка на основную публикацию