Эквалайзер лорта

Параметрический эквалайзер и его подробный обзор

Параметрический эквалайзер в состоянии скорректировать большинство «ляпов» акустических систем, устанавливаемых в автомобиле. Это идеальное решение для меломана, не имеющего специального измерительного оборудования, которое в автомобиль и не поставишь.
Параметрические эквалайзеры очень удобны, когда настройка требуется в 3-4 полосах.

Немного полезной информации

Эквалайзер параметрический лорта э 005с

Особенности таких регуляторов в следующем:

  • Параметрическим данный регулятор назван отчасти из-за того что для каждой из частот осуществляется отдельная настройка. Так, центральная частота или Frec корректируется отдельно. То же самое можно сказать и про две другие полосы: Q и Gain (величину подъема).

Примечание. Существуют такие модели параметрических регуляторов, в которых есть возможность даже выставлять на каждую полосу определенный тип кроссовера.

  • Одним словом, эти регуляторы имеют по три органа управления. Что касается диапазонов изменения значений, то они могут достигать очень больших величин.
    К примеру, если глубина корректировки тембра составляет порядка 15-20 дБ, то частота настройки способна изменяться в 100 и более раз. А добротность и того больше. В отдельных моделях изменения возможны и до 1000 раз;
  • Получается, что при использовании такого регулятора пользователю дается возможность точно подбирать нужную частоту, а также эффективно ее регулировать;
  • Отметим сразу, что аналоговые параметрические регуляторы сегодня встречаются крайне редко. Зато, после достижений в области цифровой обработки стали выпускаться цифровые параметрические регуляторы с большим количеством настраиваемых частот (практически неограниченным), чем у аналоговых.

Примечание. Скажем больше. В цифровых регуляторах часто имеются еще и дополнительные параметры полос. К примеру, такие как тип кроссовера, характер кривой и прочее.

  • Нередко параметрические регуляторы служат, как один из составных обработки АС процессоров;
  • Случается и такое, что в некоторые бюджетные автомагнитолы устанавливаются регуляторы с ограниченными возможностями. Этот вариант называется полупараметрическим.

Фильтры

В параметрических эквалайзерах используются следующие типы фильтров:

  • Лоу пасс – отвечающий за НЧ;
  • Хай пасс – отвечающий за ВЧ;
  • Пекинг – полосовой фильтр;
  • Лоу шелф – низкочастотная полка или шельф;
  • Хай шелф – ВЧ полка.

Эквалайзеры с различным количеством полос

30-полосный профессиональный эквалайзер

Итак, в тех случаях, когда нужна бывает коррекция 3-4 полос, то подбирается соответствующий эквалайзер (см.Как настроить правильно эквалайзер). Он позволяет провести регулировку только в требуемых частотных полосах, не затрагивая другие участки. В результате этого значительно снижаются искажения сигнала.

Примечание. Существует даже такое высказывание, что автомобильные регуляторы звучания с настраиваемой добротностью, с точки зрения минимального вмешательства в сигнал, вне конкуренции.

Поговорим теперь о профессиональных автомобильных эквалайзерах. Они уже корректируют большее количество локальных дефектов. В некоторых случаях используется 15-полосный вариант, порою даже 30-полосный с фиксированной добротностью.

Примечание. Такие профессиональные модели требуют постоянного контроля акустической системы, так как получение гарантированного результата, в противном случае, просто невозможно. Считается, что именно по этой причине многополосные эквалайзеры не получили широкого распространения.

Принципиальная схема эквалайзера

Большая часть параметрических эквалайзеров, встроенные в автомагнитолы и отдельные спроектированы с учетом именно этих особенностей. Соответствие с ними в большинстве случаев и определяют цену.
Настройка параметрического эквалайзера может быть спокойно осуществлена своими руками. Достаточно будет иметь под рукой инструкцию и фото – материалы. Не помешает и подробный видео обзор.

Описание эквалайзера Прибой Э-014С

Прибой Э-014С

В данной статье поведу разговор об эквалайзере Прибой Э-014С. Как ко мне попало данное устройство уже точно не скажу, так как живет у меняя данный аппарат уже довольно долго, да и не столь важно это. На написание данной статьи меня побудило то, что в то время когда я покупал данное устройство отзывов об устройствах данного типа было довольно мало (по крайней мере, информации по поводу устройства было довольно мало) а данная техника всегда интересовала определенный круг пользователей. В основном это начинающие «слушатели», которые не могут себе позволить купить импорт (да и стоит ли он тех денег? вопрос как известно до сих пор однозначно не решен, так как много зависит от ценовой категории техники). Как видно из фотографии (рис.1) это эквалайзер так называемого графического типа, то есть все изменения АЧХ видны в виде виртуального графика, образованного регуляторами устройства.


Рис.1. Фронтальный вид эквалайзера Прибой Э-014С.


Рис. 2. Задняя панель эквалайзера Прибой Э-014С.


Рис. 3. Фотографии внутренностей эквалайзера Прибой Э-014С.

Приступим так сказать к разбору полетов. Сам по себе это устройство просто замечательное решение, так как позволяет получить оптимальный звук практически в любой комнате (например придушив частоту 31,5 Гц можно очень просто уменьшить резонансные явления возникающие в комнате при прослушивании музыки на больших громкостях), так же можно исправлять недостатки звукового тракта/записи, ну и наконец позволяет настроить звучание вашего комплекса по вкусу (понятное дело в пределах разумного). Данный прибор имеет 10 полос регулирования (соответственно 31.5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000, 16000 Гц), регулировка осуществляется с уровнями ±12 Дб, также имеется 5 входов (электрофон, тюнер, усилитель предварительный, магнитофон 1 и магнитофон 2) и непосредственно один выход на усилитель мощности/полный усилитель (следует отметить что данное устройство может ставиться как и перед усилителем, так и между предварительным усилителем и усилителем мощности), т.е. получается помимо регулирования звука данное устройство можно использовать как селектор каналов. Пользовался я данным прибором довольно долго, так как с его помощью можно получать даже с MP3 довольно приличное звучание.

Лично я пользовался такими настройками, которые представлены на рисунке 1, так как сам по себе люблю высокие частоты и басовую составляющую. В общем устройство довольно неплохое как для неискушенного пользователя, однозначно можно сказать что оно работает намного лучше нежели эквалайзеры встроенные в плееры (источником звука у меня был и есть компьютер, по идее он должен регулировать лучше чем отдельное устройство, так как у него обработка идет на цифровом уровне, возможно это связано с несовершенными алгоритмами). Самой большой проблемой устройства является его селектор, так как все время у меня пропадал правый канал и приходилось шевелить селектором. Дорабатывал его по минимуму, в принципе это и доработкой тяжело назвать, так как просто напросто были заменены советские электролиты на импорт. В общем если обратиться к его схемотехнике, то прекрасно видно что он построен полностью на операционных усилителях, то есть имеем очевидное внесение в звуковой тракт шумов я являющихся атрибутикой всех микросхем (в большей или меньшей мере, это обусловлено очень плотной упаковкой элементов в кристалле и как следствие большую подверженность самонаводкам, это лично мой взгляд, найдутся люди готовые это оспорить но как по мне к советским микросхемам, в частности К553УД2, это утверждение относится со 100% точностью). Часто встречал в интернете рекомендации по замене К553УД2 на прочие импортные операционники, но данную идею всегда отбрасывал, так как не было возможности (на то время) заняться данной работой. Если у вас есть желание заменить, то пожалуй стоит рассмотреть этот вопрос по внимательнее, эффект я думаю просто обязан быть 100%.

Ну так как эволюция не стоит на месте, то и мне пришло время слезть с музыки в lossy форматах (Сжатие данных с потерями — это метод сжатия данных, когда распакованный файл отличается от оригинального, но «достаточно близок» для того, чтобы быть полезным каким-то образом.) и начать слушать музыку в форматах lossless (Сжатие без потерь (англ. Lossless data compression) — метод сжатия информации, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния.) и тут же стали ощущаться недостатки эквалайзера, в частности стало прекрасно слышно как эквалайзер огрубляет верхние частоты, по этой причины ради интереса он был временно исключен из звукового тракта. Как и ожидалось изменения в звуке были просто феноменальные (оговорюсь сразу что изменения коснулись только ВЧ диапазона) громкость его немного уменьшилась, верха стали более мягкие и нежные, более реалистичные, стали уловимы даже мелочи. Звуковая картина стала более сбалансированной.

В заключение хочется сказать, что для достижения оптимального звучания не обязательно применение эквалайзеров (о параметрических я речь не веду, так как это немного другой вопрос), например более полезным будет более грамотная установка техники в комнате.

Эквалайзер будет хорош для техники 1-2 класса сложности, так как он реально позволит улучшить звук, так как на фоне недостатков этой аппаратуры недостатки эквалайзера просто меркнут, да и решаема эта проблема в нынешнее время.

Удачи всем в стремлении к качественному и реалистичному звучанию ваших систем.

Эквалайзер лорта

Напряжение питания
Потребляемый ток при отсутствии сигнала 7мА
Число полос регулировки 7
Глубина регулировки +/-12дБ
Коэфф. усиления 0,8
Коэфф. гармонических искажений 0,02%

Давайте посмотрим схему:

Итак, на схеме, два компонента – сама микросхема и семь полосовых фильтров, состоящих из двух конденсаторов и одного резистора, которым, собственно и регулируется усиление или ослабление выбранной частоты. При выбранных конденсаторах регулируются следующие полосы:
60Гц, 150Гц, 400Гц, 1кГц (давить!),2,5кГц, 6кГц и 15кГц.

Разумеется, их можно пересчитать на другие частоты. И для этого есть весьма простые формулы:

Резонансная частота считается так:

Так как R0 и R упрятаны внутрь микросхемы и равны 1,2 кОм и 68 кОм соответственно, то формулу можно упростить до следующего:

Значения в формулу можно подставлять или в микрофарадах и килоомах, тогда на выходе мы получим килогерцы, или в фарадах и Омах, тогда получим герцы.

Ну и добротность каждого фильтра считается так:

С учетом описанных выше обстоятельств получим:

Емкость в эту формулу можно подставлять в чем угодно – добротность величина безразмерная.

Питать все это добро нужно от стабилизированного источника, собрать который можно, например на КРЕН9А. Да, кстати, я надеюсь понятно, что на схеме изображена схема одного канала, а если у вас их несколько – два, например, то надо собрать два таких вот одинаковых канала.

150 АС-007 «Лорта”

Изготовитель: ЛПО им. В.И. Ленина, г. Львов; завод «Ферроприбор», г. Ленинград.

Назначение: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях уменьшенных габаритов. 25 АС-027 «Афмитон», 150 АС-007 «Амфитон” и 150 АС-007 «Лорта” абсолютно идентичные АС как внешне, так и внутренне. Всё отличие сводится к шильдику с надписью 25 и 150, что означает 25 Вт номинальных и 150 Вт кратковременных соответственно. Так что будьте осторожны в подаваемой мощности, так как все АС имеют одни и те же динамики.

Характеристика

3-х полосная напольная АС с фазонвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-17 дБ) – 31500 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 10 – 50 Вт

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ± 4 дБ

Чувствительность: 86 дБ

Характеристическая чувствительность: 0,4 Па/√Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления: 3,2 Ом

Предельная (паспортная) мощность: 50 Вт

Частота раздела фильтров:

Размер (ВхШхГ): 60х32х27 см

Описание

Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38 мм.

В акустической системе 25 АС-027 использован следующий набор головок: низкочастотная — 50ГДН-З, среднечастотная — 20ГДС-З, изготовляемые ПРЗ, г, Ивано-Франковск, и высокочастотная изодинамическая — 25ГДВ-1, изготовляемая заводом «Ферроприбор» г. Ленинград. Головки обрамлены декоративными накладками из пластмассы: накладки головок НЧ и СЧ – круглые с четырьмя крепежными отверстиями; накладка головки ВЧ, обрамляющая одновременно и круглое отверстие фазоинвертора, — прямоугольной формы. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным герметичным пластмассовым колпаком.

На лицевой панели, кроме того, расположен декоративный шильдик с названием АС и основными техническими характеристиками. Головки защищены спереди от внешних механических воздействий черненой металлической сеткой. Фазоинвертор имеет следующие геометрические размеры: диаметр 55 мм, длина 165 мм, частота настройки 25 – 30 Гц.

Внутренний объем АС 41 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС, резонансов внутреннего объема корпуса на его внутренних стенках закреплены звукопоглощающие маты — техническая вата, обтянутая марлей. Внутри корпуса на едином стальном шасси смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко-, средне- и высокочастотных полос АС. Фильтры обеспечивают частоты разделения: между головками НЧ и СЧ — 500 Гц, между головками СЧ и ВЧ — 3000 Гц.

В конструкции фильтров применены резисторы типа С5-35В, конденсаторы МБГ0-2, катушки индуктивности на пластмассовых каркасах с «воздушными» сердечниками. На задней стенке корпуса имеется отверстие, через которое выходят подводящие провода, заканчивающиеся разъемом ОНЦ-ВИ-1-2/16-В.

В комплект поставки входит подставка специальной формы, изготовленная из стального прута и обеспечивающая при необходимости изменение угла наклона акустической оси АС.

Ссылка на основную публикацию