Как определить что стойки пора менять

6 верных признаков, что вам пора сменить амортизаторы

Амортизаторы — важнейшие детали в конструкции любого современного автомобиля. От их правильной работы зависят уровень комфорта, эффективность торможения, управляемость машины и даже срок службы элементов подвески и шин. При этом служат амортизаторы не так уж и много — всего несколько десятков тысяч километров. Именно поэтому они нуждаются в регулярной ревизии и своевременной замене. Однако определить, исправны ли амортизаторы на вашем автомобиле, порой непросто. Мы решили помочь вам в этом нелёгком деле и насчитали по крайней мере шесть признаков того, что амортизаторы пора сменить на новые.

О том, какие бывают амортизаторы и как правильно их выбрать, мы подробно рассказываем в отдельном материале. Здесь же напомним основные моменты, которые стоит знать. Обычный амортизатор — это герметичная трубка, заполненная гидравлической жидкостью. Внутри неё ходит поршень со штоком. Гидравлическая жидкость перетекает из одного отсека в другой по специальным перепускным клапанам. Это создаёт определённое усилие и не позволяет автомобилю раскачиваться на неровностях. Крепится деталь к кузову и элементам подвески за корпус с одной стороны и за шток — с другой. В качестве дополнительных демпфирующих элементов выступают резинометаллические втулки и подушки, расположенные в местах креплений.

А теперь перейдём к главному — признакам поломки и некорректной работы амортизаторов.

1. Вибрации во время движения

Когда уплотнение на поршне амортизатора изнашивается, гидравлическая жидкость начинает перетекать из одного резервуара в другой не только через перепускные клапана, но и непосредственно через уплотнитель. У штока появляется свободный ход — деталь теряет эффективность и выполняет свои функции лишь частично. На ходу это проявляется увеличением вибраций и появлением толчков на рулевом колесе. Гиперчувствительность на неровностях означает, что вам нужно обратить внимание на амортизаторы. Не исключено, что они уже выработали свой ресурс. К слову, даже производители с мировым именем и стабильно высоким качеством продукции не дают гарантии на эту деталь свыше 100 тыс. км пробега. Как правило, заявленный ресурс этой детали — 70–80 тыс. км. У производителей попроще жизненный цикл амортизаторов ещё меньше.

2. Клевки и увод автомобиля в сторону на торможении

Когда уплотнения внутри амортизатора изнашиваются, а перепускные клапана перестают работать правильно, даже незначительное торможение или движение рулём в сторону приводят к ощутимой раскачке кузова. Типичное проявление неисправности — сильный клевок на торможении или чрезмерные крены кузова в поворотах, нередко требующие подруливания. Автомобиль начинает неохотно заходить в виражи.

3. Вялое торможение

При неисправных или плохо работающих амортизаторах колёса автомобиля уже не так плотно прижимаются к дорожному покрытию и начинают по нему «плясать». Это приводит к кратковременному проскальзыванию покрышки. Эффективность тормозов падает, а время реакции на нажатие тормозной педали сильно возрастает.

4. Неравномерный износ шин

Параллельно с падением эффективности тормозов уменьшается и ресурс шин. На ходу колёса автомобиля начинают подскакивать, а затем снова цепляться за асфальт. Это приводит к неравномерному и повышенному расходу резины. Балансировка колёс нарушается, появляются проплешины на шине, также страдает ступичный подшипник — он быстро выходит из строя от постоянной вибрации. Внимательно изучайте протектор всех колёс.

5. Потёки гидравлической жидкости

Верным признаком выхода из строя амортизатора являются запотевания и потёки на его корпусе. Негерметичность резервуара с гидравлической жидкостью приводит к утечкам и подсосу воздуха. В результате шток амортизатора начинает ходить свободно, без усилий, а деталь становится полностью неработоспособной. Запотевший амортизатор может поработать ещё какое-то время, пока вы не купите новую деталь, а сильные потёки говорят о том, что он уже не работает и висит на машине мёртвым грузом.

6. Растрескивание и деформация крепёжных втулок

Ещё одним симптомом наступления старости амортизаторов является растрескивание и разрушение крепёжных резинометаллических втулок и подушек, через которые эти детали прикручиваются к кузову и подвеске. Износ данных элементов приводит к свободному перемещению всего амортизатора и появлению неприятных стуков. Сам амортизатор при этом может быть ещё хорошим, но неремонтопригодным: отдельно резинометаллические втулки, как правило, не продаются и не меняются. Пора приобрести новые амортизаторы в сборе — ваши уже изрядно поработали и просятся в утиль.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных симптомов, лучше всего не оттягивать визит в сервисный центр. Окончательный диагноз можно установить, загнав автомобиль на специальный вибростенд. Он хорошенько протрясёт машину и вынесет точный вердикт — поездить ли ещё какое-то время либо незамедлительно сменить амортизаторы на новые. К слову, меняются эти детали только парно — по два впереди и два сзади. В противном случае ничего хорошего не произойдёт: плохая управляемость, уводы и посредственное торможение никуда не денутся.

При диагностике амортизаторов особое внимание уделите внешнему осмотру (нарушение герметичности — основная причина выхода детали из строя). Также рекомендуем попробовать раскачать руками автомобиль, сильно надавливая сверху на каждый из углов кузова, а затем резко его отпуская. При неисправном амортизаторе машина будет сильно раскачиваться вверх-вниз с большой амплитудой. Наиболее точно определить, насколько хорошо работает амортизатор, можно лишь после демонтажа детали с автомобиля. Однако делать это самостоятельно при отсутствии должных навыков и знаний мы категорически не рекомендуем. Лучше доверить эту операцию профессионалам.

Амортизаторы – как проверить и когда менять?

Амортизаторы обеспечивают не только комфорт во время движения (сглаживают неровности дороги). В первую очередь они заботятся о безопасности. Благодаря эффективным амортизаторам шины гарантированно имеют постоянный контакт с поверхностью дороги. Колеса не теряют сцепление даже на ухабах.

Если амортизатор неисправен, то шина подпрыгивает на неровностях и не имеет постоянного контакта с дорогой. Это приводит к потере стабильности и к увеличению тормозного пути.

Особенно опасны неисправные амортизаторы в автомобилях с ABS и ESP. Почему? ABS постоянно следит за тем, чтобы колеса при торможении замедляли вращение без блокировки. При блокировании колеса и уходе в занос, АБС на долю секунды «отпускает» тормоза. При торможении с «уставшим» амортизатором колесо постоянно подскакивает, а шина теряет сцепление с дорогой. В этот момент по сигналу с датчика система АБС ослабляет усилие на тормоза. Результат? Увеличение тормозного пути на несколько метров. Кроме того, неисправные амортизаторы могут привести к уходу с привычной траектории при быстром прохождении поворотов.

Главная проблема заключается в том, что амортизаторы теряют свою функциональность постепенно. В результате подвеска становится все более и более мягкой, а водитель этого практически не замечает.

Другие симптомы износа амортизаторов более очевидные – утечки масла, частое срабатывание АБС при торможении, раскачка автомобиля при преодолении неровностей или трамвайных рельсов.

Амортизаторы должны проверяться во время технического обслуживания автомобиля. Коэффициент полезного действия должен составлять не менее 50-80 процентов. Диагностика проводится на специальных электронных устройствах, которые исследуют силу демпфирования и определяют в процентах эффективность амортизаторов. Оба амортизатора должны иметь одинаковую эффективность. Разница не должна превышать 20 процентов.

Водитель может и сам проверить исправность амортизаторов. Для этого необходимо «надавить» на край крыла, затем отпустить и посмотреть – как энергично кузов возвращается в исходное положение и сколько совершает «кивков» (один или несколько). Если колебаний несколько, то амортизатор уже изношен или даже неисправен.

Что важно – амортизаторы всегда следует менять парами, даже если один из них еще в норме. Почему? Потому что только тогда обеспечивается равномерное демпфирование и максимальное сцепление колес с дорогой.

Экономия на замене амортизаторов, в конечном счете, приводит к более высоким затратам. Дело в том, что изношенные элементы ходовой снижают ресурс и других компонентов. Так чрезмерное перемещение нагрузки с задней на переднюю ось при торможении (из-за неисправных передних амортизаторов) сокращает срок службы тормозных колодок. Кроме того, возникает неравномерный износ шин, рулевых наконечников, шаровых опор и сайлентблоков.

VasKey › Блог › Амортизаторы: сколько на роду написано?

Заставить современного «наездника» раскошелиться на новые амортизаторы порой весьма проблематично. Для этого машина должна повести себя просто пугающе плохо. Со мной это когда-то случилось в далекие семидесятые, когда корма папиных «Жигулей» вдруг стала угрожающе раскачиваться вверх-вниз после каждой кочки. Машина превратилась в подобие резинового мячика, прыгающего по дороге. Годы прошли, но суть дела не изменилась.

Тогда, как выяснилось, «померли» оба задних амортизатора сразу. В эпоху дефицита это казалось почти смертным приговором, но мне повезло: жигулевский магазин в Текстильщиках одарил меня как раз парой нужных мне изделий на «копейку» – последними, кстати говоря.
Марку дефицитных амортизаторов я не знаю – в те времена таких вопросов просто не задавали. Это сегодня можно купить KYB, KONI, Monroe, Sachs, Boge, Bilstein – все это очень серьезные амортизаторные бренды, представленные в России. А тогда искали просто «амортизаторы на 2101»…
Вспоминая тот случай, замечу, что явные признаки отказа были налицо. Но сегодня понятно, что кончина наступила не мгновенно: просто я по неопытности не замечал ее симптомов. Их можно было почувствовать как по поведению машины, так и при визуальном осмотре амортизаторов.

Как меняется поведение машины?

1. Клевки при разгоне и торможении
2. Раскачка автомобиля при маневрировании
3. Увеличение тормозного пути
4. Приходится постоянно подруливать
5. Чувство усталости водителя на привычных ранее пробегах

Внешние признаки выхода из строя амортизаторов

1. Износ сальника и штока (появление течи)
2. Естественный износ сайлент-блоков
3. Повреждения корпуса и/или крепежных элементов

Невидимые признаки выхода из строя амортизаторов

1. Изменение свойств амортизационной жидкости (старение, попросту говоря)
2. Износ уплотнения поршня и внутренних стенок рабочего цилиндра
3. Естественная деформация пластин клапанного механизма

Иными словами, амортизаторы изнашиваются постепенно, но постоянно!

Конечно, самый распространенный «в народе» способ проверки состояния амортизаторов – раскачать кузов автомобиля. Но на практике так можно определить только два крайних состояния: демпфер полностью вышел из строя либо его подклинивает. А сопротивление элементов многорычажной подвески вообще сводит ценность такого метода почти к нулю. Проще съездить на СТО.

При каком пробеге надо менять амортизаторы?

Типичный вопрос, но точного ответа нет и быть не может. Срок замены амортизаторов во многом зависит от условий эксплуатации, состояния остальных элементов амортизаторного узла и подвески, а также шин и колесных дисков. Например, изношенная пружина сокращает срок службы амортизатора более чем в два раза. А в среднем та же KYB рекомендует в России менять амортизаторы через каждые 70 тыс. км, проводя диагностику не позднее чем через каждые 20 тыс. км пробега. Примерно те же цифры называет Monroe: 80 тысяч плюс диагностика. Рассказы бывалых про то, как родные амортизаторы отходили без проблем тысяч триста (кто больше?), отнесем к «охотничьим байкам». Кстати, моторное масло меняют куда чаще.

И еще о сроке службы. Для его увеличения старайтесь не устанавливать на машине рекордов по перевозкам излишних тяжестей или в гонках по бездорожью. С наступлением холодов после трогания с места старайтесь хотя бы первые 500 м двигаться медленно, чтобы амортизаторы немного прогрелись и пришли в рабочий режим.

Скорость перемещения штока амортизаторов составляет до 4 м/с, а температура жидкости в них достигает 120 °C. При этом давление газа внутри амортизатора может достигать 50 атмосфер. И все это при количестве циклов на километр пробега примерно колеблющемся в диапазоне 1500-2500. В пересчете на 70 тыс. км рекомендованного пробега это составит примерно 120-200 млн циклов.

Отметим, что амортизатор состоит примерно из 70 деталей, половина из которых – компоненты клапанного механизма. Чтобы максимально удешевить его производство, ряд восточных изготовителей экономит на каждой из них. Говорить всерьез о ресурсе и надежности при этом не имеет смысла.

Чем опасны изношенные амортизаторы?

Потеря сцепления шин с дорогой
Увеличение тормозного пути (особенно на автомобилях с системой ABS!)
Некорректная работа электронных систем (ABS, ESP и т.п.)
Ухудшение управляемости автомобиля
Раннее появление эффекта аквапланирования на мокрой дороге
Мерцание света фар, ослепление встречных водителей в темноте
Потеря комфорта
Увеличение усталости водителя и пассажиров
Ускоренный износ шин, других деталей подвески и прочих систем автомобиля

Как и где купить амортизаторы?

По-моему, это самый больной вопрос. Бежать в магазин, ехать на сервис, обращаться к официалам? Отвечу так: конечно, самый простой способ – брать оригинал у официалов. Пусть это дорого, зато спокойно. Если что не так, то никаких разговоров на тему «Где вы это взяли?» не последует.
Если же переплачивать категорически не хочется, то остаются магазины и СТО. В магазине нужно поискать изделия с того же конвейера, что и оригинал. Что до подделок, то тут уже каждый бренд ведет себя по-своему. Производители рекомендуют приобретать их продукцию только в сертифицированных магазинах и на авторизированных СТО. В этом случае при покупке вам должны выдать гарантийный талон (2 года или вышеупомянутые 70 тыс. пробега). Что до поиска нужной СТО, то выбранный вами дилер должен посоветовать место, где ставят точно фирменное изделие. Если у кого-то есть другие решения, с удовольствием к ним прислушаюсь.

В общем, не экономьте на амортизаторах, коллеги. Не берите пример с «благополучной Европы»: там каждая вторая пожилая машина ездит с абсолютно убитыми амортизаторами − что в Германии, что во Франции, что в Италии. Кстати говоря, при наличии ABS машина с убитыми амортизаторами начинает тормозить гораздо хуже, чем без нее…

Амортизаторы: исправны или нет?

Капель напоминает о приближении активного автомобильного сезона. Перед большим путешествием нужно убедиться в исправности авто. Амортизаторы проверяем с Михаилом Колодочкиным.

фотография (3)

1. Осмотреть!

Дешево, надежно и практично. Визуальный осмотр при диагностике амортизаторов — обязательная процедура. Если найти способ взглянуть на амортизаторы, то, по крайней мере, следы масла на корпусе амортизатора можно заметить сразу. Для того, чтобы убедиться в верности диагноза, достаточно протереть амортизатор тряпкой и повторить осмотр через несколько дней. Если машина на подъемнике, то постарайтесь заодно оценить состояние штоков амортизатора: они должны сверкать! Следы ржавчины или прочие некрасивости — признак неисправности.

О проблемах с амортизаторами могут рассказать и шины. Неравномерные пятна износа намекают на неисправность. Еще стоит оценить состояние защитных комплектов (пыльников) и пружин, затем — верхних опор. Ну а в идеале — и всех остальных элементов подвески. Но тут уже нужен опытный глаз.

К сожалению, сам по себе неисправный амортизатор может не иметь внешних признаков износа. Его неэффективная работа может быть вызвана износом внутренних компонентов и материалов: вычислить это визуально невозможно. В таких случаях следует использовать другие способы диагностики, а также припомнить фактический срок его эксплуатации.

2. Покачать!

Не самый точный, зато самый популярный и наглядный способ диагностики. Требуется энергично раскачать переднюю/заднюю часть автомобиля, затем снять нагрузку и понаблюдать за тем, как быстро кузов перестанет раскачиваться. Если после снятия нагрузки он совершит более одного такта раскачки, значит, раскачку производили не зря: амортизатор, увы, дрянной… Беда только в том, что таким способом можно определить разве что совсем «дохлое» изделие, да и то при наличии должного опыта. Другое дело, если амортизатор намертво заклинило: это определится мгновенно, поскольку раскачать автомобиль просто не удастся.

Постарайтесь при раскачке не переусердствовать, дабы не повредить кузовные детали — бывает и такое…

3. Поуправлять!

Если при движении автомобиль вдруг обретает некую самостоятельность — рыскает на неровностях, раскачивается во все стороны, неохотно реагирует на руль, то, скорее всего, виноваты амортизаторы. Вопреки устоявшемуся мнению, это проявляется не только на высоких скоростях, а даже если на спидометре вполне «городские» цифры. При этом не нужно выписывать кренделя на дороге — в тихом месте вполне достаточно упражнений типа разгон, торможение, змейка… В любом случае, если управляемость автомобилем со временем ухудшилась, следует обратиться к компетентным специалистам для проведения диагностики.

Для примера можно посмотреть на этом видео, как ведут себя автомобили с исправными амортизаторами и нет.


  • 4. Померить!

    Наиболее простой, довольно быстрый и не такой уж дорогой способ получить общую информацию об эффективности подвески — заехать на диагностический стенд, произвести измерения и выслушать приговор.

    Другой вопрос — насколько точно приговор будет касаться непосредственно амортизаторов. Дело в том, что в случае с различного рода «трясучками» (коих в последнее время становится всё больше), наличие хотя бы одного неисправного элемента (не обязательно амортизатора) существенно скажется на итоговых результатах показателя эффективности. Кроме того, различаются алгоритмы, по которым производится оценка эффективности работы подвески, и диагностика одного автомобиля на разных стендах может привести к тому, что полученные данные о состоянии подвески могут различаться.

    Shockabsorber-replacement-14_

    Известны случаи, когда при диагностике автомобиля на «трясучке» с исправной подвеской и недавно замененными амортизаторами, полученные данные говорили о низкой остаточной эффективности подвески. А вот при «тест-драйве» автомобиль вёл себя идеально. Причина — стенд не был рассчитан на более «жесткие» настройки амортизаторов тюнинговой серии по сравнению с характеристиками оригинальных изделий, в результате — неверный приговор. Что ж, бывает и такое.

    Очень важный момент! На итоговые показатели могут оказывать влияние такие параметры, как давление в шинах, загрузка автомобиля при диагностике, небольшие отклонения от прямой линии при заезде на стенд (появление угла отклонения от продольной оси), случайная установка автомобиля на ручник, неравномерная загрузка автомобиля при диагностике и т.д. Нерадивому мастеру доставит истинное удовольствие «развести» клиента на стоимость новых амортизаторов, чтобы между делом как бы случайно подкачать ему спустившее колесо…

    5. Выводы?

    Единственного заведомо правильного способа для проведения диагностики амортизаторов не существует. Каждому случаю — своя конкретика. Счастливого пути!

    Что стоит или не стоит менять в подвеске

    Здравствуйте подписчики и неподписчики ))) Знаю, этот пост породит множество споров в комментах но все-же я обязан это написать. Сразу объясню, это только мое личное мнение и не более того (хотя оно очень часто совпадает с мнением моих знакомых автомехаников)

    Итак пост о том, что стоит менять в подвеске, а что может потерпеть.

    Для начала выясним, когда же стоит ехать на диагностику подвески. Для начала, если машина в движении круглый год, то стоит заезжать на подъемник раз в полгода. Можете и реже, если уверены что автомобиль у вас качественный, и наматываете пробег вы не по ямам. Кроме того, обязательно надо заезжать на подъемник после какого либо значительного удара по колесам, будь то яма, или дамочка, неудачно выруливающая из двора. если после удара или ямы руль стал хоть немного криво, машину стало вести, а диагностика подвески ничего не показала, то вам стоит заехать на развал-схождение. Это же требуется и после некоторых видов ремонта.

    Итак диагностика подвески указала на:

    1. Амортизаторы. В первую очередь это течь через сальник штока (это видно когда сухая погода, а амортизатор весь в жиже). Менять однозначно, журнал ЗаРулем проводил тест, в котором оценил длину тормозного пути и управляемость автомобиля с вытекшими амортизаторами. Это был тот случай, когда испытатели действительно боялись тестировать автомобиль =). На регулировки подвески на большинстве автомобилей выпуска позже 2010 года не влияет. Кроме переднеприводных ВАЗов, там много лет ничего не менялось, и развал передних колес регулируется болтами крепления амортизатора, так что на ВАЗах и на некоторых иномарках до 2010 года развал стоит отрегулировать после замены амортизаторов.

    2. Шаровые опоры, рулевые наконечники, рулевые тяги. Все что с шаровым шарниром, кроме стоек стабилизатора ( о них позже ) . Все что создано с применением шарового шарнира, со временем начинает люфтить ( болтаться всмысле ). Менять однозначно, эти вещи влияют на поведение автомобиля на дороге, влияют на углы регулировок подвески, гремят, в конце концов. Регулировать углы развала, схождения и остальные – обязательно. Кроме того, совершенно нет смысла регулировать углы при неисправностях подвески, будь то люфты или рваные сайлентблоки, или даже деформированные элементы подвески.

    3. Сайлентблоки и втулки рычагов. Это то, на чем частенько зарабатывают нечистые на руку “слесаря”. Буквально это резиновая прослойка между телом рычага или кулака ( ну в общем элемента подвески) и втулкой болта или шпильки крепления. Двигаться сайлентблок должен! Если слесарь монтажкой, прилагая усилия двигает его и протяжно говорит: “УУУУУ. Да тут у вас совсем хана. ” Не верьте. Сайлентблок это резина, она может деформироваться, но она обязательно должна возвращаться на свое место. То есть, если сайлентблок пружинит, значит он жив, если он сдвигается и остается неподвижным, тогда слесарь вас не обманул. Второй критерий – это разрывы. Сайлентблок не должен быть рваным. он может иметь трещины, но не разрывы.
    Небольшое отступление про полиуретан. Я еще не встречал полиуретановых сайлентблоков, которые проходили после установки больше тысячи километров. Я еще не встречал ни одного автомобиля с установленными с завода полиуретановыми сайлентблоками.

    4. Стабилизатор. Часто его называют лом. Часто стабилизатор крепится к кузову через резиновые втулки. Часто эти втулки растаптываются от постоянных нагрузок и стабилизатор начинает в них болтаться. Гремит это ооочень неприятно. Менять надо когда слесарь, монтажкой может сдвинуть стабилизатор в сторону не напрягаясь. Кроме того есть стойки стабилизатора. И часто эти маленькие, хлипенькие стоечки имеют целых два шаровых шарнира на каждую стойку. Это гремит очень звонко, особенно на переезде через лежащего полицейского немного по диагонали. Часто гремит на новых автомобилях, в основном это первая неисправность подвески из жизни автомобиля. Проверяется просто: слесарь хватается своей грязной могучей рукой за конец стабилизатора и достаточно сильно дергает его в направлении стойки стабилизатора. Стук сразу услышите. Меняется и то и другое в основном без регулировок сход-развала, но бывают случаи когда для замены втулок приходится снимать стабилизатор, тогда и появляется смысл заехать на развал-схождение после ремонта.

    На сегодня это все, не занимайтесь самодиагностикой, доверьтесь профессионалам.

  • Ссылка на основную публикацию