Как промыть систему охлаждения

Способы как промыть систему охлаждения двигателя

Несвоевременная замена охлаждающей жидкости или использование в этом качестве воды приводят к большому количеству отложений внутри радиатора и патрубков. Впрочем, даже при правильной эксплуатации внутри системы охлаждения со временем появляются различные загрязнения. По этой причине ее следует периодически промывать.

Признак потребности системы в помывке — быстрая потеря свойств охлаждающей жидкости. Проходя через загрязненные каналы, даже свежий антифриз или тосол стремительно темнеют. Двигатель при этом начинает чаще перегреваться.

В данной ситуации полная замена охлаждающей жидкости не поможет. Она только отсрочит проблему. Кроме того, стоимость такого решения слишком высока. Оптимальный вариант — определить, чем и как промыть систему охлаждения двигателя.

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Для промывания системы охлаждения используют домашние и специальные средства. К домашним средствам относятся:

  • лимонная кислота;
  • уксус;
  • молочная сыворотка;
  • фанта.

Каждое из этих средств обладает разной степенью очищающего эффекта. Так, промывание лимонной кислотой или уксусом не решит проблему с накипью и большим количеством загрязнений. Зато кислоты прекрасно помогают от ржавчины в системе. Отличным средством показала себя фанта: в ней также содержится большое количество лимонной кислоты.

Молочная сыворотка очищает систему быстро и эффективно. Единственный нюанс ее использования в качестве чистящего средства — необходимость неоднократного предварительного процеживания.

Что касается специальных средств, их широкий ассортимент представлен в магазинах с автохимией. Условно они делятся на четыре группы:

  1. Группа нейтральных жидкостей. Их химический состав не содержит агрессивных кислот и щелочей. Такого рода жидкости применяются в профилактических целях.
  2. Группа кислотных жидкостей. Такие средства предназначены для очистки ржавчины.
  3. Группа щелочных жидкостей. Они используются для удаления накипи.
  4. Универсальные чистящие. Содержат в своем составе и кислоты, и щелочные соединения. Благодаря этому очищают все виды загрязнений.

По факту только универсальные чистящие составы нельзя сделать в домашних условиях. В остальном необходимости приобретать специальные средства нет. Результат от их применения будет таким же, как и от домашних.

Важный нюанс: для промывки системы можно использовать только один вид средства. Также нужно соблюдать пропорции, не стоит делать слишком большую концентрацию. Элементы системы из пластика или резины можно легко повредить с помощью агрессивных кислот или щелочей.

Мягкая промывка системы охлаждения двигателя

Кроме описанных выше средств, не так давно в продаже появился инновационный продукт. Называют его мягкой промывкой системы охлаждения двигателя.

Принцип работы данного средства основан на его необычном химическом составе. Эта жидкость для промывки не содержит кислот или щелочей в принципе, то есть имеет нейтральный кислотно-щелочной баланс. Система катализаторов в ее составе медленно растворяет загрязнения без вреда для системы охлаждения.

Мягкие промывки представлены в магазинах автохимии в двух видах:

  • специальные присадки;
  • концентраты ОЖ.

Такого рода средства заливают в систему охлаждения и эксплуатируют автомобиль, как и прежде. Через несколько тысяч километров пробега система охлаждения будет очищена полностью. С этого момента можно полностью менять охлаждающую жидкость.

Очистка радиатора от загрязнений с помощью мягкой промывки — эффективный и безвредный способ. Его единственный недостаток — это относительно долгий промежуток времени очистки.

Средства для промывки

Большинство современных автомобилистов предпочитают приобретать готовое средство для промывки в магазине, а не заморачиваться с растворами и пропорциями. Популярные жидкости на российском рынке автохимии представлены тремя брендами:

  • «Лавр»;
  • Liqui Moly;
  • Hi Gear.

Вкратце о каждом из них. Наиболее популярен «Лавр» со средством LAVR Radiator Flush Classic. «Лавр» — это российский производитель автохимии, на удивление удачный и при этом недорогой. Именно сочетание «цена — качество» привлекает покупателей данного средства.

Отзывы на форумах автолюбителей об этом средстве в подавляющем большинстве хорошие. Полулитровой бутылки данной жидкости хватит на полноценное очищение всей системы охлаждения. Время процедуры очистки составляет в среднем около часа.

Фирма Liqui Moly производит средство LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger, представляющее собой описанную выше мягкую промывку. Несмотря на щадящий состав, она чистит систему довольно быстро. Вся процедура занимает 45 минут.

Заявленные производителем свойства присутствуют в полном объеме. Данное средство действительно справляется со всеми видами загрязнений. При этом оно очищает без повреждения каких-либо хрупких деталей системы.

И наконец, фирма Hi-Gear со средством Radiator Flush — 7 minute. Исходя из названия можно понять, что данная промывка предназначена для максимально быстрой очистки. Как и LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger, она не содержит агрессивных веществ.

Все перечисленные средства отличаются надежностью и простотой в применении. Они повышают эффективность работы системы охлаждения, а также содержат ингибитор коррозии.

Как промыть радиатор, не снимая его

Часто бывает так, что снимать радиатор просто нет времени. В этом нет ничего страшного: хорошо промыть его можно и не снимая. Делать это следует в два этапа, промывая снаружи и изнутри.

Для того чтобы промыть радиатор снаружи, нужно снять защитную решетку. После этого многочисленные загрязнения сначала убираются «Керхером» или компрессором, а потом — щеткой с бензином. На этом наружную уборку можно считать оконченной.

После наружной уборки следует переходить к внутренней. Для этого следует использовать любую из перечисленных выше жидкостей для промывки. Сначала из системы охлаждения полностью сливается отработанная ОЖ. После этого заливается промывка и машина работает обозначенный по инструкции период времени на холостом ходу. В среднем это около 30 минут.

Промывочную жидкость следует сливать так же, как и отработанную ОЖ. После этого в систему заливается свежая ОЖ, а на радиатор надевается защита.

Совершать описанные процедуры следует, придерживаясь правил техники безопасности:

  • использовать защитные перчатки и очки;
  • сливать жидкости после остывания мотора.

Заключение

Промывка системы охлаждения — процедура обязательная и при этом несложная. Сделать ее может каждый автовладелец в домашних условиях. Выбор средств для очистки системы охлаждения широк, а их стоимость весьма доступна.

Как делается промывка системы охлаждения двигателя

Изобретение и использование антифриза в качестве жидкости для системы охлаждения автомобиля избавило автовладельцев от ряда достаточно серьезных проблем. Во-первых, антифриз не замерзает при воздействии отрицательных температур, поэтому его безопасно использовать в зимний период, не переживая, что не слитая жидкость после замерзания нанесет серьезные повреждения силовой установке. Во-вторых, в воде имелось большое количество солей, которые после нагрева оседали в виде накипи в каналах системы, значительно снижая ее производительность.

Причины и последствия загрязнения системы охлаждения

Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.

К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.

Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.

Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.

Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.

В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.

В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.

Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)

Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.

Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.

В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.

Признаки загрязнения системы охлаждения

Для того чтобы уменьшить вероятность образования большого количества загрязняющих веществ, следует заливать только качественный антифриз, его же использовать для доливки, а также своевременно проводить замену. Но даже это не способно в полной мере защитить от появления грязи в каналах охлаждающей системы. Поэтому рекомендуется делать также промывку системы при помощи всевозможных средств.

Основными признаками того, что система охлаждения сильно загрязнена и требуется промывка, являются:

  • антифриз после замены очень быстро меняет цвет (он становится коричневой непрозрачной жидкостью);
  • в нем отчетливо видны сторонние элементы;
  • температура силовой установки в прогретом состоянии выше нормы;
  • система обогрева салона не греет.

Здесь стоит отметить, что степень загрязнения системы охлаждения может быть разной. Указанные признаки проявляются только при сильной загрязненности.

В зависимости от степени загрязнения и подбирается способ промывки. К примеру, если автомобиль новый и просто принято решение промыть систему ради профилактики во время замены, то достаточно залить обычную дистиллированную воду и прогнать ее по системе, а после залить «свежий» антифриз. Этого будет вполне достаточно.

Видео: Промывка системы охлаждения.

Условно промывку системы охлаждения можно разделить на неполную и полную. Первый случай применим для профилактики или при средней загрязненности. А вот полную придется проводить, если проявились все указанные признаки. Ее также следует проводить и в случае покупки авто на вторичном рынке (ведь неизвестно, как ранее проводилась эксплуатация и обслуживание авто, поэтому лучше обезопаситься).

Средства для промывки системы охлаждения двигателя ?

Далее рассмотрим, как проводить оба вида промывки, и для этого предположим, что имеется две силовых установки со средним и сильным загрязнением системы охлаждения.

Поскольку промывка будет вестись не для профилактики, а для удаления отложений, то придется использовать средства для промывки.

Их можно купить на авторынке (к примеру, средство для промывки системы охлаждения «Hi-Gear» или др.). Но можно использовать и народные средства. Первый случай более предпочтителен, поскольку в таком средстве (если оно – не подделка) собран оптимальный пакет чистящих присадок, и при соблюдении инструкции по использованию, никаких неприятностей не возникнет. Что же касается народных средств, то здесь приходится действовать на свой риск.

В качестве народных средств для промывки системы чаще всего используются:

  1. Лимонная кислота.
  2. Сыворотка (продукт переработки молочной продукции).
  3. Напитки «Кока-кола», «Спрайт».

Особенность всех этих средств сводится к тому, что в их составе имеется кислота, которая, вступая в реакцию с отложениями, приводит к их отслоению и выводу из системы. С лимонной кислотой все понятно, в составе сыворотки имеется слабая концентрация молочной кислоты, а в указанных напитках – ортофосфорной. Что касается последнего средства, то от него лучше воздержаться, поскольку в напитках помимо кислоты имеются и другие компоненты (тот же сахар), а его наличие в системе не желательно.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Промыть систему охлаждения при средней загрязненности очень просто. Рассмотрим, как это делается при помощи средства «Hi-Gear». Для промывки потребуется:

  • чистящее средство;
  • дистиллированная вода (порядка 20-25 литров для двигателя с системой охлаждения объемом 5 литров);
  • новый антифриз.

Технология промывки такова:

  1. Перед началом работ следует открыть заслонку радиатора системы охлаждения (чтобы жидкость слилась полностью).
  2. Откручиваем сливные пробки и сливаем с системы отработанный антифриз.
  3. Приготавливаем моющий раствор (средство добавляем в воду в указанных пропорциях).
  4. Закрываем пробки и заливаем подготовленный раствор.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) до тех пор, пока силовая установка полностью не прогреется.
  6. Глушим мотор и сливаем раствор.
  7. Полностью заполняем систему дистиллятом, заводим мотор, чтобы насос прогнал воду по системе. Сливаем.
  8. Повторяем промывку водой 2-3 раза. Нужно это для того, чтобы смыть остатки чистящего раствора, а также грязь. Промывку следует делать до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
  9. Заливаем новый антифриз.

Все работы следует делать аккуратно, чтобы не получить ожоги от разогретых сливаемых жидкостей.

Технология промывки с помощью лимонной кислоты и напитков «Кока-кола» не отличается от описанной. Но в первом случае важно правильно приготовить раствор (100 гр. кислоты на 1 литр воды), при этом следует проследить, чтобы кислота полностью растворилась. При использовании напитка никаких растворов приготавливать не нужно, для промывки система полностью заполняется «Кока-колой». После этого обязательно нужно промывать систему охлаждения дистиллированной водой несколько раз.

Видео: Промывка системы охлаждения ВАЗ (Обслуживание ВАЗ 2106)

Что касается сыворотки, то промывка с ее помощью проводится несколько по-другому. Поскольку концентрация кислоты в ней небольшая, то кратковременная промывка этим средством никакого результата не даст. Поэтому система с ее помощью моется так: система полностью заполняется сывороткой и двигатель эксплуатируется с ней в качестве охлаждающей жидкости. После пробега в 100-150 км она сливается, система промывается дистиллятом, а после заливается ОЖ.

Промывка системы охлаждения при сильном загрязнении

При сильном загрязнении существует вероятность того, что большое количество грязи, смытой со стенок еще во время промывки может закупорить каналы малого сечения. И чтобы этого не произошло, следует делать полную промывку.

Сводится она к тому, что после использования средства для промывки, необходимо демонтировать с авто радиаторы и промывать их дополнительно.

То есть, делаем так:

  1. Промыли средством, прогнали дистиллят по системе.
  2. Сняли радиаторы, промыли их внутри хорошим потоком воды (до тех пор, пока на выходе она не пойдет чистая).
  3. Ставим все на место.
  4. Снова промываем систему дистиллированной водой.
  5. Заливаем новый антифриз.

Чтобы в дальнейшем избежать сильных загрязнений, следует проводить профилактическую промывку каждый раз при смене антифриза.

Что такое промывка системы охлаждения и когда она необходима?

Процесс периодической чистки труб и комплектующих системы охлаждения в двигателе называют промывкой. По сути промывка двигателя является такой же необходимой процедурой, как и своевременная замена масла и воздушных фильтров. Если вы вовремя не промоете систему охлаждения, то при очередной замене охлаждающей жидкости внутрь клапанов попадет накипь и грязь, которая скопилась на трубках. При этом в процессе эксплуатации автомобиля неизбежно забьются все каналы в радиаторе и патрубки. В результате может потребоваться замена помпы и регулировка ДПДЗ. В худшем случае вам придется менять всю систему охлаждения.

Как засоряется двигатель?

Многие из автовладельцев сталкиваются со следующей ситуацией – только что залитая в двигатель охлаждающая жидкость постепенно приобретает черный цвет. Связано это с тем, что при заливке чистая жидкость проходит по грязным трубкам радиатора, в результате чего меняет цвет и попутно засоряет оставшиеся чистые шланги и патрубки двигателя. В результате мощность двигателя падает до 10% и появляется характерный шум в радиаторе.

При этом нужно понимать, что радиатор загрязняется не только пылью, но и специфическими отложениями. Состав и структура этих отложений зависит от применяемого водителем охлаждающего раствора. В 90% случаев охлаждающая система заливается:

  • Водой. Причем до сих пор отдельные автолюбители заливают воду напрямую в радиатор. В летние месяцы это приводит к образованию накипи на трубках, что приводит к засорению всей системы в целом. Зимой вода в радиаторе превращается в кубики льда, что приводит движок в негодность.
  • Антифризом. Антифриз эффективно охлаждает двигатель (особенно в зимнее время), но при этом уже через 1-2 месяца начинается его постепенное разложение. Продукты распада попадают вместе с жидкостью во внутрь охлаждающей системы и засоряют патрубки.

Причины недостаточного охлаждения двигателя

  • Появление обширного налета на внутренней поверхности стенок магистралей и патрубков радиатора. Налет на трубках появляется в процессе окисления охлаждающей жидкости под воздействием постоянного перепада температур в двигателе. Так как появившийся налет в шлангах имеет низкие показатели теплопроводности, охлаждение двигателя не происходит. Теплообмен между двигателем и трубками с жидкостью сильно ограничивается, и тепло просто не проходит сквозь возникший слой накипи.
  • Загрязнение внутренних патрубков радиатора пылью и мелкими металлическими частицами. При появлении пыли в системе охлаждения теплообмен с двигателем полностью нарушается. В свою очередь, мелкие металлические частицы будут способствовать быстрому перегреву двигателя.
  • Появление воздушной пробки внутри системы. При образовании воздушной пробки в трубках охлаждающая жидкость не может полноценно циркулировать по всем магистралям.

Совет: если вы заметили, что двигатель на полном ходу вдруг глохнет, вероятно, проблема кроется в системе охлаждения двигателя.

В итоге, если вы не будете своими руками или в автосервисе проводить промывку системы охлаждения, через пару лет вам придется полностью заменить двигатель.

Как правильно промыть радиатор?

Промывка системы охлаждения в двигателе осуществляется следующими методами:

  • С помощью дистиллированной воды;
  • Используя подкисленную воду;
  • Применив специальные средства для промывки систем охлаждения.

Совет: выбирайте определенное средство для очистки радиатора в зависимости от состояния машины. Если трубки все забиты накипью, и даже ударная отвертка не помогает ее сбить, тогда используете специальные растворы из магазина.

При проведении работ своими руками следует соблюсти ряд требований:

  1. В зимнее время работы должны проводиться в теплом гараже, а летом – на свежем воздухе.
  2. Перед началом работ по очистке трубок и шлангов нужно слить весь антифриз.
  3. Если двигатель еще горячий, то необходимо дать ему возможность полностью остыть.
  4. Машина должна стоять на ровной поверхности.
  5. Для того чтобы защитить руки от соприкосновения с горячими элементами движка, обязательно оденьте защитные перчатки.
  6. Перед сливом старого антифриза обязательно установите под конструкцией радиатора небольшую емкость.
  7. Выверните все сливные пробки, и начните сливать антифриз сначала из двигателя, а затем слейте его с радиатора.

Трубки до и после промывки радиатора

Промывка двигателя и радиатора дистиллированной водой

Самым недорогим, но при этом эффективным метод промывки системы при небольшом загрязнении трубок является дистиллированная вода. Весь процесс будет состоять из 3 этапов:

  1. Необходимо залить дистиллированную воду напрямую в корпус радиатора.
  2. Далее нужно завести автомобиль и дать ему проработать в режиме холостого хода в течение 15-25 минут.
  3. Затем обязательно заглушите машину и слейте всю воду из патрубков.

Эти этапы необходимо будет повторить несколько раз с интервалом в 20-30 минут. По окончании работ вода в системе охлаждения должна оставаться чистой. Чаще всего дистиллированную воду используют для промывки двигателя в недавно купленной машине либо при минимальных загрязнениях антифриза.

Промывка шлангов и трубок охлаждения в двигателе подкисленной водой

Если в слитой ранее охлаждающей жидкости вы обнаружили следы накипи или продуктов распада и коррозии, то для чистки системы воду необходимо “подкислить”. Для достижения поставленной задачи нужно будет своими руками приготовить небольшое количество слабокислого водного раствора. В состав жидкости входят образцы:

  • Лимонной кислоты;
  • Молочной кислоты;
  • Уксусной эссенции;
  • Каустической соды.

Процедура промывки состоит из следующих операций:

  • Приготавливаем слабокислый раствор из указанных ингредиентов и заливаем его в систему охлаждения.
  • Заводим двигатель и оставляем его работать в течение 15 минут.
  • Далее заглушаем движок, а жидкость из радиатора не сливаем. Для того чтобы отошла вся накипь, раствор должен впитаться в отложения (занимает это несколько часов).
  • Сливаем раствор подкисленной воды через 2-3 часа и повторяем указанные операции вновь.

Всего на промывку трубок и шлангов уходит порядка 5-7 часов. По окончании работ остаток подкисленного раствора необходимо удалить из радиатора с помощью промывки с использованием дистиллированной воды.

Достаточно потратить на данную процедуру день, и вы на долгое время избавитесь от накипи в радиаторе. Однако есть у этого метода свой недостаток – если вы добавите слишком большое количество кислоты, она впитается не только в накипь, но и в сами шланги. Впоследствии кислота просто разъест поверхность резиновых и пластиковых комплектующих двигателя, и их придется полностью менять.

Совет: после промывки системы охлаждения кислотным раствором обязательно проверьте давление в шинах автомобиля.

Промывка радиатора и двигателя при помощи покупных средств

Сейчас современные продукты химической промышленности могут эффективно устранить любую накипь и загрязнение, образовавшиеся в двигателе. Как правило, все покупные средства условно разделяются на 4 типа:

  • Средства на основе кислоты;
  • Щелочные и солевые растворы;
  • Двухкомпонентный раствор;
  • Нейтральные средства очистки.

Так как при охлаждении двигателя появляется накипь и разложившиеся продукты антифриза, система охлаждения должна очищаться либо только с помощью кислоты, либо только при помощи щелочей. Универсального средства для очистки не существует, ведь кислотные и щелочные растворы нейтрализуются между собой. Именно поэтому специальные покупные растворы выпускают либо на кислотном либо на щелочном основании.

Однако есть так называемый двухкомпонентный промывочный раствор, который действует на систему охлаждения в 2 этапа: сначала двигатель и радиатор промывается первым компонентом, затем с помощью второго. В свою очередь, нейтральные растворы основаны на работе катализаторов и имеют нейтральный показатель pH. Большинство нейтральных средств для очистки радиатора выпускаются заводом как своеобразная присадка к антифризу либо как специальный концентрат для охлаждающей жидкости.

Особенностью применения специальных покупных растворов является необходимость 1 раз залить их в бачок и не думать о состоянии охлаждающей системы на протяжении 1000-2000 км. Такие средства промывают все указанные выше загрязнения, при этом растворяют накипь и осадок до коллоидных состояний, которые не загрязняют мелкие трубки радиатора и патрубки на двигателе.

После прочистки системы охлаждения и заливки антифриза обязательно проверьте тормоза машины – возможно, вам понадобится также замена задних тормозных колодок на Калине, к примеру.

Видео: промывка системы охлаждения

avtoexperts.ru

Промывка системы охлаждения – операция, которая не часто выходит на первый план в теме обслуживания автомобиля. Замена масла, фильтров, свечей – об этом знает даже начинающий и далекий от автомобилей человек, а кто вспоминает про систему охлаждения? Промывка иногда даже считается не нужной, в лучшем случае просто меняется антифриз без дополнительных телодвижений. Но система охлаждения – вещь коварная, мы не видим, что происходит там внутри, поэтому засорения и негативные процессы могут накапливаться, проявляясь сразу в максимальном варианте, например, заклинив помпу, или забив продуктами отложения патрубки и радиатор. Перегрев двигателя, плохая работа печки – это только самые очевидные проблемы с забитой системы охлаждения. Так что как ни крути, а если не хочется потом решать более глобальные проблемы, то промывать все-таки нужно.

Когда промывать

Если замена антифриза производителями авто регламентируется, то про промывку обычно речь не идет. Действительно, степень забитости системы охлаждения сложно предугадать заранее, это очень индивидуальный параметр. Конечно, в случае постоянного перегрева промывка напрашивается, но нужно ли доводить до проблем? Или лучше попытаться нанести грязи превентивный удар?

Можем рекомендовать взять за правило промывать систему охлаждения при каждой смене антифриза. Его же все равно сливать для замены, так что трудоемкость процесса если к нему добавится еще и промывка возрастает не очень сильно. Кстати, а как часто менять антифриз? Какие-то производители регламентируют замену через временной промежуток, какие-то через пробег. Данные разняться, но обычно это 80-150 тысяч километров или 3-5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Конкретно для вашей модели авто вы можете найти регламентный срок или в сервисной книге, или в интернете.

Промывка вместе с заменой удобна еще и тем, что по состоянию слитой ОЖ можно скорректировать программу промывки. Если антифриз слился чистенький, то можно ограничиться минимальной промывкой, а вот если он в процессе эксплуатации стал заметно более темным и в нем плавают непонятные хлопья, то лучше промыть сильнее, чем планировалось.

Чем промывать

В этом вопросе автолюбители могут пользоваться как богатым опытом водителей прошлых поколений, так и достижениями химической промышленности.

1. Дистиллированная вода. Самый простой и легкий способ промывки. Он очень дешевый, но и надеется на чудо-результаты не стоит. Дистиллят как раз можно использовать, когда особых проблем в слитом антифризе обнаружено не было. Вода в данном случае просто пройдется по системе и подмоет остатки грязи. Дешево и сердито.

2. «Кислая» вода. Второй способ тоже очень древний, так моют системы охлаждения уже много лет. Нужно залить в систему раствор воды с одним из «кислых» компонентов – соды, уксуса, лимонной или молочной кислоты. Несмотря на примитивность раствора эффект обычно получается очень хороший. Что конкретно выбрать не очень принципиально, все компоненты работают.

Этот способ отлично подойдет если нужно действительно почистить систему охлаждения, а много денег тратить не хочется – и сода, и уксус, и «лимонка» относительно недороги. Единственное, нужно заморочиться с наведением состава и соблюсти четкие пропорции, чтобы не нанести вред патрубкам.

3. Coca-Cola (Fanta). О чистящих свойствах обычной «колы» ходят легенды, и она действительно может многое. Этот способ очистки кажется перспективным, но есть один нюанс. «Кола» настолько химически агрессивна, что может не только почистить систему, но и начать разъедать ее компоненты. Так что мы этот способ рекомендовали только в особо запущенных ситуациях, и только с четким контролем времени. Иначе сразу после очистки есть вероятность отправиться в магазин за новыми патрубками.

Конечно, покупать нужно только оригинальную «Колу», а не ее заменители с непонятным составом. Ну и цена вопроса, «газировка» ныне не очень уж и дешевая, стоимость промывки получится выше, чем другими народными средствами, хотя все равно дешевле некоторых иных вариантов.

4. Специализированные составы. Почти у каждого производителя автохимии есть в ассортименте продукт для очистки системы охлаждения. Lavr, Hi-Gear, Liqui Moly и другие активно играют на этом рынке. С одной стороны, они удобны – развел концентрат водой и мой, результат хороший, а риска повреждения элементов системы почти нет. С другой стороны, этот вариант получается самым дорогим – банка концентрата от приличного производителя стоит 600-800 рублей.

Есть и еще нюанс, специализированные составы имеют разный химический состав. Бывают кислотные, нейтральные, щелочные, двухкомпонентные. Нюанс в том, что кислотные хорошо справляются только с накипью и отложениями на стенках, а щелочные умеют разъедать продукты разложения антифриза, тогда как в загрязненной системе охлаждения обычно встречается и то, и другое.

Совместить в одном растворе оба свойства не получаются, потому что кислоты и щелочи не очень дружат друг с другом. Имеющиеся на рынке двухкомпонентные варианты представляют собой ни что иное как два раствора, которыми нужно пользоваться по очереди. Это дает максимальное качество очистки, но требует финансовых и трудовых затрат – сам раствор заметно дороже, да и промывку придется проводить два раза.

Нейтральные очистители – это новый класс средств, основанный на системе катализаторов. Он единственный готов работать со старым антифризом. Производители рекомендуют заливать такие вещества за несколько тысяч километров до предполагаемой смены охлаждающей жидкости и ездить как обычно, а потом слить ОЖ вместе со всей «гадостью», что отмоет состав. Звучит очень круто, но реально проверить работу состава трудно, вполне может оказаться, что эффект от такой промывки очень незначительный, а вот стоимость состава немаленькая.

Как промывать

В зависимости от того, чем вы решили промыть систему охлаждения, будет зависеть и способ промывки.

В случае с дистиллированной водой все просто.

1. Слили старую ОЖ.

2. Залили в систему дистиллированную воду.

3. Завели автомобиль, дали поработать минут 20-30 на холостом ходу.

4. Слили дистиллят и посмотрели на его чистоту, если состав грязный, то повторили еще столько раз пока вода не будет сливаться чистой.

В случае с «кислой» водой все начинается с процесса приготовления раствора. Если вы решили использовать лимонную кислоту, то ее нужно 200 граммов на 10 литров кипяченой воды. Состав заливается в автомобиль, после чего нужно прогреть машину и проехать 3-5 километров. Состав с «лимонкой» наиболее активен при высокой температуре, так что лучше не давать мотору остывать. После того, как состав будет слит из автомобиля, систему нужно еще раз промыть водой.

С уксусом немного иначе. Тут на 10 литров воды нужна бутылка 0,5 литра уксуса. Раствор заливается в систему охлаждения, однако «зажигать» в этот раз не требуется, уксусу нужно время, а не температура. Так что после прогрева оставляем машину на ночь, а на следующий день сливаем раствор и делаем финальную промывку водой.

Для использования каустической соды есть заметное ограничение – она не дружит с алюминием. Поэтому машины с алюминиевым блоком двигателя и алюминиевыми радиаторами для очистки содой не подходят. А вот медь (и латунь) сода любит и чистит очень эффективно. Пропорции тут такие – 50 граммов соды на литр воды. Учитывая «едкость» получившегося раствора многие не рекомендуют его заливать в систему ОЖ, а промывать им отдельные демонтированные компоненты, например радиаторы. Но если в системе нет алюминиевых деталей (рубашки охлаждения мотора чугунные), то содовый раствор можно использовать. Ему тоже не нужна особая температура, достаточно раз прогреть мотор, а потом оставить откисать на 5-6 часов. После использования соды финальную промывку водой нужно проводить особенно тщательно.

Для тех, кто решил промыть систему газировками типа Coca-Cola, нужно сначала спустить из них весь углекислый газ, а потом залить в систему без разбавления. Для очистки «газировке» требуется циркуляция, поэтому нужно завести мотор и оставить работать на холостом ходу минут на 10-15. Но не больше, чтобы не начались процессы разрушения. А вот сильно газовать не рекомендуется, при высоких температурах сахар из состава напитка может откладываться на стенках патрубков, что сведет на нет весь эффект от промывки. И, конечно, после «колы» нужно все тщательно вымыть водой.

Если вы выбрали путь использования специальных составов, то способ их применения обычно подробно описан на банках со средством. В зависимости от типа состава и производителя нужно развести концентрат, залить в систему и оставить на машину работающей на холостом ходу. Время работы у каждого состава свое, но обычно это около 7-10 минут. После использования спецжидкостей тоже нужно хотя бы раз промыть систему водой.

Выводы

Промывка системы охлаждения – из той категории операций, что требуется не очень часто, но имеют важное значение. Если вы купили новый автомобиль, то промывка может потребоваться нескоро, а вот для б/у-автомобилей промывку можно применить сразу после покупки – кто его знает, что лил и сколько ездил предыдущий владелец. В целом, промывка рекомендуется раз в 3-5 лет, вместе со сменой охлаждающей жидкости.

Выбор средств для промывки очень широкий, на любой кошелек и, скажем так, стиль жизни, но мы бы все-таки рекомендовали остановиться на чем-то народном. Например, очень хорошие отзывы о лимонной кислоте, она эффективная, не очень агрессивная для компонентов системы и достаточно дешевая. Специализированные составы, конечно удобнее, и даже могут показать лучший результат, но их стоимость слишком высокая по сравнению с народными средствами. Пусть промывать систему охлаждения приходится и не очень часто, но зачем упускать способ на этом сэкономить без потери качества?

Промывка системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя выполняет важную функцию — поддерживает рабочие температуры на приемлемом уровне. В современных автомобилях функции системы охлаждения значительно расширенные: нагрев воздуха для обогрева, охлаждение моторного масла, охлаждение АКПП, системы турбонаддува. Понятно, за такой важной системой двигателя необходимо ухаживать должным образом.

На большинстве современных авто установлено жидкостное охлаждение при помощи антифриза или его российского аналога — тосола. Хотя встречаются люди, — как правило, владельцы транспорта старых годов выпуска, — которые используют обыкновенную воду дистиллированную.

Поддержание системы охлаждения в рабочем состоянии

Производителями автотранспортных средств предусмотрен целый ряд мер для ухода за системой охлаждения. Самое основное правило — регулярно проверять уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости доливать его. Другие мероприятия:

  • контроль состояния проводящих шлангов и уплотнительных элементов;
  • проверка подвижных частей — подшипников водяного насоса, вентилятора, ременной передачи;
  • смазка подшипников или их замена при необходимости;
  • проверка термостата.

Также одной из обязательных процедур является замена антифриза. Периодичность замены указана в инструкции и составляет, как правило, 40-90 тысяч км. В некоторых современных авто его вообще можно не менять. Однако, вместе с заменой антифриза необходимо очищать систему и от образовавшихся загрязнений и накипи.

Необходимость очистки системы охлаждения

Несмотря на то, что все системы современного авто максимально герметичные, в них все равно попадают загрязнения извне. Также по мере износа металлических элементов двигателя, испарения и сгорания технических жидкостей образуется характерный осадок из разнообразных частиц различной консистенции. Вся эта грязь забивает маслопроводящие и охлаждающие магистрали. Результат не заставляет себя долго ждать:

  • перегрев двигателя;
  • попадание частиц в те или иные агрегаты и узлы;
  • понижение эффективности работы системы охлаждения и ее выход из строя.

Если на панели светится значок охлаждающей жидкости, это может говорить как о том, что нужно долить тосол, так и о том, что шланги забиты и двигатель реально перегревается. Чтобы избежать этой проблемы, проводите очистку системы охлаждения при каждой смене антифриза. Заметим также, что тосолы и антифризы сами по себе под воздействием высоких температур утрачивают свои свойства, а их химические компоненты выпадают в виде осадка.

Способы очистки системы охлаждения

Если говорить коротко, то процесс очистки делится на два этапа:

  • внутренняя — промывка системы изнутри разнообразными средствами;
  • внешняя — промывка радиатора и очистка вентилятора от пуха и пыли.

Если у вас в хозяйстве имеется мойка Керхер, о которой мы в

свое время рассказывали на Vodi.su, под несильным напором воды очистите соты радиатора и дополнительно пройдитесь по ним мягкой щеткой. Вентилятор чистят вручную влажной ветошью. С данной стадией очистки проблем возникнуть не должно. Хотя радиатор желательно демонтировать, отсоединив все патрубки и сняв его с кронштейнов.

Внутренняя же очистка проводится следующим образом:

  • глушим мотор, дожидаемся его остывания и сливаем антифриз — сначала из радиатора, затем из блока двигателя;
  • закручиваем плотно все сливные отверстия и заливаем в расширительный бачок средство для очистки;
  • заводим двигателем и даем ему некоторое время поработать на холостых оборотах или проезжаем определенное расстояние;
  • сливаем промывку, заливаем дистиллированную воду, чтобы избавиться от остатков средства;
  • льем новую порцию антифриза.

Это лишь схематическое описание процесса, так как различные средства действуют по-разному. Поэтому необходимо придерживаться инструкции производителя. Например, если у вас машина относительно новая и каких-то заметных проблем с охлаждением не наблюдается, то можно просто залить воду и дать мотору немного ее «погонять» по системе и рубашке охлаждения блока цилиндров. Другие же средства заливают и поступают далее так, как указано в инструкции.

Выбираем средства для промывки системы охлаждения

Различных жидкостей и промывок для радиатора в продаже можно найти очень много. Наиболее эффективными считаются следующие:

  • LIQUI MOLY KÜHLER-REINIGER — концентрированная промывка, довольно дорогая, но хорошо растворяет известковые и жировые отложения, не содержит агрессивные химические вещества;
  • LIQUI MOLY KUHLER-AUSSENREINIGER — очиститель внешний для радиатора;
  • Hi-Gear — 7-минутная промывка, по эффективности значительно уступает продукции Ликви-Молли;
  • Abro Radiator Flush — недорогое средство, но неплохо справляющееся с поставленными задачами по внутренней промывке;
  • Bizol R70 — тоже вполне неплохой очиститель.

В принципе, на страницах любого интернет-магазина запчастей и автотоваров промывки для радиатора представлены в широком ассортименте. При выборе обращайте внимание на химический состав и производителя. Продукция известных фирм типа Mannol, Very Lube, Abro, LiquiMolly и других прошла необходимые лабораторные исследования и не причинит вреда резиновым элементам.

Если же покупаете дешевую подделку из Китая, будьте готовы к тому, что после процедуры промывки могут потечь сальники помпы или шланги для антифриза.

Подручные средства для прочистки радиатора

Если желание тратить несколько тысяч рублей на очистители отсутствует, можно воспользоваться старыми дедовскими методами. Для этой цели подойдут:

  • каустическая сода;
  • лимонная или уксусная кислота;
  • молочная сыворотка;
  • сладкие напитки типа Coca-Cola, Pepsi, Fanta (некоторые люди их хвалят, но мы бы не рекомендовали их использовать для промывки).

Каустическая сода применяется исключительно для наружной и внутренней очистки медных радиаторов. Контакт же с алюминием запрещен, так как щелочной состав приводит к разрушению молекулярной структуры этого мягкого металла.

Лимонная и уксусная кислота эффективны против известковых отложений, а вот с серьезными загрязнениями они вряд ли справятся. В зависимости от уровня загрязнения добавьте 50-100 грамм лимонной кислоты на литр, либо поллитра уксуса на 10-литровое ведро. Молочную сыворотку заливают в бачок и ездят с нею 50-100 км, затем очищают систему дистиллированной водой и льют тосол.

Сладкие напитки типа Кока-Колы, Тархуна или Фанты подходят для чистки монет от патины, неплохо справляются со ржавчиной. Но лить их в мотор мы бы не советовали. Во-первых, сахар имеет свойство карамелизации, то есть затвердевает. Во-вторых, углекислый газ ведет себя непредсказуемо при контакте с металлами. В любом случае, после очистки мотора Фантой, необходимо многократно промыть его водой.

Не подходят для данной цели и различные бытовые средства типа Fairy, Gala, Крот, Калгон, Белизна и пр. Они содержат в себе целый букет химии, которая прекрасно разъедает резину и алюминий. В любом случае, лучше пользоваться проверенными народными методами или лицензионными продуктами от известных производителей. Ну, а если машина на гарантии, то лучше всего отправиться на дилерскую СТО, где все сделают по правилам и с гарантией.


Ссылка на основную публикацию