Колонки в машину

Как выбрать акустику в автомобиль

В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль – дело очень сложное и требует не только знания теории Автозвука, но и как минимум десятилетного опыта по проектированию, инсталляции и настройке аудио-систем в авто.

Хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Чтобы акустика зазвучала ее надо грамотно инсталлировать в авто. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль – очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:

  • Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
  • В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди и быть максимально удалены от слушателя, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
  • Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
  • Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.

    Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.

    Очень часто купленные динамики ставятся у электриков на сервисах, которые не занимаются Автозвуком. Я не хочу никого обидеть, но не имея должного опыта часто совершаются ошибки, которые потом сложно исправить. Начиная от переполюсовки динамиков и кончая фонами и хлопками в системе. В правильно установленной системе у специалистов никаких фонов, хлопков и прочих бед быть не должно!

    В большинстве современных автомобилей штатные места находятся в дверях. Как правило они размера 16,5 см., иногда встречаются 13 см., которые не сложно доработать до 16,5, так как по звуку такой размер значительно лучше. На фронт обычно ставится компонентная акустика, с внешним твитером, для формирования сцены, так как звук с пищалки распространяется в основном по прямой и если она встроена в динамик и играет в ноги, то ни о какой сцене разговора быть не может.

    Несколько достойных вариантов для фронта при установке под внешний усилитель мощности:

    Также пользуется популярностью и дает очень хороший результат установка на фронт 3-компонентной системы. Сложность при этом вызывает расположение среднечастотника. Он должен стоять не низко, как минимум на уровне плечей, иначе смысла от его установки будет мало. Готовых штатных мест под такую установку не бывает, поэтому инсталляция такой акустики требует финансовых затрат. Такая акустика обязательно требует наличия усилителя мощности в системе. Достойные варианты:

    Если усилитель в авто не планируется, то для фронта достаточно будет выбрать что-то из:

    Для тыла, от которого не очень много зависит звучании системы в целом, но который необходим, будет достаточно:

    Также можно рассмотреть вариант установки мидбасов на тыл, если сзади пассажиры не ездят. Вариант вложиться побольше в фронт, а тыл не ставить вообще я считаю не приемлимым, так как одна пара динамиков 16,5 см спереди обычно не дает хорошего, плотного среднего баса. А вот две пары справляются с этой задачей значительно веселее. Мидбасы:

    По выбору компонентов. Самое главное в акустической системе не мощность, как большинство полагают при подборе компонентов. На мощность надо обращать внимание при выборе акустики под усилитель. Если система строится на звуке от автомагнитолы, то любая акустика будет мощнее, чем автомагнитола. При выборе акустики по мощности стоит рассмотривать лишь номинальную мощность (RMS), т.к. все остальные цифры (типа Максимальная мощность: 480 Ватт) – указаны от балды, чтобы привлечь покупателя цифрами, которые абсолютно не реальны. Одна из главных характеристик у акустики – ее чувствительность или звуковое давление. Чем чувствительность больше, тем лучше, но не стоит забывать, что настоящая чувствительность должна замеряться при подаче 1 Ватт на расстоянии 1 метр, а если эти параметры не указаны производителем в характеристиках чувствительности динамика, то и сама чувствительность не будет служить верным указателем качества акустики. Также не стоит рассматривать частотные характеристики акустики. Очень часто на 10-ти сантиметровых динамиках указана АЧХ от 30-40 Гц. Что может соответствовать действительности, но при этом на таких частотых звук будет такой громкости, что наше ухо его просто не услышит.

    На что стоит обращать внимание при выборе акустических компонентов. В первую очередь не рекомендую брать неизвестных производителей. Как бы Вам их не расписывал продавец помните, что чудес не бывает и просто так, с нуля неизвестный производитель никак Hi-Fi или Hi-End не сделает. Для этого необходим опыт, накапливаемый десятилетиями.

    Также развеем миф о том, что если у акустики 4, 5, 6, 7 . 100 полос то это круто. Ни фига. Количество полос у коаксиальной акустики обозначает количество встроенных в нее среднечастотников/пищалок. Даже если твитера/среднечастотника в 4-х полосной акустике Pioneer стоит 3, но при этом они металлические, мейларовые, один шелковый купол в 2-х полосных Morel будет по всем параметрам лучше!

    При выборе акустики не стоит обращать внимания на размер магнита динамика. Магниты могут быть сделаны из разных материалов. Например в топовой акустике используются неодимовые магнитные системы, выглядят они по игрушечному, но на самом деле значительно мощнее обычных, очень мало весят и благодаря им динамик имеет небольшую глубину посадки, что часто очень важно при установке в автомобиль.

    При выборе компонентов рекомендую обратить внимание на то, из каких материалов сделана акустика. Лучший материал для изготовления диффузоров динамиков как и прежде остается бумага или прессованный картон. Только на сегодня все уважающие себя производители делают их со специальной пропиткой, так, что воды они не боятся. Подвес диффузора предпочтительно должен быть изготовлен из мягкой резины. Высокочастотная акустика по возможности должна быть шелковая и с большим куполом или металлическая. Если акустика 2-х компонентная, то обязательно должен быть разделительный фильтр – кроссовер, как минимум 2-3 порядка с крутизной спада 12-18 дБ соответственно.

    Ну и напоследок – самая распространенная ошибка, которая допускается при подключении динамиков – переполюсовка. Она не приводит к выводу аппаратуры из строя, но при этом динамики начинают работать в противофазе и в результате нет баса. Проверить переполюсовку просто – если один динамик по басу играет лучше, чем пара – полярность подключения акустики перепутана.

    Как выбрать колонки в машину

    Большинство автомобилей имеют базовую комплектацию с минимальным набором опций, в перечень которых акустическая система (АС) не входит. Возможность самостоятельной установки часто помогает сэкономить приличную сумму денег. Для этого предварительно стоит более детально разобраться, какие именно выбрать колонки для машины.

    Критерии выбора колонок в машину

    Выбор правильной системы – процесс сложный, требующий определенных знаний. Даже самая дорогостоящая система не гарантирует ожидаемого высокого качества звучания при неправильном подборе. Для этого требуется знание характеристик, функций и правил выбора акустики.

    Размер

    Размер колонок определяется длиной диагонали диффузора. Чем она больше, тем качественнее воспроизводится низкочастотное звучание. Наоборот, высокие частоты лучше воспроизводят маленькие колонки. Простой вариант компонентной АС включает 2 динамика с диагональю 17-18 см (низкие частоты), 2 – с диагональю 10-12 см (средние), 2 – с диагональю 3-5 см (высокие).

    Внимание! Колонки выбирают, ориентируясь на размер стандартных технологических отверстий для установки динамиков, зависящих от модели автомобиля.

    Мощность

    Для выбора мощности колонок существует правило: она не должна превышать исходящую мощность автомагнитолы. Несоблюдение этого условия приведет к работе колонок «вхолостую», когда улучшить звучание невозможно.

    Различают рабочую (номинальную) и пиковую мощность колонок. Первая означает параметр, при котором динамики работают в течение длительного промежутка времени без помех и вероятности поломки. Вторая – максимально возможный уровень звука на протяжении короткого промежутка времени. Чем выше значения обоих параметров, тем громче и мощнее звук выдает система. Эти параметры указываются в числе описательных характеристик динамика.

    Материал диффузора

    Материал, используемый для диффузора, также оказывает влияние на качество звучания. Главным критерием его выбора является способность распространять звук с максимальной скоростью. При этом масса материала должна стремиться к минимуму, а жесткость — к максимуму.
    Диффузоры по материалу изготовления бывают:

    1. Полипропиленовые (пластиковые) – обеспечивают неплохое звучание, особенно в диапазоне средних частот, при бюджетной стоимости.
    2. Бумажные – выдают высокое качество звука, но в условиях повышенной влажности впитывают воду, что ведет к изменению массы и снижению коэффициента демпфирования. Бумажные модели усиливают войлоком, шерстью, реже резиной, а также влагостойкой пропиткой.

    Мембраны высокочастотных динамиков изготавливаются из шелка, титана или алюминия. Эти материалы обеспечивают высокую прочность при легком весе. Для изготовления средне- и низкочастотных колонок используется бумага с добавками, керамика, дерево.

    Справка! Стоимость полипропиленового диффузора в несколько раз ниже стоимости бумажного.

    Чувствительность

    Чувствительность или звуковое давление считается приоритетным показателем при выборе динамиков. Она определяет эффективность преобразования электрической энергии в звуковую. Чем выше коэффициент чувствительности, тем выше громкость выдаваемого звука. Оптимальным считается значение уровня звукового давления — 92-94 дБ. От динамиков с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью можно получить более громкий звук.

    Уровни акустических систем

    Предлагаемые рынком акустические системы делятся на три группы:

    1. Широкополосная колонка – наиболее доступный и востребованный вид, обеспечивающий прослушивание радио в режиме негромкого аудиофона. Представляет собой единую колонку, производящую весь спектр частот.
    2. Коаксиальная – включает несколько колонок, находящихся в едином корпусе. Каждый из них отвечает за свой уровень частоты (низкий, средний, высокий). Качество воспроизведения при этом существенно улучшается. Хорошо востребована автовладельцами из-за достойного звучания при приемлемой цене.
    3. Компонентная – в отличие от предыдущей состоит из динамиков с разным уровнем частоты, имеющих индивидуальный корпус. Простой вариант включает 2 динамика НЧ и СЧ и 2 динамика ВЧ. В более дорогих системах присутствует сабвуфер или кроссовер.

    Внимание! Компонентные системы имеют максимальную гибкость в настройке звучания и широкие возможности компоновки.

    Выбор в зависимости от места крепежа

    В большинстве моделей современных автомобилей специальные отверстия под установку колонок находятся в дверях. Чаще всего их размер составляет 16, 5 см или 13 см. Установка в штатные места сохраняет заводской дизайн авто и не требует дополнительной подготовки. Если динамик не подходит под установку в технологическое отверстие по размеру, его устанавливают в двери на подиум или в специально подготовленные и выбранные места.

    Для фронтальной акустики выбирают двух- реже трехкомпонентные системы, которые требуют подготовки специальных мест, так как штатные для них не предусмотрены. Если к качеству звучания не предъявляются строгие требования, устанавливаются коаксиальные фронтальные динамики. Это актуально и в случае, если размещение компонентной системы затруднено. Фронтальные динамики устанавливают в передние двери. На передних стойках кузова обычно монтируют динамики с высокой частотой (твитеры).

    Важно! Для качественного звучания в автомобиле достаточно установки фронтовых динамиков и двух твитеров на передних стойках кузова.

    Тыловая акустика обеспечивает комфортное звучание для пассажиров, сидящих сзади. Практически всегда для нее используют коаксиальные системы, хотя устанавливают и компонентные по желанию. Динамики можно поставить в задних дверях, а сабвуфер – в багажнике, чтобы обеспечить свободное пространство между ними.

  • Ссылка на основную публикацию