Маркировка диска

Маркировка, параметры дисков для легковых автомобилей

Колесные диски используются на любом современном автотранспорте: от них зависит качество сцепления машины с дорогой, так как именно на данную деталь надевают покрышку. Диски отличаются не только свойствами и качеством, но и размерами, поэтому при выборе изделия важно знать, что обозначает маркировка диска.

Большинство характеристик – это не просто размер диска: они еще и влияют на безопасность. Для конкретных моделей автомобилей предусматриваются определенные модели дисков, выяснить, какие именно, лучше заранее.

Маркировка стандартна для любых типов изделий, неважно, из стали они, алюминия, литые или штампованные. Все обозначения будут стандартными, выполненными в соответствии с принятой Евросоюзом сертификацией UN/ECE 124.

Ширина обода может обозначаться (rim width), далее следует цифра. Она обозначается в дюймах и указывает на расстояние между краями обода, расположенными с внутренней стороны. Это важно при покупке покрышек, так как шина рассчитана на определенную ширину обода. В идеале величина будет находиться в среднем диапазоне выбранной резины.

Тип кромки обозначается буквой J. Этот параметр указывает на то, какую форму имеет закраина обода. Место соединения диска и шины для легковушек может обозначаться и другими буквами. Каждая буква – это отдельная форма кромки: P, JK, K, D, JJ, B, J. Узнать при помощи букв можно следующее:

  • Радиус закругления.
  • Угол наклона полок, их высота.
  • Какую форму контура имеет профиль.

J – наиболее распространенный стандарт для легковых авто, для моделей с полным приводом чаще используется тип JJ.

От того, какой будет форма закраин ободов, зависит не только способ монтажа, но и то, насколько тяжелые грузы придется использовать при балансировке колес. Внешне модели похожи, однако производитель указывает какая именно подходит вашему авто, так как это влияет на устойчивость при движении.

Разъемность

Маркировка колесных дисков буквой «Х» означает, что перед вами неразборная конструкция, отлитая из металла; может стоять знак «-« , он, напротив, говорит о том, что конструкцию можно разобрать, и собрана она из нескольких частей. Неразборной диск легче, отличается более высокой прочностью, он используется с эластичной резиной, чаще всего устанавливается на легковой транспорт. Для грузового, где резина более жесткая, применяют разборные конструкции, так как монтаж покрышки на другой диск будет невозможен.

Монтажный диаметр

Данный параметр может обозначаться словами (rim diameter); расшифровка маркировки дисков в этом случае также не вызовет сложностей. Этот показатель означает размер посадочного обода, рассчитанный под покрышку. Проще говоря, это то, что обозначено буквой R, далее следует цифра, например, 16.

Кольцевые выступы (hump)

Выбирая диски для авто, необходимо учитывать и данные обозначения колесных дисков. Обозначается хамп латинской буквой H. Встречаются следующие варианты:

  • H – кольцевые выступы имеются только одной стороны.
  • Н2 – с обеих сторон диска есть кольцевые выступы. Такая конструкция нужна, если будет установлена бескамерная резина.
  • FH (Flat Hump) означает, что форма хампа будет плоской.
  • AH – асимметричный выступ.

Крепежные отверстия

В маркировке PCD могут быть разные цифры, например, 4х100: это значит, что отверстия – 4, а 100 – это диаметр окружности со всеми размещенными на ней отверстиями для крепежа. Число отверстий на разные машины разное, от 4 до 6. Диаметр окружности обладает стандартными значениями – 98 ÷ 139,7.

Определить на глаз соответствие размера ступицы и диска не всегда удается, а установка диска 98 вместо 100 может привести к перекосу колеса, что станет причиной биения, а также самопроизвольного откручивания болтов.

Вылет диска

Обозначается буквами ET: это расстояние обозначает промежуток между плоскостью относительно центра поперечного сечения диска и ступицей колеса. Обозначается данная величина миллиметрами. Не стоит удивляться, если увидите перед цифрой минус – вылет бывает отрицательным.

Чтобы диск не сломался при нагрузках, выбирать стоит именно тот, который указан производителем.

Диаметр посадочного отверстия (DIA)

Данный параметр обозначения дисков измеряется в миллиметрах, обозначается буквой d. Он показывает диаметр центрального отверстия под ступицу автомобиля. Для легковых это чаще всего 50-70 мм, подбирается изделие точно по размеру, в противном случае диск либо не встанет, либо будет болтаться, что приведет к трагическим последствиям.

Где находится маркировка диска?

Теперь, когда стало понятно, какие буквы и цифры что обозначают, остается один вопрос – где находится маркировка литых дисков. Для любого элемента вне зависимости от того, по какой технологии он сделан и из какого материала, предусмотрено нанесение маркировки. Найти ее нетрудно, так как она находится с лицевой стороны и у всех дисков стандартно расположена на одном месте. Единственная разница – маркировка может быть как с внешней, так и с внутренней стороны, чаще можно встретить второе, так как это не портит внешний вид иска. Обратите внимание на лицевую часть изделия. У разных моделей данные могут быть выдавлены немного в разных местах, но в основном вы увидите информацию на свободных местах между отверстиями под болты для крепления диска к ступице автомобиля. На некоторых моделях информация может находиться на ободе с лицевой стороны. Чаще всего такая маркировка встречается на дисках украинского производства и продукции некоторых европейских компаний.

Расшифровка параметров дисков – важный навык, который пригодится автомобилисту при выборе изделия для своего железного коня. Стоит отметить, что диск, в отличие от резины – продукт не сезонный, поэтому используется в любое время года, ничего особенного для зимы не предусматривается. Кроме этого, при выборе всегда сверяйтесь с техническими требованиями производителя. Обычно подходит несколько типов дисков, но отступать от заданных производителем размеров и параметров нельзя.

Расшифровка информации на колесном диске

Как правило, стандартная маркировка диска, выглядит, например, так:

6.5J × 15 H2 5х112 ET 39 d57. 1

Ниже будет по порядку рассказано обо всех параметрах, указанных в маркировке диска

Ширина диска

6.5 — (B) – показатель ширины диска в дюймах (показатель ширины диска в маркировке иногда обозначается, как дробь 6 и 1/2).

Ширину измеряют по так называемой полке диска, на которую укладываются боковины шины, а не по внешним сторонам диска или от края до края.

Ширина колесного диска должна строго соответствовать ширине шины, чтобы после установки шин на диски они обладали заданной производителем оптимальной формой. Рассчитать нужную ширину диска вы сможете при помощи шинного калькулятора.

Буква L обозначает форму боковой закраины обода (JJ, JK, J или K). Подбирая автомобильный диск, покупатели не учитывают этот параметр, поэтому особого внимания ему не уделяют.

Диаметр диска

Диаметр диска в дюймах обозначается 15 — (D). Здесь следует обратить внимание, что речь идет о диаметре «полки» диска, на котором размещается борт шины. Вот почему если вам захочется при помощи рулетки определить внешний диаметр автодиска, то придется учесть, что в реальности действительное значение обладает несколько меньшими размерами. Для того чтобы определить диаметр диска в дюймах, необходимо разделить полученное число в сантиметрах на 2.54.

Так, если вы при измерении получили 40.6 сантиметра: диаметр диска = 40.6 / 2.54 = 16 дюймов.

Хампы

Хампы – это кольцевые выступы небольшого размера, находящиеся на ободе. Они служат для удержания бескамерной шины от соскока с диска, предотвращая соскакивание бескамерной шины с колесного диска. Обычно на колесе 2 хампа, но бывает и один. Подбирая диск, этот параметр не учитывают.

Код H2 отображает конструкцию и количество хампов. Варианты хампов:

  • H – простой хамп;
  • H2 – двойной хамп;
  • FH – плоский хамп (Flat Hump);
  • AH – асимметричный хамп (Asymmetric Hump);
  • CH- комбинированный хамп (Combi Hump).

PCD диска (разболтовка)

Разболтовка (PCD) диска – крепежные параметры диска: 5х112, где первая цифра отображает количество гаек (или болтов). В приведенном примере это количество равно 5.

Вторая цифра обозначает диаметр, на котором расположены гайки (в миллиметрах). Это значение называется Pitch Circle Diameter (PCD). В приведенном примере он равен 112 миллиметрам.

Говоря о шинах, для облегчения задачи термином PCD часто обозначают сразу оба этих параметра, а чтобы указать PCD диска – 5/112.

Если есть необходимость, PCD диска рассчитывают, измеряя длину между центрами дальних крепёжных отверстий (воспользуйтесь простой линейкой, причем даже не снимая колесо с машины).

• Расстояние (PCD) между дисками, имеющих 4 крепёжных болта (или гаек) эквивалентно расстоянию между центрами противоположных (дальних) болтов или гаек.

• Диски, имеющие 5 крепёжных болтов (или гаек), отличаются PCD диска, равным расстоянию между центрами дальних (не соседних) болтов или гаек, умноженное на 1. 051.

Важно! Измерять PCD следует максимально точно, так как значения бывают очень близкими (98 и 100; 110 и 112), причем применять одни вместо других показателей нельзя! Ознакомиться с подробной инструкцией о том, как измерить параметры диска максимально точно, найдёте в разделе: «Измерение параметров диска».

Бестселлеры

Наиболее распространенные PCD (разболтовки)

Вылет диска (ET)

Символом ЕТ39 обозначается вылет или вынос диска (возможна также маркировка OFFSET и DEPORT). Под термином «вылет диска» понимают длину между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскостью которой диск прилегает к ступице) и серединой ширины диска.

Вылет колесного диска (маркировка ЕТ) измеряют в миллиметрах. Различают диски с отрицательным и положительным вылетом. Вылет диска бывает равен 0, если середина диска идентична плоскости крепления диска к ступице. В случае, который описываем, ET имеет положительное значение и равен 39 миллиметрам.

  • Положительный вылет обуславливается смещенной привалочной плоскостью назад от середины ширины диска.
  • Нулевой вылет — отсутствие смещения привалочной плоскости относительно середины ширины диска.
  • Отрицательный вылет характеризуется смещением привалочной плоскости вперед от середины ширины диска.

Обычно вылет автомобильного диска связан с шириной диска, так как при увеличении ширины диска уменьшают ЕТ, тем самым отодвигая диск наружу машины, чтобы он не соприкасался со стойкой амортизатора и другими деталями подвески.

Тем не менее, очень маленький вылет увеличит нагрузку на ступичные подшипники и определенные значения могут спровоцировать трение шины о крыло автомобиля, особенно если происходит срабатывание подвески. Это стоит учесть при выборе проставок на колёса

Чрезмерное значение вылета сразу же не даст установиться диску на машину, так как внутренняя часть диска упрётся в тормозной суппорт или иные детали подвески машины.

Что предпринять, чтобы узнать допустимый вылет диска? Руководствуйтесь указаниями завода-изготовителя автомобиля, каталогами использования разных производителей дисков. Каталоги содержат сведения о том, какие конкретно автомобили соответствуют данному диску и какими сертификатами это подтверждается. Если в каталоге содержатся сведения о том, что определенный диск подходит к вашему автомобилю и на него имеется международный сертификат (например, TUV), то такие диски вы сможете смело ставить на машину, причём автодилер не сможет вам предъявлять претензии и снимать машину с гарантийного обслуживания.

Важно! Часто владельцы автомобилей испытывают затруднения, ошибочно полагая, что если параметр именуется термином «вылет», то чем больше его размер, тем колесо больше выступит наружу машины. Но в реальности все происходит совершенно иначе: чем меньше вылет диска, тем большая часть колеса будет сдвигаться наружу.

Параметр d57.1 отображает диаметр центрального отверстия, измеряемое со стороны привалочной плоскости. Такой параметр называют DIA диска. Диаметр DIA измеряют в миллиметрах, а в данном случае его величина равна 57.1 миллиметру.

DIA диска

Многими производителями легкосплавных дисков DIA выпускаются большего диаметра, а для центровки на ступице используются переходные кольца. Такие кольца бывают пластмассовыми или металлическими. Пластмассовые кольца обладают меньшей прочностью, но обладают большим преимуществом над алюминиевыми переходными кольцами. Учитывая холодные российские зимы, пластмассовые кольца, не обладающие окислением, литой диск не «прикипает» к ступице.

Важно!

1. DIA диска (диаметр отверстия под ступицу) на стальном (штампованном) диске, должен соответствовать рекомендуемому значению (+ – 0. 1 миллиметра), так как на стальных дисках переходные кольца не используются.

2. На литом или кованом диске диаметр отверстия под ступицу определяют при помощи пластиковой втулки (переходного кольца), которое подбирают непосредственно для вашей машины, после того, как модель диска выбрана.

3. Оригинальные диски, устанавливаемые на автомобиль заводом-изготовителем, обычно не предусматривают установление переходных колец. Их изготавливают одновременно с нужным диаметром центрального отверстия DIA.

Читаем маркировку легкосплавных дисков за минуту (ИНФОГРАФИКА)

В дни, когда шиномонтаж становится самой востребованной услугой, вслед за «резиновой грамотой» мы решили напомнить нашим читателям «колесную азбуку». Кроме того, самое время поговорить о том, какие дополнительные меры можно принять для защиты хромированных дисков зимой, когда дороги залиты реагентами.

UGI2 UGIA Product Images

Автомобилю необходим движитель — устройство, которое обеспечивает контакт с дорогой и передает силы и моменты, приводящие машину в движение. Иначе говоря, четыре колеса, каждое из которых состоит из шины, обода, соединительного элемента (диска) и ступицы. Что зашифровано в маркировке колес? Чтобы прочесть «тайнопись», воспользуйтесь нашей подсказкой.

Код, по которому можно подобрать колесо для конкретного автомобиля, расшифровывается так:

4 Markirovka kolesa CP

  • 7,5 — посадочная ширина обода в дюймах; несоответствие штатным размерам приводит к ухудшению ездовых характеристик шины, допустимое отклонение — от 0,5 до 1,0 дюйма
  • J×16 — конструкция закраин обода (служебная информация);
  • J×16 — монтажный диаметр обода в дюймах
  • H2 — индекс конструкции хампов (служебная информация)
  • 5×114,3 — PCD, количество крепежных отверстий и диаметр (в мм) их расположения относительно оси вращения колеса (отклонения не допускаются)

А теперь — часто задаваемые вопросы о колесах и ответы на них.

В инструкции по эксплуатации, прилагаемой к некоторым колесам, указано, что для их чистки необходимо использовать только мягкие моющие средства. Относится ли к этой категории широко используемая на мойках активная пена?

Да, относится. Советуем выбирать автомобильные мойки, которые несут ответственность за качество оказываемых услуг. Как показывает практика, основные повреждения лакокрасочного покрытия дисков происходят из-за неправильного использования пистолета высокого давления (до 10 атм), который сбивает краску в местах сколов и повреждений диска. Смывать грязь «в упор» мы не рекомендуем. Есть много средств по уходу за дисками, защищающих поверхность от тех же царапин и сколов, — например, средство для защиты колесных дисков Wurth, минеральные ингредиенты которого легко удаляют пыль от тормозных колодок и грязь.

Какие дополнительные меры можно принять для защиты хромированных дисков зимой, когда дороги залиты реагентами?

Хорошо бы иметь два комплекта колес — для лета и для зимы. Если же и зимой вы ездите на хромированных колесах, настоятельно рекомендуем обрабатывать их защитным составом — например, средством Silver Chrome (Turtle Wax), предназначенным для очистки и восстановления хромированных поверхностей. Оно удаляет потускнения, пятна ржавчины и окисления. А полироль Chrome Polish предназначен для очистки, обновления и защиты хромированных изделий от воздействия окружающей среды.

1 Markirovka kolesa CP —1

Установленные на автомобиле колеса подлежат замене по гарантии. Кто должен оплачивать шиномонтаж?

Шиномонтаж — это услуга, и она должна оплачиваться отдельно от основного товара. Но если компания борется за клиентов, такой сервис может быть и бесплатным.

Можно ли считать пластиковое центровочное кольцо («супинатор») надежным средством центровки колесного диска на ступице?

Да. Центральное кольцо, или «супинатор», необходимо только для того, чтобы отцентровать диск на ступице и правильно его прикрутить. После данной процедуры кольцо не несет на себе никакой нагрузки.

Vilet

Большинство шинных центров и интернет-магазинов торгуют исключительно китайскими колесами марок Replica, Nitro и др. Соответствуют ли они нормам безопасности?

Как правило, колеса, представленные в серьезных магазинах, проходят обязательную сертификацию и имеют допуск к эксплуатации. Не стесняйтесь, спрашивайте у торговцев сертификаты на их товар.

Где можно провести независимую экспертизу колес для предъявления претензии продавцу или производителю?

В следующих организациях: Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Научно-исследовательский центр «НИИШП». Зачастую производитель и продавец заинтересованы в проведении независимой экспертизы, поэтому для начала советуем обратиться непосредственно к ним.

Можно ли править кованые диски? Каким оборудованием должна располагать шиномонтажная мастерская, чтобы качественно восстановить геометрию кованого диска?

Править диски, как литые, так и кованые, нежелательно. При правке изменяется структура сплава, в результате страдают эксплуатационные качества — в частности, удароустойчивость. Помимо прочего нарушается лакокрасочное покрытие, то есть защита колеса от температурных воздействий и эрозии, — и оно утрачивает внешний лоск.

kolesa

У меня дорогой немецкий автомобиль. По цене оригинальных колес можно купить очень хорошую альтернативу известных брендов, но проблема в том, что крайне трудно найти диск со стопроцентным соответствием всех параметров оригинальным. Как правило, не совпадает вылет диска (ET). Какова максимально допустимая погрешность этого параметра?

Допустимой погрешностью можно считать ± 2 мм. Диск должен быть прописан в каталоге применяемости производителя (выдержка из ГОСТ Р 52390–2005 «Колесные диски. Технические требования и способы испытаний»). Если вылет обода отличается от вылета оригинального колеса больше, чем на допустимую величину, вам должны представить нормативные документы, подтверждающие соответствие всем требованиям безопасности при эксплуатации.

Кто в России изготавливает кованые диски? Остался только Slik?

Крупносерийное производство ведут компании Slik и AGForged. Кованые диски присутствуют в линейках многих американских, европейских и азиатских фирм.

Ответы на вопросы наших читателей мы искали совместно со специалистами компании «Новые колеса».

Mr-Miksar › Блог › Маркировка дисков. Полезная статья!

Недавно всплыла тема про накручивание вместо 4*98 — 4*100.
Да, в некоторых случаях вроде это удается сделать, но…
В статье так же рассказано про вылет(!). При покупке своих дисков многие (все 🙂 ) продаваны пытались впихнуть мне диски с вылетом ET32. Но я нашел все же рекомендуемый ET38.

МАРКИРОВКА КОЛЕСНЫХ ДИСКОВ

Маркировка, по которой специалист или Вы сами сможет понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль, наносится на сам диск и выглядит следующим образом: 6.5Jx15 H2 5/100 ET45 d54.1. Разберём последовательно все составляющие маркировки колёсных дисков на этом примере.

СПРАВКА:
Хампы (от англ. hump, (возвышение, бугор) — кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов — надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса. В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква Н. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже. Поэтому на некоторых дисках второй хамп делают как бы усеченным по высоте. Такие хампы называются плоскими (flat hump), в маркировке колеса они обозначаются буквой X.

СПРАВКА:
Отверстия крепления делают с допуском в плюс по диаметру. Поэтому можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров. Например, на ступицу с PCD 100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо! В этом случае из всех гаек только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия “уведет” и крепеж окажется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет “бить “, кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой. 112- диаметр расположений отверстий крепления.

ET45 — Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм. Производители, в зависимости от страны, могут заменять ЕТ на DEPORT или OFFSET.
В случае отрицательной величины вылета его длина помечается знаком “-“. Например: ЕТ -15. Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса, является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же, разность расчетной (рекомендуемой) и реальной величин обуславливает образование плеча и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допустимым считается отклонение в пределах плюс-минус 5-7мм.
Формула расчета вылета диска: ЕТ = а — b/2, где а — расстояние от плоскости прилегания диска к фланцу ступицы до внутреннего “края”, b — ширина диска

СПРАВКА:
Не рекомендуется ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Значительное уменьшение вылета делает колею колес шире, что немного повышает устойчивость автомобиля при поворотах и придает ему “спортивный” вид, но, вместе с тем, резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
Увеличить же вылет, то есть сузить колею, как правило, невозможно — диск начнёт упираться в элементы тормозной системы.

d54.1 — Диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы), который измеряется со стороны привалочной плоскости и обозначается как DIA. DIA измеряется в милиметрах и в нашем случае равен 54.1 мм.
Диаметр центрального отверстия должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.
Также на диске могут быть указаны:
Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0403 означает, что диск выпущен в 4 неделю 2003 года.
SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг)
PCD 100/4 – присоединительные размеры;
MAX PSI 50 COLD –означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см), словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

JWL и VIA — что значат эти аббревиатуры в маркировке колесных дисков?
(источник: kolesoff.ua/shiny-diski-a…arkirovke-kolesnyh-diskov)

Контроль качества и безопасности автомобильных колесных дисков всегда был очень важным. Именно по этой причине Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (MLIT)) создало и применило на практике «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей» и «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для грузовых автомобилей и автобусов». Эти стандарты имеют ряд требований, которым должен соответствовать колесный диск, а так же определяет степень нагрузки, которую должен выдерживать диск.

JWL-маркировка
Такие технические стандарты определяют, что производители автомобильных дисков самостоятельно проводят тестирование своей продукции и только в случае соответствия маркируют диск аббревиатурой JWL (для легковых автомобилей) и JWL-T (для грузовых автомобилей и автобусов).Сама аббревиатура обозначает – Японские Легкосплавные Диски и является обязательной только для автомобильных дисков, реализация которых производится на территории Японии. Все остальные производители могут наносить такую маркировку по желанию и производится она по заявке изготовителя.

VIA-маркировка
VIA – маркировка, которая может наноситься на автомобильный диск, только при позитивном прохождении испытаний в лаборатории Транспортной Инспекции Японии. VIA является зарегистрированной торговой маркой и ее нанесение без соответствующих пройденных тестов является закононаказуемым. В Японии создана целая система для регистрации легкосплавных дисков, производимых на территории государства.

Для того, чтобы зарегистрироваться в системе, производитель обязан пройти ряд тестов. Этот процесс контролируется Японским советом по тестированию автомобильных дисков. Только продукты, прошедшие регистрацию VIA, получают право на маркировку с соответствующей аббревиатурой.

В состав совета входят несколько организаций: Японская Алюминиевая Ассоциация (JAA), Отделение JAWA Комитета по контролю автозапчастей афтермаркет Ниппон (NAPAC), Независимая Японская Ассоциация Автоинспекции. Эти организации являются ключевыми в процессе контроля и стандартизации автомобильных колесных дисков.

Сравнение испытаний по нормативам JWL VIA и UNECE (Европейская экономическая комиссия ООН):

1) Расчет индекса нагрузки для испытаний
В UNECE является нагрузка транспортного средства, а в JWL VIA берется из норматив на основе диаметра центрального отверстия и PCD (Pitch Circle Diameter) что являет собой количество отверстий для крепления колеса и диаметр на котором они расположены.
Как пример, чтобы понять разницу, вы должны представить модель W2354 16×8 для Land Rover Defender, где PCD 5×165 и диаметр центрального отверстия 114 мм.
В случае JWL VIA нагрузка для испытаний составляет 765 кг, но техническими характеристиками данного автомобиля предусмотрена нагрузка в 1100 кг!

2) Формулы расчета прилагаемой нагрузки
Кручение на изгиб
а. Для JWL VIA по формуле M=Sm x F x (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и μ = 0,7. d является ET.
б. Для UNECE формула такая же, где M = Sm х F х (μ x r + d)
где F испытательная нагрузка Sm = 2 для колесных дисков из алюминиевого сплава и М = 0,9. d является ET.
Здесь есть разница F (которая обычно в UNECE больше) и μ, что в JWL равна 0,7 а в UNECE составляет 0,9 (разница 20%).
Самая большая разница, однако, в ходе испытания
В JWL она применяется к 100% нагрузки, рассчитанного на 100000 циклов вращения.
В UNECE наносят на 75% от расчетной нагрузки, но и для 200000 циклов вращения, а затем 50% нагрузки для 1800000 циклов вращения.

Испытание качением
где F является испытательной нагрузкой, Sr=2,5
б. Для UNECE формула такая же, как Q = Sr х F
где F является Sr испытательная нагрузка = 2
Имеем как разницу величину F (которая обычно в UNECE больше). Даже здесь имеем большую разницу в условиях испытаний: В JWL устанавливаются 100% нагрузки, вычисленной для 500000 циклов вращения.
В UNECE применяют 100% от расчетной нагрузки на 2000 км.

(!) Имейте в виду, что в среднем испытание по нормативам UNECE больше на 800000-900000 циклов, что почти в два раза больше чем в JWL VIA.

Испытание на удар
а. Для JWL VIA формула D = 0.6W + 180
где W является испытательной нагрузкой.
б. Для UNECE формула такая же D = 0.6W + 180
где W является тест нагрузки
Хотя тест идентичен, имеем разницу в W, которая обычно в UNECE больше.

Маркировка колесных дисков

Если Вы желаете поменять диски на своем автомобиле, то Вам необходимо знать несколько важных вещей для правильного выбора. Рассмотрим маркировку автомобильных дисков. Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный или стальной.

Маркировка колесного диска

К примеру: 8.5Jx18 H2 5×120 ET20 d74.1

  • 8.5 – это ширина диска в дюймах (W);
  • 18 – это диаметр диска в дюймах (D);
  • 5×120 – это обозначение количества посадочных болтов и диаметра, на котором они расположены. Этот диаметр обозначают еще как PCD, и измеряется он в миллиметрах. В нашем случае количество посадочных болтов рано 5 и PCD равен 120 мм;
  • ET20 – вылет диска. Это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью симметрии диска (CL). Вылет (ЕТ) измеряется в миллиметрах. В нашем случае он равен 20 мм;
  • d74.1 – диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в миллиметрах. В нашем случае равен 74.1 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.

В маркировке присутствуют также и дополнительные параметры J и H2, но они интересны только специалистам.

  • J – таким образом обозначается информация о конструкции бортовых закраин обода диска. Бывают: J, JJ, K, JK, B, P и D.
  • H2 – обозначение конструкции хампов. Хампы – это кольцевые выступы на посадочных полках обода. Бывают: H, H2, FH, FH2, CH, EH2, EH2+.

Рассмотрим более подробно каждый из параметров маркировки дисков

Думаю, что ширина и диаметр диска не требуют дополнительной расшифровки.

Как уже упоминалось выше PCD – это диаметр окружности, на которой расположены крепежные отверстия (на картинке ниже он обозначен красной линией).

При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние между центрами ближайших отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля). У дисков с четырьмя крепёжными болтами PCD равно расстоянию между центрами противоположных болтов.

При необходимости PCD можно рассчитать

Для вычисления PCD применяются следующие формулы:

  • 3 отверстия: PCD=X*1.154
  • 4 отверстия: PCD=X*1.414
  • 5 отверстия: PCD=X*1.701
  • 6 отверстия: PCD=X*2
  • 10 отверстий: PCD=X*3.326

ВНИМАНИЕ!

Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.

Например, на ступицу с PCD 100×4 часто надевают колесо PCD 98×4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). ЭТО НЕДОПУСТИМО. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия “уведет” и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом – посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет “бить”, кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

Как мы уже говорили выше, вылет (ET) – это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью симметрии диска. Вылет колес для какой-либо модели автомобиля рассчитывается непосредственно автопроизводителем. Соответственно, соблюдение этого параметра при выборе диска является очень важным условием его безопасного расположения в колесной арке. Допускается изменение вылета не более чем на 5-7 мм.

Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный.

Каким бывает вылет

Нулевой вылет означает, что привалочная плоскость колесного диска полностью совпадает с его осью симметрии.
Положительный вылет: привалочная плоскость смещена от оси симметрии во внешнем направлении (грубо говоря, в сторону дороги, а не в сторону кузова).
При отрицательном значении вылета колесного диска его привалочная плоскость, наоборот, смещена в сторону кузова. Обычно отрицательный вылет можно обнаружить у дисков с дизайном в стиле «глубокой тарелки».

Российские шинники также используют следующую классификацию колесного вылета:

  • маленький вылет: от 0 до 30;
  • обычный вылет: от 30 до 45;
  • большой вылет: от 45 до 100;
  • отрицательный вылет: от -25 до 0.

ВНИМАНИЕ!

Параметры вылета строго регламентируются автопроизводителем и жёстко связаны с кинематикой подвески. При его изменении резко изменяются нагрузки. Например, считается, что при уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску возрастает в 1.5 раза. Проще говоря, колесо начинает действовать как рычаг, что особенно сильно проявляется в поворотах, когда возрастают динамические нагрузки. Это связано с тем, что заложенное производителем соотношение «линия поворота – центр колеса» нарушается, в результате чего возникает отрицательное или положительное плечо обката. Его влияние заключается в том, что возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулевым колесом. Итог – тяжёлый руль и непредсказуемость в поворотах. Ну и естественно износ подвески.

К выбору дисков надо подходить со всей отвественностью!

Ссылка на основную публикацию