Обозначения размеров шин

Как разобраться в маркировке шин

О типоразмерах шины

После того, как автолюбитель определился с выбором рисунка протектора, можно переходить к подбору необходимого типоразмера в интересующем модельном ряду шин. Типоразмер представляет собой сочетание размеров определенных элементов шины, от типоразмера шины зависит – подойдет ли данная модель к вашему автомобилю или нет.

Конструкторы, создавая автомобиль, определяют параметры автошин, которые будут наилучшим образом сочетаться с характеристиками самого автомобиля. Несоответствие типоразмера при выборе может привести не только к ухудшению эксплуатационных характеристик авто, но и к невозможности установить шину на колесо.

Обозначение типоразмера можно найти на маркировке шины, которая нанесена на боковой части шины. Размер обозначается следующим образом: 185/60 R15, где:

  • 185 – ширина шины в миллиметрах;
  • 60 – соотношение высоты профиля шины к ширине (в данном случае высота шины составляет 60% ширины шины;
  • R15 – посадочный диаметр обода, в отличие от размера ширины этот параметр измеряется в дюймах, причем литера R означает, что шина является радиальной (о том, что это такое, можно прочитать в начале данной статьи).
  • В ряде случаев перед R может присутствовать обозначение Z (вида ZR 15), что дает автолюбителю понять, что перед ним скоростная шина, которая предназначена для езды в скоростном режиме (свыше 240 км/ч).

Основные параметры шины:

  • D – наружный диаметр;
  • B – ширина профиля шины;
  • H – высота профиля шины;
  • d – посадочный диаметр обода колеса (шины);
  • 1 – каркас;
  • 2 – брекер;
  • 3 – протектор;
  • 4 – боковина;
  • 5- борт;
  • 6 – бортовая проволока;
  • 7 – наполнительный шнур.

Итак, посадочный диаметр шины должен соответствовать параметрам обода. В противном случае шину либо не удастся установить, либо установка будет выполнена некорректно – эксплуатационные характеристики шины будут неудовлетворительными, последует быстрый износ шины.

Ширина может варьироваться, поскольку, чем шире ширина профиля – тем лучше сцепление с дорогой, однако слишком широкие шины могут снизить управляемость автомобиля.

Соотношение высоты профиля к ширине (полнопрофильные или низкопрофильные шины) обусловливает управляемость автомобиля. Низкопрофильные шины отлично подходят для передвижениях по качественному дорожному покрытию, в то время, как шины с высоким профилем более приспособлены к езде по неровной дороге, а также в зимний период.

…И еще кое-что: литера R, означающая посадочный диаметр, часто воспринимается как обозначение радиуса. Это не соответствует истине, поскольку измеряется именно диаметр. Однако, этот параметр сложно спутать с каким-либо другим, поэтому, если говорят о радиусе, просто следует знать, что речь идет о диаметре обода.

Индексы нагрузки и скорости

Не менее значимыми параметрами являются индексы нагрузки и скорости, их обозначения идут сразу за обозначениями размера и имеют следующий вид 105H, где:

105 – индекс нагрузки (равен нагрузке в 925 кг.). Этот параметр еще называют индексом грузоподъемности, на шине также может быть указана предельная масса в килограммах и английских фунтах. Индекс представляет собой число и определяет предельную нагрузку, выдерживаемую шиной, накачанной воздухом по максимуму;

Таблица популярных индексов нагрузки:

Индекс нагрузки

Масса, кг.

Индекс нагрузки

Масса, кг.

Индекс нагрузки

Масса, кг.

Индекс нагрузки

Масса, кг.

H – индекс скорости (H означает скорость до 210 км/ч.). Параметр показывает предел скоростного режима, при котором может эксплуатироваться определенная модель шины. Обозначается буквами латинского алфавита, от A до Z (максимальное значение).

Таблица индексов скорости:

Индекс скорости

Максимальная скорость, км/ч

Автолюбителю можно порекомендовать – с должным вниманием отнестись к соответствию этих параметров рекомендациям изготовителя транспортного средства. Если указанные параметры будут ниже рекомендованных – это может привести к быстрому износу и внезапному выходу шин из строя. Можно перестраховаться, и выбрать шины, где показатели значительно превышают норму, однако повышенные показатели влекут за собой неоправданные затраты. Поскольку улучшение каждого показателя неизбежно связано с повышением себестоимости изделия.

Другие обозначения

На боковой поверхности шин есть еще ряд обозначений, которые могут сообщить потребителю целый набор полезных сведений.

Так, шины бывают камерные и бескамерные, последние, как правило, являются более популярными, маркировка TUI означает, что перед вами бескамерная шина, камерные шины обозначаются TUBE TYPE;

Коэффициент износоустойчивости обозначается как TR и показывает допустимый пробег (по отношению к среднему показателю, который принят за 100);

Коэффициент сцепления обозначается как TRACTION , буквенное обозначение может иметь значение A, B или C, где A – максимальное значение.

Соответствие европейским или американским стандартам обозначается как Е и DOT. Часто маркировка шины содержит оба значения, что говорит автолюбителю о том, что шина соответствует обоим стандартам, а это является прямым подтверждением высокого качества;

Маркировка MAX PRESSURE означает максимальное давление воздуха в шинах. Нужно помнить, что этот параметр указан в паскалях (Па), соответственно 1 Атм (атмосфер) = 100 кПа.

Некоторые производители позиционируют свои шины как предназначенные специально для эксплуатации в определенных условиях, что отражено в маркировке следующим образом:

  • M+S – для грязи и снега (повышенная проходимость в условиях бездорожья);
  • Rain – для дождливого сезона;
  • Winter – для езды в зимний период;
  • All Season – всесезонные шины;
  • Aqua или Water – для езды в условиях влажной трассы
  • C – шины относятся к категории «усиленных» шин (подходят для автомобилей., использующихся в коммерческих целях). Может также использоваться обозначение LT (light truck), если шины произведены в США, продукция предназначена для коммерческих авто и легких грузовиков;
  • XL или (REINF) – extra load означает, что перед вами усиленная шина. Такие шины способны выдерживать большую нагрузку, чем обычные;
  • RunFlat или (RFT,ZP,SSR,RSC) – подобные обозначенияприняты для шин, которые изготовлены по особой технологии, предполагающей усиление боковой части шины. Эта технология изготовления позволяет проехать на спущенном колесе от 80 до 160 км.

Если рисунок протектора направленный, на шине имеется маркировка ROTATION, а также стрелка, которая указывает направление вращения;

Шины с ассиметричным рисунком протектора имеют следующие обозначения Inside и Outside, что означает внутреннюю и внешнюю стороны;

Иногда можно встретить на боковой поверхности шины такое обозначение DA – это означает наличие производственных дефектов. Однако в этом случае дефекты не оказывают негативного влияния на эксплуатационные характеристики, и приобретение таких шин может стать весьма выгодным, поскольку шины с подобной маркировкой продаются по сниженной цене.

Существуют также элементы маркировки, которые можно увидеть, главным образом, на шинах для внедорожников. Отличия резины для внедорожников, характеристики и маркировка – все это рассматривается в отдельной статье « Как выбрать шины для внедорожников».

Маркировка шин

МАРКИРОВКА ЛЕГКОГРУЗОВЫХ ШИН

Пример: MAXXIS 195/70R15C 8PR R MA-SLW 104/102 Q TBL

195 – ширина профиля шины, измеряется в мм.

70 – отношение высоты профиля шины к его ширине (в процентах). Если черта и цифра за обозначением ширины профиля отсутствует (напр.195R15) – это означает, что шина полнопрофильная, и её профиль приблизительно равен 82%.

R или RADIAL – означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно считают, что R — означает радиус шины.

15 – посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода диска в дюймах (именно диаметр, а не радиус!).

С – после обозначения посадочного диаметра ставят значок “С” (commercial) – усиленная, для коммерческого транспорта

8PR (PLY RATING) – норма слойности -прочность (несущая способность) каркаса.. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность и долговечность.

TBL ( Tubeless ) — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.

104 /102 – индекс максимальной несущей нагрузки шины, условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. Таблицу нагрузки см.ниже.

Q – индекс скорости, условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина. На некоторых шинах этого значения может не быть; вместо него перед буквой R должна стоять буква V или Z .

Индекс H J K L M N P Q R S T V VR W Y Z ZR
км/ч 210 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 240 >210 270 300 >270 >240

На некоторых шинах перед размером может стоять буква « Р » (Passenger — для легкового автомобиля) или « LT » (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R 15.

Иногда вы можете увидеть несколько иную форму маркировки шин, например:

6.5 — ширина шины в дюймах (обращаем внимание, что это ширина не протектора, а самой широкой части шины). П рофиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 6.50), то высота профиля считается равной 92 %, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 8.25), то высота профиля считается равной 82 %

R — шина радиальной конструкции.

16 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Rotation – направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины. показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед.

Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней

Left или Right — означает, что шины этой модели (направленные ассиметричные) бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.

M & S , M+S (Mud + Snow — грязь плюс снег)- означает что шина адаптирована к зимним условиям. Обратите внимание, что это значение может стоять и на летних шинах. По стандартам некоторых стран, все шины (летние, всесезонные либо зимние) должны маркироваться этим знаком.

All season – обозначение ставят на шинах, которые можно использовать как всесезонные.

MAX. PRESS ( PRESSURE ) – максимальное давление в шинах выражается в кПа.

TWI – Индикатор износа протектора- это небольшой, высотой всего лишь 1,6 мм, выступ на дне канавки протектора шины, показывающий Вам предельно допустимую степень облысения шины. Как только протектор сотрется до этого выступа, шину нужно менять в обязательном порядке. Для облегчения поиска индикаторов износа на плечо протектора шины наносят метки, располагая их вблизи тех канавок, где находятся выступы. Метка может представлять собой либо аббревиатуру TWI, либо стрелку.

DOT – (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированный адрес производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждение того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS № 109, например, DOT МКR4 AJOR 0407 . Последние четыре цифры указывают на дату производства шины, первые две цифры – это неделя, а две последние год выпуска.

RAIN , WATER , AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Обозначение типоразмера шин


Существует несколько методов обозначить размер и параметры шины, некоторые производители используют размеры в дюймах, некоторые в миллиметрах, а некоторые – даже в обеих величинах. Примеры, приведенные ниже, помогут Вам определить параметры самостоятельно.

1. Ширина шины (ширина поперечного сечения)
2. Высота шины
3. Высота в поперечном сечении
4. Диаметр обода
5. Наружный диаметр шины

Пример: 3.00-4, 3.50-6, 4.00-8, 5.20-10, 6.00-12….

Первая цифра (3.00) обозначает ширину шины. “-” – обозначает то, что шина является диагональной (радиальная конструкция была бы обозначена буквой R). Последняя цифра (4) обозначает посадочный диаметр в дюймах. Таким образом, шина с параметрами 3.00-4 подходит для 4 дюймового диска, имеет ширину в 3 дюйма и диагональную конструкцию.

Пример: 6-12, 7-14, 8-16, 9.5-18…

То же самое, что и в предыдущем пункте, но без (.00) в первой части типоразмера. Все размеры в дюймах. Важно, что шины с похожими типоразмерами могут не быть совместимыми – шина с параметрами 6.00-12 может очень значительно отличаться от шины 6-12. Если Вы сомневаетесь в определении совместимости – обратитесь к менеджерам PROTEKTOR.RU

Пример: 4.10/3.50-4, 4.10/3.50-6, 5.30/4.50-6…

Этот типоразмер состоит из 4х частей. Первая цифра (4.10) обозначает ширину шины. Вторая (3.50) обозначает высоту шины. Третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 4.10/3.50-4 имеет ширину 4.1 дюйма, высоту 3.5 дюйма, подходит для дисков диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

Пример: 11х4.00-4, 13х5.00-6, 18х8.50-8, 25х12.00-9…

Первая цифра (11) – это внешний диаметр шины в дюймах. Вторая цифра (4.00) – это ширина шины в дюймах, и третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 11х4.00-4 имеет внешний диаметр 11 дюймов, ширину – 4 дюйма, подойдет для диска диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

Пример: 10х3, 18х4, 260х85

Такая маркировка является устаревшей, но Вы всё ещё можете с ней столкнуться. Размеры могут указываться как в дюймах, так и в миллиметрах (обычно различить это достаточно легко). Первая цифра (10) обозначает внешний диаметр шины, вторая – ширину шины. Посадочный диаметр не обозначен в типоразмере, но может быть легко вычислен, так как высота такой шины обычно совпадает с ее шириной. Таким образом, шина с типоразмером 18х4 имеет внешний диаметр 18 дюймов, ширину 4 дюйма и посадочный диаметр в 10 дюймов (18 дюймов внешнего диаметра минус 2х4” высоты шины). Современным обозначением для такой шины была бы формула 4.00-10. Шина с типоразмером 260х85 имеет внешний диаметр 260мм и ширину 85мм, или 10” и 3” соответственно, посадочный диаметр – 4 дюйма. Современное обозначение выглядело бы так: 3.00-4.

Пример: 255/60-10, 195/50R13, 420/85R28

Первая цифра – это ширина шины в миллиметрах, вторая – высота профиля (процент от ширины шины), третья цифра – посадочный диаметр в дюймах. Если в типоразмере присутствует буква R – это означает, что шина имеет радиальную конструкцию, а “-” обозначает диагональную. Таким образом, шина с типоразмером 420/85R28 имеет ширину 420мм, профиль – 85% (высота шины равно 85% от ширины, то есть 357мм), радиальную конструкцию и подходит к диску диаметром 28 дюймов.

Пример: 145R10, 155R12

Первая цифра обозначает ширину шины в миллиметрах, а вторая – посадочный диаметр (диаметр диска) в дюймах. R указывает на радиальную конструкцию, “-” – на диагональную. При такой маркировке профиль шины не указывается, и по умолчанию равен 80%. То есть шина с типоразмером 145R10 имеет ширину 145мм, высоту 116мм (80% от 145мм), подходит для диска диаметром 10 дюймов и имеет радиальную конструкцию. Общий диаметр шины можно высчитать переведя все единицы измерения в дюймы или миллиметры и сложив диаметр диска с двойной величиной высоты шины.

В настоящее время норма слойности определяет прочность шины и не указывает количество слоев кордной ткани. Первоначально термин “слой” действительно относился к числу слоев кордной ткани и поэтому служил показателем прочности шины. Но с развитием новых материалов исходную хлопковую кордную ткань сначала заменили на вискозу, а в настоящее время используют нейлон или стальную проволоку.

В результате появилась возможность значительно повысить прочность без увеличения числа слоев материала. Поэтому термин “количество слоев кордной ткани” стал использоваться скорее для обозначения прочности шины, а не для указания действительного числа слоев.

Звездочки (*,**,***) используются для обозначения прочности радиальных шин.

Подобрать шины

Шины на PROTEKTOR.RU

Сельскохозяйственные, специальные, крупногабаритные шины, шины для строительной техники

Специальные шины для лесозаготовительной техники и сельского хозяйства

Шины для сельскохозяйственной техники, шины для подземной и портовой техники, шины для погрузчиков, многоцелевые шины

Cельскохозяйственные, промышленные, грузовые и крупногабаритные шины

Шины для сельскохозяйственной и индустриальной техники (США)

Cельскохозяйственные шины, шины для лесного хозяйства, пром. шины, шины для погрузчиков

Специальные цельнолитые шины для тяжелых условий работы

Сельскохозяйственные шины, КГШ, шины для погрузчиков и складской техники

Сельскохозяйственные шины, шины для лесного хозяйства, промышленные шины

Шины для складской техники, малой механизации, тяжёлой ДСТ, аэродромной, подземной и портовой техники

Шины для тракторов, сельскохозяйственной техники, шины для погрузчиков, грузовые, OTR и спецшины

Шины для сельского хозяйства и стройки, коммунальной техники и экстремального спорта

Подобрать диски

Колесные диски для тракторов, комбайнов, строительной и специальной техники

Осветительное оборудование и комплектующие для сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесной, карьерной, специальной техники

Диаметр шин: характеристика и основные размеры

Каждый автовладелец сталкивается с выбором покрышек для автомобиля. Это может быть смена сезонности (летние, зимние), плановая замена или смена шин с целью улучшения каких-либо характеристик. Прежде, чем приступать к выбору, каждый владелец должен знать, как правильно подбирать покрышки для своего авто – это значит, не только понимать, какие характеристики требуются, но и такие параметры, как наружный диаметр шины и подходящие размеры колеса (рекомендованные к установке).

Диаметр и размеры

Современный рынок предлагает огромное количество шин разных типоразмеров для любых условий. Но для каждого автомобиля есть свои допустимые размеры диаметра покрышки. Чтобы узнать, какая подойдёт на автомобиль, нужно воспользоваться инструкцией по эксплуатации машины (если стоит заводская резина) или воспользоваться маркировкой, которая наносится на шины.

Маркировка

Наносится на каждую покрышку, и содержит в себе всю информацию. Примером можно взять 205/55/R16 94HXL:

  • 205 – показатель обозначает ширину покрышки в миллиметрах;
  • 55 – соотношение высоты к ширине. В рассматриваемом варианте, величина равна 55%. Если значение отсутствует – значит, величина составляет 80-82% (используется на лёгком коммерческом транспорте).

Важно: если автовладелец решит установить более широкие шины (допустим 215/55), то это будет означать, что резина будет выше.

  • R – означает, что шина радиального типа. Существует диагональная конструкция (обозначается при маркировке – D), используемая в современном мире довольно редко. Объясняется тем, что характеристики при эксплуатации ниже, чем у радиальной.
  • 16 – внутренние диаметр колеса (в дюймах). Если необходимо перевести значение в сантиметры, то стоит помнить, что 1 дюйм, равен 2.54 сантиметрам, и вычисляется умножением.

Внимание: значение используется для подбора дисков. Для дисков, 16 – наружный (посадочный) диаметр. Радиус всего колеса – это другая величина.

  • 94 – возможная нагрузка на одно колесо составляет около 670 кг. Значение показывает возможную нагрузку.
  • H – максимальная скорость, которую можно развивать на покрышках (индекс скорости).
  • XL – шина сделана с усиленным каркасом, и имеет запас прочности на случай «перегруза» авто.

Чтобы посчитать максимальную нагрузку, которую транспорт сможет перевозить – нужно умножить значение по индексу грузоподъёмности на количество колёс.

Существует множество маркировок, которые могут дать дополнительную информацию о шине, вплоть до номера инспектора на заводе-производителе. Можно расшифровывать значения полностью, но основные параметры, которые помогут дать информацию при подборе – описаны выше.

Размер и диски

Чтобы осуществить правильный подбор диаметра и типоразмера шин необходимо обратиться к специалисту, или к рекомендациям производителя, чтобы узнать подходящие значения для конкретной машины. Среди всех диаметров зимних шин и летних можно выделить самые популярные: R19; R18; R17; R16; R15; R14.

Важно: необходимо соблюдать рекомендации – если типоразмер будет не соответствовать, то возможно, что покрышка, при движении будет задевать кузов, или, из-за смещения центра тяжести некоторые показатели будут ухудшаться, возможно, быстрое стирание резины, при установке шин с неправильным вылетом.

Когда необходимо подобрать диски для определённого размера шин, то можно воспользоваться таблицей:

Ширина диска

(дюйм)

Минимальная ширина шины Подходящая ширина покрышки Максимальные размеры шины
5 155 165 175 185
5.5 165 175 185 195
6.0 175 185 195 205
6.5 185 195 205 215
7.0 195 205 215 225
7.5 205 215 225 235
8.0 215 225 235 245
8.5 225 235 245 255
9.0 235 245 255 265
9.5 245 255 265 275
10.0 255 265 275 285
10.5 265 275 285 295
11.0 275 285 295 305
11.5 285 295 305 315
12.0 295 305 315 325
12.5 305 315 325 335

Стоит отметить, что в таблице указаны не все значения по подбору – существуют диски от 3 дюймов и больше, но всё напрямую зависит от радиуса колеса, которое будет выбрано для конкретного автомобиля. Поэтому необходимо опираться, прежде всего, на рекомендации производителя автомобиля, или на комментарии специалиста.

Изменение типоразмера

Некоторые автовладельцы специально изменяют радиус колёс, и подразделяются такие изменения на несколько категорий:

  • Увеличение ширины – допустимо увеличение этого показателя не более, чем на 24мм, но только с сохранением прежней высоты. Иначе колесо будет тереться об кузов, что быстро приведёт его в негодность. Примером будет взят диаметр шины R15 с размерностью 185/65. После увеличения, характеристики будут составлять 195/65 (24мм – максимальная величина расширения, средняя — 12). После этого уменьшится тормозной путь, и автомобиль станет ехать немного мягче, но цена на покупку новых покрышек возрастёт.
  • Высота – установка немного увеличит проходимость, но увеличивать показатель намного – нельзя. Это приведёт к быстрому стиранию покрышек о кузов автомобиля.
  • Вылет колеса – часть автовладельцев стремится увеличить ширину диска, и получается, что колесо оказывается немного выступающим из арки. Такое изменение губительно для машины, и быстро приведёт к выходу из строя подвески. Оптимальный вылет колеса регламентируется заводом-производителем, и менять его не рекомендуется.

  • Наружный диаметр диска – автовладельцы, иногда стремятся увеличить диаметр диска, и в качестве покрышек используют низкопрофильную резину. Например, при диаметре шины R16 и типоразмером 195/60 оно подойдёт для замены колеса с характеристиками 185/65 и 15 радиусом – в этом случае придётся пожертвовать ходовыми характеристиками и плавностью хода. Бывают случаи, когда уменьшение диаметра приводит к улучшению ходовых характеристик машины, а именно – увеличению мягкости работы подвески. Но в этом будут и минусы – на высоких скоростях автомобиль может потерять курсовую устойчивость.

Итог подводится следующий: при выборе новых колёсных дисков и шин, оптимальным решением, будет подбор, основанный на заводских рекомендациях. Для изменения параметров шин нужно отчётливо представлять, чем это может грозить при эксплуатации автомобиля.

Ставить и выбирать изменённые покрышки самостоятельно, без консультации со специалистом не рекомендуется, и может привести к выходу из строя всего автомобиля.

Расшифровка размеров шин в сантиметрах

Покрышки американского и европейского производства отличаются маркировкой. Часто возникает ситуация, когда необходимо переводить дюймы в сантиметры. В этой статье мы опишем способы расшифровки размеров шин в сантиметрах.

Системы исчисления

Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:

  1. Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
  2. Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
  • низкопрофильная — серия меньше 70%;
  • высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
  • полнопрофильная — более 85%.
  1. Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
  2. Радиус колеса.

Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:

  1. Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
  • 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
  • 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
  • R — обозначает радиальный тип шин;
  • 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
  1. Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
  • 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
  • 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
  • R — указывает на радиальный тип автошин;
  • 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).

Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:

  • вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
  • разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).

Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.

Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:

Отличия в маркировке автопокрышек

Занимаясь расшифровкой размеров шин, обратите внимание на букву, стоящую перед габаритами покрышки:

  1. «Р» — указывает на систему «P-metric», применяемую для , минивэнов, легких пикапов ( с грузоподъемностью до 0,5 тонны). Указанная система очень удобна, ее часто используют производители авторезины.
  2. «Т» — указанной буквой маркируют «запасные» шины: резину можно применять пока основную автопокрышку не отремонтируют либо заменят.
  3. «LT» — означает систему «Light Truck-metric», разработанную для грузовиков и транспорта способного транспортировать большие грузы. В эту категорию попадают автомобили с грузоподъемностью до 1 тонны.
  4. «ST» — указывает на «Special Trailer Service», изделия предназначены для автоприцепов также на них можно осуществлять транспортировку лодок либо авто.

Буквенные значения могут стоять в конце маркировки автошин в таком случае они означают:

  1. «LT» — шина относится к изделиям, с ранней маркировкой:
  • «Numeric» — числовая, автопокрышки предназначены для автомобилей, транспортирующих тяжелые грузы, прицепных трейлеров
  • «Wide Base» — покрышки, имеющее широкое основание, производителями изготавливаются такие изделия с диаметром обода от 16,5 дюйма;
  • «Flotation» — флотационные, авторезина большого размера, позволяющая машине перемещаться по песчаной поверхности либо грязи.

Авторезина с такой маркировкой подходит для легких, средних, тяжелых автомобилей-пикапов, имеющих грузоподъемность до 1 тонны.

  1. «С» — авторезина коммерческого назначения, применимая для фургонов и развозных автомобилей, способных транспортировать большие грузы.

Если вначале маркировки отсутствует буквенное обозначение и трехзначная цифра, к примеру, 45R15, то это авторезина с метрическим размером системы Euro-metric, применимой на шинах европейских производителей. Указанная размерность соответствует расшифровке по системе «P-metric», но отличается меньшими нагрузками.

Есть производители, указывающие размеры авторезины и дисков в миллиметрах, к примеру, маркировка Michelin 235/710R460A означает:

  • 235 — ширина изделия (235 мм=23,5 см);
  • 710 — цифра, обозначающая наружный диаметр авторезины (710 мм =71,0 см);
  • 460 — диаметр обода покрышки (460 мм=46 см.);
  • А — обозначение асимметричных бортов резины, например, 460А значит, что внешний борт имеет диаметр 45 см, а внутренний 47 см.

Такая нестандартная маркировка разработана для автомобилей с колесами специфического размера, отличающихся бортовыми профилями от стандартных метрических либо дюймовых изделий. Столкнувшись с нестандартными маркировками, их расшифровку лучше узнать у производителя автопокрышек.

Сравнение расчетных данных

Самостоятельная расшифровка размеров шин требует определенной точности расчетов. Проверить, правильно ли сделан перевод величин с сантиметров в дюймы и наоборот можно с помощью шинных калькуляторов. С их помощью можно также узнать, сколько типоразмеров покрышек подходит для определенной модели автомобиля.

Шинные калькуляторы легко отыскать в интернете, они, как правило, имеют американские и европейские системы типоразмеров одновременно. Поэтому, введя размеры покрышек, рекомендованных заводом-изготовителем автомобиля в метрической системе, есть возможность получить перечень авторезины американского и европейского образца. Это очень удобно, при необходимости выбрать торговую марку интересующей резины, а также просмотреть возможность изменения размеров шин, рекомендованных производителем. При использовании шинных калькуляторов необходимо учитывать погрешность, возникающую из-за округлений, поэтому лучше перевести интересующие размеры вручную, затем сверить их с вариантами, просчитанными интернет-ресурсом.

Заключение

Американская маркировка резины, если не брать во внимание непривычные нам дюймы, очень удобна в использовании. Но в большинстве ситуаций приходится сталкиваться с метрической системой обозначения. Перевести дюймовые размеры в сантиметры несложно, если разобраться с расшифровкой обозначений, наносимых заводами-изготовителями на боковую поверхность автошин. При этом нужно учитывать погрешность, расчетов, которая может возникнуть из-за невнимательности либо округления полученных значений. Чтоб правильно посчитать размеры, лучше воспользоваться ручным способом, затем сравнить полученные параметры с данными шинных калькуляторов. Использовать только один метод мы не рекомендуем, так как в заложенных электронных вычислительных программах также присутствует определенная погрешность при округлении.

Ссылка на основную публикацию