Площадь диффузора 12 сабвуфера

Sur174 › Блог › ФИ для DD

ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ УКРАДЕНО С БАСКЛУБА
и дабы быть честным к автору данного текста
вот ссылка перво источника www.bassclub.ru/forum/showthread.php?t=43084

Ящик для любого динамика DD для повседнева — расчет в 3 шага! Расчет примитивен, но работает практически всегда безотказно, ошибиться возможно разве что с расположением.

ШАГ 1. Считаем площадь порта. Для этого необходимо знать площадь диффузора динамика.
6.5″ — 160кв.см.
8″ — 210кв.см.
10″ — 340кв.см.
12″ — 500кв.см.
15″ — 700кв.см.
18″ — 1100кв.см.

Для использования с номинальной мощностью — умножаем площадь диффузора на коэффициент от 0.3 до 0.4 и получаем площадь порта.
Для использования с мощностью около или выше номинала не более чем на 100% — умножаем на коэффициент от 0.35 до 0.5 и получаем площадь порта.
Для использования динамика при наличии слуха и понимания процессов с серьезными мощностями — умножаем на коэффициент от 0.5 до 0.75 и на выходе опять имеем готовую площадь порта.

В случае с парой динамиков — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициетов, затем умножаем на 1.8.
В случае с 4-мя динамиками — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициентов, затем умножаем на 3.2.

ШАГ 2. Считаем чистый объем.

Для того, чтобы получить громкий бас, ветер и побольше цифр на приборе — делим полученную площадь на коэффициент 3.5 и получаем чистый объем в литрах.
Для того, чтобы получить достаточно качественный и громкий бас — делим полученную площадь на коэффициент 3.
Для того, чтобы получить мягкий, приятный, “шелковый” бас — делим полученную площадь на коэффициент 2.7.

ШАГ 3. Настраиваем корпус и выбираем длину порта.

Для получения достаточно универсальной настройки, подходящей для большинства типов музыки, используем следующую длину порта:
6.5″ — 62см.
8″ — 61см.
10″ — 60см.
12″ — 59см.
15″ — 58см.
18″ — 57см.

Для того, чтобы получить больше контроля и больше громкости на самых низких частотах, а так же, для использования сабвуфера в разгруженном пространстве (джипы, микроавтобусы, универсалы, улица, открытые двери и окна и тп.) — увеличиваем длину порта на значение 18см.

Это все, что нужно знать для расчета корпуса для повседнева. Никаких программ или излишних мозговых усилий не требуется.

Пример 1. Запрос — имею 12″ сабвуфер DD, планирую использовать его в пределах номинальной мощности +-50%, автомобиль — универсал, хочу получить приятный бас, тк в основном слушаю рэпчик и электронщину, люблю слушать громко и имею достаточно развитый слух, могу корректно настроить фильтры усилителя.

Расчет:
Площадь порта = 500*0.4 = 200кв.см.
Чистый объем = 200/3=67л.
Длина порта = 59см +9см = 68см.

Пример 2. Запрос — я экстремал, имею пару 15″ сабвуферов DD, хочу максимум ветра, слушаю негров и качеством не озабочен, авто — хэтчбэк, пространство под корпус — сколько нужно.

Расчет:
Площадь порта = 700*0.7*1,8 = 880кв.см.
Чистый объем = 880/3.5 = 252л.
Длина порта = 58+18 = 76см.

Пример 3. Запрос — имею 10″ сабвуфер DD, слушаю все жанры, авто — седан, в настройках усилителя ничего не смыслю, мощность превышать не намерен, на давление пофигу, нужен приятный повседневный бас.

Расчет:
Площадь порта = 340*0.3 = 100кв.см.
Объем = 100/2.7 = 37л.
Длина порта = 60см.

Примечания.
1. Можно смело пользоваться, не требуется специальных знаний, только простейшая геометрия и арифметика.
2. Для расчета площади порта крайне не рекомендуется применять коэффициент менее 0.3, вероятно вы убьете отдачу на низах.
3. Площадь порта с коэффициентом более 0.75 нужно применять только на высокой мощности и конечно с осторожностью, тк существенно возрастает риск сжечь катушку или повредить сабвуфер, номинальной мощности сабвуфера не хватит для того, чтобы пропихнуть такой объем воздушной массы. Исключением пожалуй вполне может быть размер DD 6.5″, DD 8″ и все размеры DD Z.
4. Если корпус не входит в отведенное ему пространство — то не впихивайте невпихиваемое, используйте меньший калибр сабвуфера, тк если объема не достаточно, то и прибавки от большого калибра не будет вообще.
5. Закругляйте все углы, пользуйтесь фланцами, сделайте порт гладким… Улучшенная аэродинамика серьезно увеличит и эффективность, и качество звука.
6. Минимальная толщина фанеры или мдф для любого корпуса — 18мм. Рекомендуемая толщина — от 21 до 24мм. Если Вы используете толщину менее 18мм, то либо ставьте распорки, либо делайте крупные стенки двойными. С меньшей толщиной проигрыш в давлении минимален, но катушка греется значительно быстрее.
7. Чтобы улучшить указанную тут технологию — нужно очень серьезно и долго работать с системой. Потому, если Вы заранее знаете, что не сможете этого сделать, то и не нужно пытаться “изобретать велосипед”.
8. Минимальное расстояние от входа и выхода порта до любой ближайшей противоположной стенки легко посчитать по простейшей формуле:
для круглого порта = (R(фланцев)^2) / (R(фланцев)*2)
для щелевого порта — не менее 1.5 размера самой узкой части порта.
9. В седанах эффективнее всего динамик направлять вверх или в салон, а порт — в крыло. Порт располагать ближе к “номеру”, динамик — ближе к сидениям под “полкой”.
В хэтчбэках — динамик и порт направлять вверх.
В универсалах, внедорожниках и т.п., а так же, если сомневаетесь — динамик и порт направлять “в номер”, это работает почти всегда.
10. Забудьте о том, что большой сабвуфер гарантированно даст больше баса. Это принципиальная ошибка. Даже хорошо проклееный салон автомобиля гольф-класса (2114 как пример) с тоннами звукопоглотителей реально не способен раскрыть DD размером более 15″ или пары 12″. Если поставите 18″ в салон 2114, то прибавку от использования такого размера на повседнев получите только с открытой дверью или стеклом. Более того, багажник 2114(2112, приора и тп) не располагает необходимым объемом для размещения калибра более 18″.
11. При расчете площади порта прошу обратить особенное внимание на мощность, чем выше мощность, тем больше площади порта необходимо использовать, но баланс должен соблюдаться. Если площади недостаточно, а мощность достаточно высокая, то диапазон работы порта серьезно сужается, а эффективность падает, и наоборот, если площадь с избытком, то дин перегружен и достаточно сильно греется.
12. Для “не DD” сабвуферов применять возможно, но очень вероятно что ничего хорошего не выйдет, точно так же, как применять чужие шаблоны к сабвуферам DD, впрочем, это очень любят делать любители проплаченных или “недалеких” в техническом плане сравнений…

НУ и пару картинок не относящихся к тексту ноооо с рекомендемыми размерами и параметрами для сабвуферов DD по большей части 500 серии

Сабвуферы 15’’

Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Говоря так, чаще всего имеют в виду стрельбу «наобум». А напрасно. Цели бывают точечные, а бывают площадные, и в те, и в другие нужно целиться, но по-разному.

СТРЕЛЬБА ПО ПЛОЩАДНЫМ ЦЕЛЯМ

Sony XS-L152P5S • Fusion PP-SW15E • Kicker CVR15D2 • Ground Zero GZHW 38X • Hertz HX 380 • Alpine SWR-1522D

На сегодня наша цель — сабвуферные головки диаметром 380 мм. И если в car audio и существуют площадные цели, то «пятнашки» могут претендовать на это звание в первую очередь. Потому хотя бы, что по площади диффузора они опережают ближайший меньший калибр (12 дюймов), по меньшей мере, в полтора раза (по нашей статистике на 55%). Хотя это лишь цифры, зрительно сабвуферы этого типоразмера тоже отличаются от иных прочих: крупный «блин» с относительно скромным магнитом.

Было уже не раз писано о том, какие из параметров головки определяют её к.п.д., (значение которого в акустике находят через чувствительность). И будет повторено ещё не раз, даже не пытайтесь возражать. Так вот, если убрать константы, характеризующие свойства среды, остаются только четыре параметра: силовой фактор Bl, площадь диффузора, масса подвижной системы и активное электрическое сопротивление Re звуковой катушки. Первые два параметра идут в числитель, оставшиеся — в знаменатель, причём все, кроме Re, в квадрате. Существуют, разумеется, и другие формы записи той же зависимости, в частности, к.п.д. записывают через куб частоты резонанса Fs, эквивалентный объём Vas (числитель) и электрическую добротность Qe (знаменатель). Но такая форма записи менее фундаментальна и может вызвать недоразумения. По правде жизни для наращивания чувствительности существуют лишь три пути: увеличивать площадь диффузора, облегчать подвижную систему или же повышать отношение квадрата силового фактора к омическому сопротивлению катушки. Два первых параметра независимы, а два оставшихся я не случайно объединил в комплекс. Потому что при ближайшем рассмотрении оказывается, что попытка повысить к.п.д. за счёт увеличения длины провода в зазоре вызывает увеличение его сопротивления, и упомянутое соотношение остаётся неизменным. Иначе говоря, при заданном сечении магнитного зазора (где намотка), повысить чувствительность можно только за счёт увеличения индукции магнитного поля B, практически всегда за счёт увеличения размеров магнита. (Вот почему, кстати, мы в наших тестах всегда тщательно отслеживаем размер магнита.) Но увеличение индукции магнитного поля (и силового фактора) вызывает снижение электрической добротности Qes головки, которая, как мы знаем, предопределяет значение полной добротности и которую потому нельзя снижать произвольно. Правда, воспрепятствовать снижению добротности можно путём увеличения массы подвижной системы, но тогда опять понизится к.п.д. Получается, что единственным безопасным путём повышения чувствительности является увеличение площади диффузора.

А тогда, учитывая растущие требования к звуку в машине, можно было бы предположить, что количество продаваемых 15-дюймовых сабвуферов будет возрастать, и уж во всяком случае не сокращаться. А теперь возьмём статистику объёма наших тестов 15-дюймовых сабов.

Год 2003 2004 2005 2006 2007
Число участников 12 11 10 7 6

Не думаю, что «пятнашки» уже пора заносить в Красную книгу, но тенденция очевидная. Это притом что 380-миллиметровые головки имеются у каждого производителя и почти во всех сериях, кроме разве что наиболее «экономичных». Остаётся предположить, что их к нам мало завозят, потому что мало продают. А почему мало продают? Причины, по-моему, вот в чём. Если обратиться к нашей статистике по характеристикам сабвуферных головок (см. №11 за прошлый год), то можно обнаружить, что по величине отдачи «пятнашки» выигрывают у ближайших преследователей, 12-дюймовых сабвуферов, немногим больше децибела. Допускаю даже, что не слишком продвинутый потребитель этой статистики никогда не видел, но кто-нибудь из грамотных друзей ему вполне мог объяснить, что выигрыш в чувствительности «пятнашки» дают небольшой. Конечно, децибел — это весьма ощутимая величина при соревнованиях по звуковому давлению, но, как мне говорили, в них участвуют ещё не все поголовно. В то же время эквивалентный объём у средней 15-дюймовой головки если не вдвое, то, по крайней мере, процентов на 75 больше, чем тот же показатель у «двенашки». Объёмы оформления в первом приближении должны соотноситься так же, что, вероятно, и ограничивает число желающих.

А, между прочим, есть ещё второе приближение. У крупных головок частота собственного резонанса ниже, и одновременно (или как следствие этого) ниже электрическая и полная добротность. А оба эти фактора позволяют при прочих равных условиях выбрать более компактное оформление. Так что «пятнашки» не так охочи до объёмов, как можно было бы ожидать, разрыв между 12-ти и 10-дюймовыми головками куда существеннее. А общие зависимости в сочетании параметров 380-миллиметровых головок позволяют сделать ряд замечаний.

Низкая резонансная частота таких головок не всегда позволяет добиться в закрытом ящике (ЗЯ) идеальной частотной характеристики в салоне: возникает слишком большой перепад между частотами 100 и 35 Гц, даже когда на самом низком басе явно намечается спад. По той же причине «пятнашки» очень редко хорошо себя ведут в акустическом экране (free air): на АЧХ получается солидный подъём на низких басах с дальнейшим ростом на инфразвуковых частотах. В сегодняшней компактной группе (не в буквальном, конечно, смысле, а по номенклатуре) не нашлось динамиков, которых можно было бы рекомендовать для фри-эйрного использования. Зато многие из них способны работать в компактном ящике с фазоинвертором (ФИ) — от 37 до 50 л и настройкой порта на 30 Гц или около того. Если брать диаметр порта 10 см, то его длина может оказаться довольно значительной, и в этом случае пригодится щелевой порт — в заводских оформлениях их используют нынче всё чаще.

Как и в домашней акустике, динамические головки всегда «соглашаются» на определённый размен между объёмом оформления и басовыми возможностями по низам. Только в автомобильном салоне этот размен выглядит специфично. Рост объёма ЗЯ приводит к увеличению акустического усиления на самом низком басе и инфранизких частотах, уменьшение объёма вызывает сокращение перепада от 100 Гц до частоты резонанса динамика в ящике одновременно с уменьшением самых низкочастотных составляющих. Мы исходим из того, что уменьшение инфранизких составляющих менее заметно, нежели перепад между частотами 50 и 100 Гц, и потому выбираем объём, при котором получается симметричный спад от центра и до частот 100 Гц и 25 Гц.

Рост объёма ФИ всегда вызывает увеличение акустического усиления. Частота, на которую придётся его максимум, зависит от соотношения частоты резонанса головки в ящике и частоты настройки порта. Мы выбираем объём ящика и частоту настройки порта таким образом, чтобы максимум приходился на 35 Гц, а ширина полосы (по уровню -3 дБ) составила одну и одну треть октавы. Среднее акустическое усиление (в обычной полосе 25 — 100 Гц) мы назвали «нормированным акустическим усилением», поскольку оно определено для нормированной АЧХ. И теперь мы приводим его величину в таблице, чтобы всем было ясно, каким образом из опорной чувствительности выходит средняя чувствительность в салоне. Обратите внимание — мы её перестали называть «максимальной чувствительностью», поскольку, выбрав другие параметры ящика и «фазика», можно получить как более высокое, так и более низкое акустическое усиление (и чувствительность, естественно) одновременно с более высокой или более низкой неравномерностью АЧХ.

Программа измерений по-прежнему без изменений, но в число параметров Тиля — Смолла мы «кооптировали» параметр EBP, который представляет собой частоту резонанса головки на воздухе, делённую на электрическую добротность Qes. Его, правда, придумал, Смолл единолично, но с Тилем его физический смысл обсуждался, так что формально этот параметр имеет право стоять в одном ряду с Fs, Vas и Qts. Какая нам от него польза? Об этом было сказано в прошлом тесте сабвуферов. Чем меньше EBP, тем, в общем случае, выше акустическое усиление при стандартной ширине полосы в ФИ или, наоборот, тем более плоским получается центральный участок АЧХ при заданной величине среднего акустического усиления.

Теперь напомню о некоторых умолчаниях. Для разнообразия начнём с середины, с магнитной системы. Помните, существовало такое правило: стандартная высота ферритового кольца, образующего постоянный магнит, равна 20 мм? Теперь, по правде говоря, такие кольца тоже встречаются, но их уже не большинство, так что габариты магнита буду указывать полностью. Как мы с вами понимаем, величина индукции в зазоре зависит не только от габаритов магнита, но и от геометрии зазора и, в первую очередь, от диаметра звуковой катушки. Правда, в этом плане вариантов и не было: у всех участников теста калибр звуковой катушки оказался одинаковым, 2,5 дюйма, или, как, к примеру, предпочитают указывать итальянцы, 65 мм. Если точно, то 2,5 дюйма, это 63,5 мм, но это стандартный диаметр каркаса, а диаметр катушки как раз и будет около 65 мм. Центрирующая шайба бывает плоской или вогнутой, а шаг гофров — регулярным или прогрессивным. В последнем случае он уменьшается от периферии к центру, и одновременно уменьшается высота гофра. Считается, что таким манером обеспечивается более равномерный изгиб центрирующей шайбы, а следовательно, зависимость возвращающей силы от смещения имеет более линейный характер. Если про геометрию шайбы ничего не сказано, значит, она плоская и регулярная. Контактные зажимы в большинстве случаев пружинные, и, коль о них ни слова, будем считать, что так и есть. Подвес — резиновый, а его ширина будет указана в любом случае. Пресловутых «уплотнительных» колец на передней стороне внешнего обода корпуса на этот раз нам не встретилось ни у кого, если тут и присутствует кольцо, то чаще всего оно служит для равномерного распределения усилий от крепежа. Внешняя поверхность нижней шайбы магнитной системы у всех сабвуферов здесь либо имеет выпуклую форму, либо снабжена характерным коническим выступом, что указывает на наличие внутренней проточки. Корпуса в большинстве своём литые, но если однокоренных слов вы в тексте не увидели, стало быть, диффузородержатель изготовлен из листа методом штамповки. Только толщина листов соответствующая.

Кстати, коль скоро звуковые катушки у сабвуферов одного диаметра, то и возможности по рассеиванию тепла у них примерно одинаковые: если будете ориентироваться на 500 Вт, то не сильно ошибётесь, независимо от того, какие цифры привёл изготовитель. Впрочем, заявленные параметры отличаются не сильно, изготовители попались всё больше серьёзные и положительные. По этой, наверное, причине цены в сегодняшнем тесте стартуют с отметки 3770 рублей (143 у.е. на старые деньги), но разброс меньше трёхкратного, а это, по нашему опыту, нормально.

МЁД & ДЁГОТЬ

Сразу договоримся: цену во внимание не принимаем, кто замахнулся на 15 дюймов, знает на что идёт. В терминах объективных характеристик выходит так: максимальную оценку сумел собрать из отдельных достоинств Hertz, ему и лавры «Лидера». На равном расстоянии от него стоят сразу трое: Fusion, Ground Zero и Alpine. Все хороши, спору нет, но если ориентироваться на звуковой потенциал, то больше всего надежд подаёт Ground Zero, ему и звание «Фаворита». Эффектный Fusion и строгий Alpine в равной степени заслуживают «Рекомендации», которую (каждый) и получают.

blackteodor › Blog › Сабвуферы ФИ ЗЯ

ФИ плюсы и минусы
ФИ преимуществаПреимущество ФИ существенны — это высокое КПД корпуса, то есть при одной и той же подводимой мощности к динамику в ФИ звуковое давление будет больше на определенных частотах. При построении СПЛ систем данный тип корпуса подходит идеально. Настройкой фазоинвертора, можно подчеркнуть нужную вам частоту, если хотите, чтобы максимальное звуковое давление было на 30Гц, настраиваете фазоинвертор, и получаете требуемый эффект, чего нельзя сделать в ЗЯ.
Недостатки ФИ — это сложное изготовление, не так изготовление как расчет самого фи, для данного типа оформления всегда требуется больше объем ящика чем для ЗЯ, качество звука не такое мелодичное, сложно добиться мягкого звучания, особенно если нуждается мягкий бас, данная система нуждается в фильтре (частот ниже 20Гц). Любители звукового давления, на вопрос ЗЯ или ФИ, всегда выбирают ФИ, так как с него можно выжать больше! Громкие сабвуферы стараются делать у ФИ исполнении.

Преимущества ЗЯ очевидны, данный тип корпуса легко рассчитать, и еще легче собрать. Объем корпуса сабвуфера для одного и того же низкочастотного динамика требуется меньше, нежели у фазоинвертора. В данном типе корпуса получается хорошая, ровная АЧХ, что дает качественный ровный бас. При работе на больших мощностях, вероятность вылета диффузора сабвуфера с корпуса небольшая, когда при ФИ такое бывает. Происходит это из-за того, что при подаче очень низкочастотного сигнала 15-25гц, диффузор сабвуфера пытается максимально отойти от магнита самого динамика, и в закрытом ящике воздух внутри, держит диффузор, а в ФИ на такой частоте, воздух спокойно проходит в фазоинверторе, и не держит диффузор динамика.

Если вам надо громкое звучание, чтобы слышно было на пару кварталов то лучше ФИ но сразу надо готовится к сложным работам с корпусом и мучительным настройкам ФИ. А если Вам надо качественное и приятное звучание, то лучше выбрать ЗЯ, немного теряете в давлении, но выигрываете в качестве и в размере ящика. Когда у меня спрашивают ФИ или ЗЯ, то я выбираю ЗЯ — качество звучания прежде всего, если не считать SPL:)…

В данной статье мы не будем углубляться в теорию четвертьволнового резонатора или в простонародье – четвертьволновик (ЧВ), а рассмотрим вещи с бытовой точки зрения обычного пользователя. У данного типа оформления, используемого для сабвуфера, есть как преимущества, так и недостатки, последних впрочем совсем не много.

tn_1.jpg tn_2.jpg tn_3.jpg

Основные преимуществами ЧВ являются:

1. Низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
2. Плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;

3. Высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.

Согласитесь, это просто отличный бонус даже к самому хорошему сабвуферу.

Однако, есть и недостатки:

1. Занимает приличную часть багажника, если не его весь;

2. Довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ, противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.

И так какие же сабвуферные головки можно использовать в данном типе оформления:

В данном оформлении можно применять любые динамики 10″, 12″ с добротностью до 0.5!
Для каллибра 15″ добротность до 0.45 а 18″ не выше 0.4!
Рекомендую использовать динамики с большим линейным ходом, это даст очень хорошую прибавку в отдаче!

_________________________________________________________________________________________
Особенно важно следить за превышением допустимого хода диффузора! В отличие от ФИ Четверьволновой резонатор может играть очень низко! Короб типа ФИ ниже частоты настройки будет плохо демпфировать динамик и будут слышны шумы и искажания, в ЧВ этого нет! Спад АЧХ относительно частоты настройки не более 6 Дбоктаву! То есть на частоте 25-27 Гц, будет слышан бас он будет глушить искажения, от черезмерного хода!
Вывод из всего выщеизложенного то что ЧВ демфирует динамик лучше ФИ но на самых низких частотах НЕОБХОДИМО не допускать превышения линейного хода динамика! В этом может помочь правильно настроенный сабсоник! настраивать его необходимо на 10-15 Гц ниже частоты настройки! Но и он не всегда спасает…Так что следить за ходом динамика просто необходимо!

Также желательно ипользовать усилитель с хорошим контролем динамика!
Этот момент продлит жизнь вашему динамику и положительно повлияет на конечный воспроизводимый звук!
_________________________________________________________________________________________

В двух словах, если Вам не жалко места – ЧВ будет лучшим выбором оформления для сабвуфера.
Итак, классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении. На рисунке 1 представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля. На рисунке изображен туннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.
TQ.jpg
Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, а именно от его эффективной площади!
Таблица средних площадей динамиков.

8″ 195 кв.см
10″ 310 кв.см
12″ 480 кв.см
15″ 810 кв.см
18″ 1210 кв.см

Рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = S(эффективн.) * 1.5. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Мы рекомендуем использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной и наиболее универсальной настройкой считаем 39-41Гц.

Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(Эффективная площадь — 480 кв.см). Sтуннеля = 480*1.5 = 730кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!
2.jpg
Для тех наших пользователей, которым качество звучания особенно важно, мы рекомендуем использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.
3.jpg
Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения. ” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!

Также таблица длинны ЧВ в зависимости от настройки.

Частота Расчетная длинна ЧВ
30Гц 2.86м.
31Гц 2.78м.
32Гц 2.7м.
33Гц 2.62м.
34Гц 2.54м.
35Гц 2.46м.
36Гц 2.398м.
37Гц 2.336м.
38Гц 2.274м.
39Гц 2.212м.
40Гц 2.15м.
41Гц 2.102м.
42Гц 2.054м.
43Гц 2.006м.
44Гц 1.958м.
45Гц 1.91м.

Добавлю еще то что ЧВ строится не так как обычный ФИ. Унего нет такой величины как обьем, есть только два основных параметра
Длинна и площадь. После расчетов используя эти два параметра можно расчитать короб.Используя площадь находим высоту и ширину которая будет максимально удобной. Длину ЧВ размещяем лабиринтом как будет удобно.
Очень важный аспект — в получившемся коробе надо обязательно скруглить углы!
Подобно тому что указанно на рисунке.

Четвертьволновой резонатор (ЧВ)

«Он же резонатор — органная труба, он же трансмиссионная линия»

Четвертьволновик (ЧВ) простыми словами

Не пугайтесь нагромождения этих слов, мы не будем здесь углубляться в теоретические основы четвертьволнового резонатора или четвертьволновика, как его обычно называют. Рассмотрим этот тип оформления с точки зрения пользователя, потому что ЧВ обладает важными достоинствами и немногочисленными недостатками.

Если коротко, то четвертьволновик это тоннель определённой длины и площади сечения, нет раздельных понятий корпуса и порта, как мы привыкли в фазоинверторе. При наличии свободного места он очень прост в расчетах и не имеет каких-то особых трудностей в изготовлении.

Основные достоинства ЧВ:

  • сниженная степень групповых задержек, проработанный бас и детальность, иногда превышающая закрытый ящик;
  • широкий и плавный частотный диапазон — в случае правильного подхода с лёгкостью отрабатываются верхний и нижний бас;
  • повышенный уровень КПД, на 20–40% больше чем у фазоинверторов или бандпассов и на 150-300% чем у закрытого ящика.

Просто читтерский корпус — так оно и есть! Минус всего один, но существенный — большой объем ящика.

Другими словами – если вам не жалко места, то ЧВ будет лучшим выбором для оформления для сабвуфера.

Расчет ЧВ

Площадь сечения порта зависит от размера динамика.

Рассчитывается в специальных программах, для усредненных и упрощенных расчетов берется эффективная площадь диффузора.

Важно знать, что эффективная площадь (Sd) высчитывается не по типоразмеру (10″, 12″ и т.д.), она всегда меньше так как корзина и часть подвеса не участвуют в излучении. Часто производители указывают это значение в документации, но так же Sd можно рассчитать самому

Sd — эффективная площадь сабвуфера, см²;

Sd = π(D/2) 2

где D — диаметр в сантиметрах, берется через центр от середины подвеса.

Для квадратного сабвуфера вычисление площади еще проще — нужно длину одной стороны возвести в квадрат.

Эффективная площадь сабвуферов

Настройка ЧВ зависит от длины порта и считается следующим образом:

— длина порта, м.

Fb – желаемая частота настройки , Hz

Оптимальный диапазон 35–45 Гц, о никто не запрещает настраивать низко, любите инфру — опускайте настройку.

Пример расчета

Для примера рассчитаем ЧВ с настройкой на 38 Гц, для 12 дюймового (30 см.) динамика.

Sпорта = 1,5 * 480 (из таблицы для 12″) = 720 см²

Для того чтобы ящик поместился в автомобиль порт сворачивают.

Виды ЧВ

Выше мы разобрали расчет для четвертьволновика постоянного сечения, но так же существуют сужающийся и расширяющийся тоннели.

Если качество звучания для вас на первом месте, то делайте ЧВ сужающейся конструкции. Он больше по величине и сложнее изготавливается, но в результате — бас отличается точностью, быстротой и глубиной. Такой корпус подойдёт системам, ориентированным на качество звучания! В отличие от классического прямого ЧВ порт делают плавно сужающимся от 3 Sd до 1,5 Sd на выходе.

Расширяющийся порт даст самый высокий КПД и громкость за счет горбатой АЧХ.

Сужающийся порт будет короче раскрыва при одной и той же настройке. Расчетные данные смотрите в таблице:

Длина порта в зависимости от типа ЧВ

Какой динамик подойдет для ЧВ

В таблице ниже представлены проверенные опытом характеристики динамиков для ЧВ, чем ближе к ним, тем лучше саб подходит под данное оформление (Fs и Qts имеют первостепенное значение).

Видео

Сабвуферы: Площадь диффузора (Sd) – 434, Размер динамика – 12″

Сабвуферы: чтобы звук в машине был полноценным

Многим автовладельца известно, что сабвуфер представляет собой устройство, способное воспроизводить самые низкие из воспринимаемых ухом человека частоты. Это так называемые электронные ритмы, орган в «классике» или басы в рок-музыке, которые придают композиции законченное, яркое и выразительное звучание. Они превращают обычные мелодии в живые и динамичные. При этом сабвуфер не заглушает иные частоты и позволяет компенсировать, замаскировать шумы, которые издаются автомобилем во время движения.

Соответственно, купить сабвуфер Севастополь предлагает каждому автовладельцу, желающему превратить свою машину в среду, где бы всегда звучала качественная музыка.

Советы при выборе сабвуфера

При выборе сабвуфера обращайте внимание на его оформление и характеристики:

· корпусное устройство (динамик находится внутри герметичного корпуса) воссоздает четкий и быстрый бас, а бандпасс (корпус с резонансом или отверстием), наоборот, будет лучшим средством для воспроизводства громкой и ритмичной музыки;

· активный сабвуфер в отличие от пассивного имеет встроенный усилитель и подает сигнал на разные колонки, что позволяет разделять частоты и воспроизводить качественные музыкальные ритмы;

· мощные сабвуферы от 240 до 300 ВТ станут лучшим способом усилить звучание аудиосистемы;

· чувствительность сабвуферов в 89-92дб/м позволит создать мощное звуковое давление и соответственно «прокачать» любое музыкальное шоу.

А еще рассматриваемый тип устройств существенно различается по дизайнерским решениям. И каждый владелец сможет без труда найти тот сабвуфер, что будет соответствовать оформлению салона автомобиля, его основным параметрам и тюнингу.

В поисках сабвуфера пролистайте каталог Prosto.audio!

Наша компания – это ваш бесплатный проводник в мир автомобильной акустики. Мы подскажем, как правильно выбрать сабвуфер именно для вашей марки машины, как его установить и настроить, чтобы каждая частота воспринималась как единое целое классной музыки.

Для вас – лучшие цены в Крыму и возможность доставки в регионы, а также различные варианты оплаты заказа и всегда доброжелательные продавцы. Теперь правильно воссоздавать низкие частоты будет ваша мультимедийная система, а значит, вы сможете наслаждаться в полной мере своим любимым музыкальным направлением. С нами ваш автомобиль превратится в средство для комфортных путешествий и место, где захочется отдохнуть!

Сабвуфер – это тот источник звука, без которого невозможно воспроизвести полноценно весь диапазон частот, которые способен слышать человек. И никакими компромисными решениями это не решить. Без него удовольствие от прослушивания музыки в автомобиле однозначно будет неполноценным.

Сабвуферы: чтобы звук в машине был полноценным

Многим автовладельца известно, что сабвуфер представляет собой устройство, способное воспроизводить самые низкие из воспринимаемых ухом человека частоты. Это так называемые электронные ритмы, орган в «классике» или басы в рок-музыке, которые придают композиции законченное, яркое и выразительное звучание. Они превращают обычные мелодии в живые и динамичные. При этом сабвуфер не заглушает иные частоты и позволяет компенсировать, замаскировать шумы, которые издаются автомобилем во время движения.

Соответственно, купить сабвуфер Севастополь предлагает каждому автовладельцу, желающему превратить свою машину в среду, где бы всегда звучала качественная музыка.

Советы при выборе сабвуфера

При выборе сабвуфера обращайте внимание на его оформление и характеристики:

· корпусное устройство (динамик находится внутри герметичного корпуса) воссоздает четкий и быстрый бас, а бандпасс (корпус с резонансом или отверстием), наоборот, будет лучшим средством для воспроизводства громкой и ритмичной музыки;

· активный сабвуфер в отличие от пассивного имеет встроенный усилитель и подает сигнал на разные колонки, что позволяет разделять частоты и воспроизводить качественные музыкальные ритмы;

· мощные сабвуферы от 240 до 300 ВТ станут лучшим способом усилить звучание аудиосистемы;

· чувствительность сабвуферов в 89-92дб/м позволит создать мощное звуковое давление и соответственно «прокачать» любое музыкальное шоу.

А еще рассматриваемый тип устройств существенно различается по дизайнерским решениям. И каждый владелец сможет без труда найти тот сабвуфер, что будет соответствовать оформлению салона автомобиля, его основным параметрам и тюнингу.

В поисках сабвуфера пролистайте каталог Prosto.audio!

Наша компания – это ваш бесплатный проводник в мир автомобильной акустики. Мы подскажем, как правильно выбрать сабвуфер именно для вашей марки машины, как его установить и настроить, чтобы каждая частота воспринималась как единое целое классной музыки.

Для вас – лучшие цены в Крыму и возможность доставки в регионы, а также различные варианты оплаты заказа и всегда доброжелательные продавцы. Теперь правильно воссоздавать низкие частоты будет ваша мультимедийная система, а значит, вы сможете наслаждаться в полной мере своим любимым музыкальным направлением. С нами ваш автомобиль превратится в средство для комфортных путешествий и место, где захочется отдохнуть!

Ссылка на основную публикацию