Подключение твитеров через кроссовер

Подключение кроссовера к динамикам

В акустических системах автомобилей редко используется только один широкополосный динамик. Такая схема применяется только в исключительных случаях, так как один громкоговоритель даёт удовлетворительную звуковую картину, где присутствуют, в основном, средние частоты, а низкий и высокий диапазоны слабые и невыразительные. Компонентная акустика с двумя и более акустическими излучателями требует наличия кроссовера.

Обычно это пассивный фильтр на конденсаторах и катушках индуктивности, выполняющий подавление определённой полосы частот. Ограничитель для твиттера ослабляет или почти подавляет все частоты, лежащие ниже 2 500 Гц, и пропускает высокочастотную составляющую. Фильтр, предназначенный для подключения низкочастотной головки, обрезает частоты выше 150-200 Гц. Таким образом, диапазон воспроизводимых частот делится на две полосы, предназначенные для работы с конкретным динамиком.

Как подключить кроссоверы к колонкам авто

Пассивный разделительный модуль представляет собой небольшую плату с радиоэлементами. Обычный блок имеет 6 парных клемм:

  • Выход УНЧ
  • Подключение твиттера
  • Подключение низкочастотного динамика

Схема подключения кроссовера к колонкам не составляет трудностей. Некоторые модели позволяют зажать провод под винт, а некоторые снабжены контактной колодкой.Клеммы, куда подключается выход усилителя, подписываются «Input» или «Amplifier», клеммы, предназначенные для высокочастотной «пищалки», помечены «Tweeter», а низкочастотный динамик включается в клеммы «Woofer». Более сложные устройства имеют дополнительную пару контактов для среднечастотного динамика. Таким образом, фильтр делит звуковой диапазон на три полосы. Схема подключения кроссовера к динамикам включает в себя правильную разводку проводов в салоне автомобиля.

Подключение колонок через кроссовер

Чтобы правильно подключить кроссоверы к колонкам, нужно соблюдать полярность, которая обозначена у каждой пары клемм. Для этого нужно использовать специальные кабели для акустических систем. Поскольку провод зажимается под винт, то между ограничителем и динамиком применяется многожильный медный провод в поливинилхлоридной изоляции. На качественных кабелях изоляция сделана из вспененного полипропилена, а самые лучшие кабели для разделительных устройств и громкоговорителей имеют тефлоновую изоляцию.

Как подключаются кроссоверы для колонок. Часто на форумах можно прочитать о бескислородной или монокристаллической меди, применение которой в акустических кабелях улучшает звучание и делает его более насыщенным. Это чисто маркетинговый ход. Все различия обыкновенной меди этими «престижными» сортами лежат вне человеческого восприятия и никакого влияния на качество звука не оказывают. Бесполезно использовать кабели из посеребрённой меди.

Подключение динамиков через кроссовер

Очень важным при включении динамиков через полосовой фильтр является сечение проводника. Оно напрямую зависит от мощности акустической системы и сопротивления динамической головки.Если опустить все расчёты получится, что для акустической колонки мощностью 100 ватт и сопротивлением 4 Ом нужен кабель с минимальным сечением 2,0 мм2. Чем меньше сопротивление акустики, тем больший ток будет протекать в цепи. При подключении громкоговорителей рекомендуется брать 20% запас по сечению кабеля.

Подключение кроссовера к колонкам должно выполняться только настоящим медным проводом. Особенно опасным при соединении элементов звуковой системы является использование дешёвого кабеля от некоторых китайских производителей. Вместо меди они используют медный сплав или обмеднённую сталь. То и другое категорически противопоказано в автомобильной акустике.Кроме низкого качества звука будет неконтролируемый нагрев соединительных проводов, что может привести к опасным последствиям.

Подключение кроссовера к динамикам без усилителя

Подключить колонки через кроссовер можно не только с выхода усилителя низкой частоты, но и с выхода музыкального центра или автомобильной магнитолы. Следует учесть то, что разделительные системы пассивного типа, выполнены на дискретных элементах, отчего уровень звука будет ниже, чем при работе с усилителя низкой частоты. В этом случае многое будет зависеть от применяемых громкоговорителей. Некоторые модели допускают качественную работу только в составе мощной системы с хорошим УНЧ.

Как установить кросоверы для колонок

Чтобы не было проблем, как подключить кроссовер для колонок, нужно соблюдать правила монтажа. Нельзя прокладывать вместе силовые и акустические кабели. Это может вызвать низкочастотные наводки в колонках. Такой же эффект вызывает перекрещивание кабелей.Полосовой ограничитель не является устройством, в работу которого требуется какое-либо вмешательство, поэтому блоки можно размещать в любом удобном месте. Главное чтобы туда не попадала пыль, грязь и не было повышенной температуры. Блоки не имеют герметичного корпуса, поэтому негативные внешние факторы могут привести к нарушению внутренних паек и отказу акустической системы. Концы медного кабеля, перед зажимом под винт, желательно облудить тонким слоем припоя. Это снизит окисление меди и возникновение оксидной плёнки. Особенно опасно нарушение контакта между динамиком и усилителем. Отсутствие нагрузки приводит к пробою выходных транзисторов.

Некоторые модификации кроссоверов состоят из двух последовательных фильтров первого порядка. Такие модели имеют на лицевой стороне переключатель ослабления сигнала. При подключении фильтра первого порядка ослабление ненужной полосы частот составляет 6 dB на октаву. Конструкция кроссовера позволяет подключить второе звено и получить ослабление уже 12 dB. При подключении кроссовера к динамикам желательно чтобы органы управления фильтром были доступными.

Как правильно подключить кроссоверы к колонкам

Важным компонентом в любой качественной системе акустики для транспортных средств является кроссовер, поэтому нужно уметь не только правильно его выбрать, но и знать, как подключить кроссоверы к колонкам. Без этих знаний звучание музыки в транспортном средстве будет далеко от идеала, что для многих равняется испорченным поездкам.

Что такое кроссовер

Кроссоверы – это специализированные устройства в звуковых системах, создающие необходимые диапазоны частоты во время работы динамиков. Если говорить более простым языком, то это несколько фильтров для звука.

Внешне он представляет корпус с размерами примерно 12х6х4 сантиметра, а внутри этого корпуса содержатся фильтры, отвечающие за пропускание звуковых сигналов в зависимости от их частоты. По своей основной функции кроссоверы делятся на:

  1. Высокочастотные (настраиваются на частоты от 80 до 100 Гц);
  2. Низкочастотные (настраиваются на частоты от 2 5 кГц).

Активные и пассивные

Еще одна классификация – это пассивные и активные. Главное отличие между этими двумя видами заключается в компонентах, из которых они состоят.

Активные состоят из таких компонентов, которым необходима постоянная работа питающих источников. Это, например, микроконтроллеры, усилители и другие элементы.

Что же касается пассивных, то они создаются из таких элементов, которые не нуждаются в питании, например, катушки, а также конденсаторы, резисторы.

Еще одно отличие заключается в том, что активные могут быть монтированы лишь перед усилителем, а у пассивных выбор больше – их можно монтировать и перед самим динамиком.

Плюсы и минусы

Кроссоверы активного типа

  1. Удобство в процессе эксплуатации;
  2. Переключатели выводятся непосредственно на корпус.
  1. Слишком дорогая стоимость;
  2. Потребность кроссоверов активного типа в усилителях для каналов;
  3. Наличие в работе искажений, которые возникают из-за работы элементов данных устройств.

Кроссоверы пассивного типа

  1. Разделение сигналов на системы с несколькими полосами, причем для этого достаточно всего лишь два усилительных канала;
  2. Небольшая стоимость.
  1. Невозможность настройки без непосредственного вмешательства во всю схему обеспечения электричеством;
  2. Подбирают согласно используемым полосам системы акустики;
  3. Настройка, выбор и установка – это те процессы, которые требуют профессиональных знаний и опыта.

Как настраивать

Для того, чтобы получить максимально качественное звучание, нужно подобрать необходимую частоту срезов. Если использовать трехполосный кроссовер активного типа (оптимальный вариант для большинства систем акустики), необходимо идентифицировать два уровня частоты среза. Первый показывает границу между такими частотами, как средняя и низкая, а второй делает тоже самое, но уже для высокой и средней частоты.

Важный момент: каждый владелец транспортного средства должен правильно определить характеристики частоты используемых динамиков перед тем, как подключать кроссовер к колонкам. На эти частоты не нужно попадать, так как в таком случае на них кроссоверы откажутся нормально работать. В конечном итоге это приведет только к ухудшению звучания и его качества. Также это станет причиной уменьшения срока работы аппаратуры и всей системы акустики в транспортном средстве.

Куда ставится

Учитывая того, что кроссовер не может быть установлен в любое место, следует отметить те места, которые подходят для установки динамиков и усилителей.

Требования к местам монтажа:

  1. Отсутствие каких-либо подтеканий или сырости;
  2. Свободный и комфортный доступ как для подключения, так и для настройки;
  3. Отличные показатели циркуляции воздушных потоков для обеспечения охлаждения;
  4. Отсутствие каких-либо неудобств или помех, которые так или иначе связаны с эксплуатацией транспортного средства;
  5. Хороший визуальный внешний вид.

Чаще всего это такие места, как:

  1. Спинки сидений (задних);
  2. Задняя полка (компрессор может быть расположен как снизу, так и сверху);
  3. Под сидениями (передними);
  4. Под полом багажника (в том случае, если конструкция транспортного средства это позволяет.

Монтаж

К особенностям того, как подключить кроссоверы к колонкам, относятся следующие:

  1. Кроссоверы, как устройства, помогающие создавать на динамиках необходимые частоты и звучания, подключаются ко всей аудиосистеме;
  2. На любых устройствах, вне зависимости от типа работы, есть условные обозначения, расположенные на наклейках. Здесь, на наклейках, расположенных на задней части, расположены схемы подключения активных проводов;
  3. После этого снимается крышка, так как под ней расположены обозначения работы и рабочих элементов устройства в общей акустической системе транспортного средства;
  4. Следующий шаг – выбор подходящего места для монтажа.

Обозначения модификаций

Среди обозначений, которые есть у модификаций кроссоверов для транспортных средств, можно отметить следующие:

  1. Input, или вход. Именно к этому месту подключается выход активного усилителя, поэтому здесь важно не ошибиться с полярностью.
  2. Woofer, или излучатель низких частот. К этому месту подключается динамик со средними и низкими частотами. Полосы разделения указываются в технической документации.
  3. Twiter, или пищалка. К этому месту подключается динамик с высокими частотами.

Это основные моменты и правила, касающиеся того, как подключить кроссоверы к колонкам и ко всей акустической системе транспортного средства.

Заключение

Сегодня кроссовер играет важную роль в акустической системе транспортного средства, поэтому автолюбители приобретают его и устанавливают для более качественного звучания. Однако для того, чтобы выбрать необходимый кроссовер, установить, настроить и использовать его, нужно обладать соответствующими знаниями и опытом.

Посмотрите видео об установке кроссоверов

Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

Опции темы
Поиск по теме
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

В обсуждении: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

На форуме прочитал что твитер в 2ух полосной АС

подключается к кроссоверу обратной полярностью нежели мид

т.е плюс твитера к минусу кроссовера

а плюс мида к плюсу кроссовера

ТАК КАК ВСЕ ЖЕ ПРАВИЛЬНО.

менять полярность или нет.

варианты типа послушай как лучше и т.д не устраивают

———- Сообщение добавлено 13.03.2016 в 00:21 ———-

АС – Md.lab Spc 17.2

Если Вы впервые на нашем Форуме:

  1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
  2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
  3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться – практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

Как в мануале написано, так и подключай

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

mc_kohctahtnh, мануала (печатного на бумаге нет)

на сайте качал мануал (электронный)

там ничего нет про подключение.

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

———- Сообщение добавлено 13.03.2016 в 00:46 ———-

Кароче широкая лопатка на твиттере это + . Или черно-белый кабель это +

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

каюсь вот в инструкции схема, согласно ей смена полярности не предусмотрена.

т.е не мучится не определять фчх на слух и сделать как производиель пишет, ибо он не дурак. Верно?

в моем случае белый провод и красно белый.

кстати провода отпоял штатные (на вид как алюминь, блестят)

и припаял пвс 1.5кв мм.

тогда еще 1 дурацкий вопрос,

на 1 твитере провода сначала отпоял потом забыл какой куда.

сделал как на 2ом твитере (+и-)

грубо говоря если + на 1 писче -справа, то и на 2 писче + будет справа правильно ? (я про сторону)

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

в пайке новичок, сделал теперь, очкую не пережег ли контакты твитера (сильно грелись)

да может и вообще не стоила менять штатный провод.

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

на 1 твитере провода сначала отпоял потом забыл какой куда.

сделал как на 2ом твитере (+и-)
не ошибся ли?

Конечно же динамики одинаковы,как на одном,так и на другом

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

anton31, а ответ на вопрос “Почему рекомендуют поменять полярность на твитерах?” знаете?
Знание конструкции кроссовера поможет не слушая определить какое подключение будет верным

Вообще же, самый правильный вариант вы почему-то сразу отвергаете. Неужели решили куда-то замуровать кроссы? В двери например.

Re: Как Правильно подключить твитеры к кроссоверу (полярность)

каюсь вот в инструкции схема, согласно ей смена полярности не предусмотрена.

т.е не мучится не определять фчх на слух и сделать как производиель пишет, ибо он не дурак. Верно?

в моем случае белый провод и красно белый.

кстати провода отпоял штатные (на вид как алюминь, блестят)

и припаял пвс 1.5кв мм.

тогда еще 1 дурацкий вопрос,

на 1 твитере провода сначала отпоял потом забыл какой куда.

сделал как на 2ом твитере (+и-)

грубо говоря если + на 1 писче -справа, то и на 2 писче + будет справа правильно ? (я про сторону)

На твиттерах клеммы для припаивания(лопатки) одинаковой ширины? Может пометки на них есть? Вообще правильно как на правом, так и на левом будет.( зеркально не будет). А вот то что от ломатки отпаивал это не оч хорошо. Лучше было бы отрезать провод твиттера. Оставить см 5 и к нему припаять пвс. Если сомневаешься. То возьми батарейку и приложи провода к + и- батареи. Если твиттер выпячивается. То полярность верная. Если втягивается, то нужно поменять

Подключение твитеров к усилю и срез.

Опции темы
Поиск по теме

Подключение твитеров к усилю и срез.

Дело вот в чем:
Установил фронт Hertz esk 165.5 через 4-х канальный усилитель DLS CC-44, пока резал частоты и настраивал миды сгорели твитеры. Твитеры были подключены без кроссоверов, так как предполагалось, что резать твитеры буду усилком.
Купил твитеры отдельно, из той же оперы.
Вопрос: как настроить HPF на твитеры (с подключением без кроссоверов), чтобы не спалить их? Фильтр ВЧ на усилке от 50 до 500 Гц. Диапазон воспроизводимых частот твитеров 2000-23000 Гц. Вопрос скорее заключается в том, какова зависимость между фильтром ВЧ на усилителе и диапазоном воспроизводимых частот твитеров.
Заранее спасибо.

У тебя ни слова про “level” на ВЧ.

а он тут и нахер не нужен. до него дело не дойдет просто.

ТС, 500Гц это оооочень мало для твитера. Минимум 3, а лучше 4 кГц надо. Потому и горят. И сгорят снова.

Если фильтра усилителя и головного устройства не позволяют разделить мидбас и твиттер на частоте 3-5 кГц, то подключите их через родной кроссовер. Иначе никак.

Поподробнее можно- пжлста . чёт не понял.
Вообще не крутить его. или как.

а он тут и нахер не нужен. до него дело не дойдет просто.

ТС, 500Гц это оооочень мало для твитера. Минимум 3, а лучше 4 кГц надо. Потому и горят. И сгорят снова.

Топикстартеру – не пробовал к специалистам обращаться ?

гейн был выкручен примерно на четверть, в этом-то и беда. Причины сгорания не ясны.

Для начала хочется самому, ведь прочитав теорию все кажется не таким уж и сложным, но видать придется мне обратиться.

я тебе написал причину сгорания. Куда уж яснее. Либо родные кроссоверы оставлять, либо менять усилитель, либо покупать процессорную голову. 500Гц очень мало для пищалок.

Фильтрами усилителя эти твитеры не “обрезать”. Никак.

Ты хотел сказать – фильтрами ЭТОГО усилителя .:)

Да, мой уважаемый друг )) Именно так))

То есть- для поканала он не годится.

Исхитриться можно. Но встроенными фильтрами не обойтись. Нужны или пассивные фильтры или процессор.

Понятненько . будем знать.

Тогда есть еще один непонятный показатель – диапазон воспроизводимых частот усилка: 10-60000 Гц. Получается что фильтра срезают от 50 до 500, а максимальное значение воспроизводимых частот на усиле аж 60000, он какую роль играет?

Поканалка от уся это большая мистификация автозвука,это словосочетание придумали перекупы для объяв на блюзмобиле.Усь все дела ,кожа,рожа фильтра,РУЛИТ поканалку .Шляпа это все ,если новичок- сразу забудь,да и с опытом настроить проблема.Дискретность вот этих крутилок фильтров очень спонтанна и неравномерна,на глаз можно не пытаться установить,толку не будет,попалишь опять.Что можно сделать?Мидам то пох,выживут,ставим срезы на глазок,с пищами сложнее,режем свиптон любым частотным генератором 1000 Гц 2000 Гц 2500 Гц 3000 Гц 4000 Гц на болванку,потом выставляем среднюю громкость по мидам в системе ,гейны ставим в один уровень на миды и пищи,потом выключаем миды,включаем пищи,включаем диск с нарезкой,каждый свиптон запоминаем в последовательности,крутим крутилку фильтра и слушаем,но опять же ,тут как в той пословице ,смотришь в книгу-видишь фигу,фильтр различается крутизной спада,первого порядка 6 дб на октаву,второго 12 дб и так далее,то есть 2000 Гц ты можешь услышать,но услышать тише ,а насколько тише это только опыт может подсказать,слушаем пищи и крутим,тут важное на максимальной громкости настроить так чтобы поймать начало искажений и перегруза драйвера,и от этого положения чуть отмотать назад,настройка колхозная априори,но по другому никак.

Мой тебе совет,возьми обычный кроссы и прилепи на них акустику,так будет лучше и безопаснее!Или на крайняк ,если с уся будешь резать ,хотя бы кондер повесь в цепь пища,защитой от дурака будет на период экспериментов ) Удачи в настройке!

Как подробно все написал, хоть учебник собирай)

Поканалка от уся это большая мистификация автозвука,это словосочетание придумали перекупы для объяв на блюзмобиле.Усь все дела ,кожа,рожа фильтра,РУЛИТ поканалку .Шляпа это все ,если новичок- сразу забудь,да и с опытом настроить проблема.Дискретность вот этих крутилок фильтров очень спонтанна и неравномерна,на глаз можно не пытаться установить,толку не будет,попалишь опять.Что можно сделать?Мидам то пох,выживут,ставим срезы на глазок,с пищами сложнее,режем свиптон любым частотным генератором 1000 Гц 2000 Гц 2500 Гц 3000 Гц 4000 Гц на болванку,потом выставляем среднюю громкость по мидам в системе ,гейны ставим в один уровень на миды и пищи,потом выключаем миды,включаем пищи,включаем диск с нарезкой,каждый свиптон запоминаем в последовательности,крутим крутилку фильтра и слушаем,но опять же ,тут как в той пословице ,смотришь в книгу-видишь фигу,фильтр различается крутизной спада,первого порядка 6 дб на октаву,второго 12 дб и так далее,то есть 2000 Гц ты можешь услышать,но услышать тише ,а насколько тише это только опыт может подсказать,слушаем пищи и крутим,тут важное на максимальной громкости настроить так чтобы поймать начало искажений и перегруза драйвера,и от этого положения чуть отмотать назад,настройка колхозная априори,но по другому никак.

Мой тебе совет,возьми обычный кроссы и прилепи на них акустику,так будет лучше и безопаснее!Или на крайняк ,если с уся будешь резать ,хотя бы кондер повесь в цепь пища,защитой от дурака будет на период экспериментов ) Удачи в настройке!

Спасибо. Раз уж Вы ворвались в топик столь эффектно, скажите, можно ли подключить пищалки к усилителю через кроссоверы, что шли в комплекте с динамиками? Если да, то этот вариант кажется мне наиболее простым.

Для чего нужен кроссовер в автоакустике и как его подключить к колонкам автомобиля

Кроссовер представляет собой устройство, предназначенное для разделения подаваемого от магнитолы на автомобильные колонки звукового сигнала на отдельные полосы. Это устройство применяется не только с широкополосными динамиками, но также и со специальными — сабвуферами, мидвуферами и твиттерами. Разобраться, для чего нужен кроссовер в автоакустике, следует для достижения более качественного и естественного звучания.

Эти устройства для автомобильной акустики делятся на два типа: активного и пассивного действия. В первом случае аксессуар оснащается усилителем. Это позволяет добиться более эффективного разделения аудио на полосы и добавляет возможность регулировки частоты разделения, чувствительности и крутизны характеристики. Разделители активного действия редко выпускаются в качестве самостоятельных устройств, входя чаще всего в состав усилителей мощности для автомобильного звука.

Пассивные кроссоверы — самые простые и самые распространенные. Подобное устройство состоит из нескольких фильтров, в состав которых входят катушки и конденсаторы. Первые задерживают высокие частоты, вторые подавляют низкие частоты. Для повышения эффективности катушки и конденсаторы объединяются в цепи. Пассивный разделитель имеет один вход, а также два или три выхода. Каждый динамик подключается к своим клеммам. Магнитола подключается напрямую ко входу разделительного устройства.

По количеству разделяемых полос кроссоверы делятся на двухполосные и трехполосные. В первом случае устройство выделяет отдельно низкие и высокие частоты, которые подаются на низкочастотный динамик и твиттер, соответственно. Трехполосные устройства также дополнительно выделяют и полосу средних частот. Она подается на специальные динамики, называемые мидвуферами. Одно из важных достоинств пассивного разделителя заключается в том, что он не нуждается в дополнительном питании. Имеется возможность регулировать характеристики звука с помощью переключателей.

Инструкция по подключению

Кроссовер пассивного действия для автозвука подключается следующим образом:

  1. Приобретаются и устанавливаются динамики.
  2. Выходные провода для колонок от магнитолы подключаются ко входным клеммам устройства.
  3. Динамики подсоединяются с помощью акустических кабелей к соответствующим клеммам девайса, которые могут иметь обозначения Wf (для широкополосного динамика), Sw (для сабвуфера), Mw (для мидвуфера) и Tw (для высокочастотного динамика).

Для упрощения настройки и подключения выбираются автоусилители со встроенным кроссовером. Сабвуфер, мидвуферы и твиттеры подключаются к соответствующим выходам аудиоустройства. С помощью переключателей подбираются характеристики, наиболее подходящие для выбранных динамиков.

Подключение без кроссовера

Один из вариантов — это подключение высокочастотных динамиков последовательно с широкополосными.

Стоит учитывать, что некоторые пищалки обладают высоким показателем сопротивления.

Из-за этого при таком способе подключения звук низко- и среднечастотных динамиков может ослабляться, а звук высокочастотных динамиков будет более громким. Даже в этом случае можно присоединить пищалки без кроссовера к колонкам и добиться хорошего результата.

Перед тем как подключить к колонкам по схеме, можно воспользоваться следующим решением. Параллельно твиттерам присоединяется катушка, которую можно изготовить своими руками. Для этого надо намотать 100-200 витков тонкого провода на подходящий неметаллический каркас.

Эта катушка будет пропускать через себя часть звука, благодаря чему на твиттер будет приходиться меньше энергии, чем на широкополосной динамик. Чем меньше витков и чем толще провод, тем меньше сопротивление катушки и тем сильнее будет ослабляться звук высокочастотного динамика. По звучанию аудио в автомобильной системе при подключении таким способом станет более естественным.

Ссылка на основную публикацию