Полярность автомобильных динамиков

Определить полюса у динамиков без разбора колонок

Есть напольные колонки у которых отсутствуют акустические терминалы.

Судя по крышке стояли под бивайринг.

Видимая разводка через крышку терминалов выполнена проводом одного (Серого) цвета.

На лицевой панели динамики прикручены будто изнутри. Нет видимых болтов.

И все вокруг поверхности лакированные, не хочется даже пробовать ковырять.

Вопрос в чем, можно ли как-то не разбирая колонок тестами или как-то определить полярность динамиков плюс минус для правильного подключения к усилителю.

Ответы

то есть из каждой АС торчит по паре проводов?

Марка и модель акустической системы известна? Можно и фото позгрузить, а то из описанного можно подумать на Элегию))

Полярность включения НЧ динамиков в АС можно легко определить с помощью обычной батарейки 1,5В. Подключаете батарейку к проводам АС и смотрите на сам НЧ динамика, при подаче на него питания от батарейки диффузор динамик либо выдвинется вперед, либо втянется назад. Запомните полярность подключения батарейки, когда диффузор выдвинется вперед, это и будет “правильной” полярность подключения колонок к усилителю. Отметьте плюсовой провод акустического кабеля на Ваших АС, например, красным фломастером, что бы в дальнейшем не проводить процедуру определения полярности подключения АС к усилителю.

там говорят под бивайринг провода выведены, пищалка может не пережить такого отношения, отя конденсатор должен быть перед ней, конечно, но по ней сложно будет понять куда

Проверял полярность динамиков в колонках батарейкой много раз, пока все хорошо с пищалками было.

Интересно, минусаторы хоть как-то пытаются вникнуть в суть сообщения, пусть несколько коряво написанного ? Топикстартер задал вопрос из разряда “как отличить пред от мощника?”, соответственно запросто может не различать термины биамп и бивайр, а учитывая ампутированные у АС терминалы вполне можно предположить, что их бимапом подключали, предварительно ампутировав и встроенные кроссы. И в таком случае есть некоторая вероятность спалить пищалку добротной щелочной батарейкой. Именно от этого хотел предостеречь Bbhob. А может и нет такой вероятности, не имею желания проверять, нет под рукой ненужной пищалки )))

P.S. Пусть меня хоть забанят, но было б весьма приятно видеть, что такие вопросы остаются без единого ответа. Тогда в форуме будет гораздо реже всплывать подобное недоразумение (мягко выразился). Всегда и везде воспринимаю вопросы с уровнем сложности “минус 10 по 10-балльной шкале” как прямую форму неуважения.

Да сам метод мне не нравится, у пищалки РЧ от 500 Гц и выше, дотронешься батарейкой, купол ВЧ через конденсатор куда-то дёрнется (на НЧ смещается отчетливо, там нет конденсатора по ходу тока и скорости в сто раз ниже), с такой скоростью в миллисекунды что не увидишь. «Мастера» придерживают пальцем, чтоб понять куда, тактильно это чувствуется, трогать купол пищалки по мне не есть хорошо, а иногда и не добраться.

Вобщем чем больше будет данных тем лучше.

Хм, при определенной топологии кроссов вполне нормально, когда ВЧ включен в противофазе к мидбасу (например для устранения провала на частоте раздела при втором порядке по Баттерворту). Также встречаются АС, в которых при сборке просто перепутаны полярности пищалок (что, кстати, не так просто понять сходу, когда перепутана полярность включения пищалок на обеих АС). Более того, в конкретных условиях работы АС пользователю вполне может больше понравиться (подойти) звучание ВЧ-головок в фазе, отличной от заводского варианта.

Полярность при подключение динамиков

#1 дядя Коля

#2 Гость_V@V@Ncheg_*

Имеются автомобильные динамики с двумя контактами типа “папа” – узким и широким. Какой из них “+”, а какой “-” ?Или без разницы?

#3 дядя Коля

ЭЛЕМЕНТАРНО. берешь “пальчиковую батарейку” провода на ние накидываешь и если правильно накинул,то динамик вверх будет выпячиваться.А на батарейке написано где плюс а где минус. Удачи!

#4 Гидеон

Имеются автомобильные динамики с двумя контактами типа “папа” – узким и широким. Какой из них “+”, а какой “-” ?Или без разницы?

#5 Владимир84

Широкий +, узкий -.Разница есть. При перепутанной полярности динамик будет работать, но звук будет как из унитаза.

#6 Алексей Барнаул

НЕ НЕ НЕ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ БУДЕТ ЕСЛИ ДИНАМИК БУДЕТ РАБОТАТЬ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ ЗВУК ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ УРЕЖУТСЯ И ВСЁ ДЛЯ ЗВУКА А ДИНАМИК СО ВРЕМЕНЕМ НАЧНЁТ ХРЕПЕТЬ И ТАКЖЕ БУДЕТ ХРЕПЕТЬ НА МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ПОТОМУ КАК БУДЕТ ДОЛБИТЬ В КАТУШКУ А ПРОЛЁТ У ДИНАМИКА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ ДАЛЕКО ДОЛБИТЬ В ОБРАТТКУ.ВООБЩЕМ ЕСЛИ КОРОТКО ТО ЗА КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАЗАБЬЁТ СЕРЦЕВИНУ И ДИНАМИТК БУДЕТ ХРЕПЕТЬ ФАКТИЧЕСКИ ПРИ ЛЮБОЙ НАГРУЗКЕ.

#7 Владимир84

Бред

#8 Nik_ko

#9 Гидеон

НЕ НЕ НЕ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ БУДЕТ ЕСЛИ ДИНАМИК БУДЕТ РАБОТАТЬ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ ЗВУК ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ УРЕЖУТСЯ И ВСЁ ДЛЯ ЗВУКА А ДИНАМИК СО ВРЕМЕНЕМ НАЧНЁТ ХРЕПЕТЬ И ТАКЖЕ БУДЕТ ХРЕПЕТЬ НА МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ПОТОМУ КАК БУДЕТ ДОЛБИТЬ В КАТУШКУ А ПРОЛЁТ У ДИНАМИКА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ ДАЛЕКО ДОЛБИТЬ В ОБРАТТКУ.ВООБЩЕМ ЕСЛИ КОРОТКО ТО ЗА КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАЗАБЬЁТ СЕРЦЕВИНУ И ДИНАМИТК БУДЕТ ХРЕПЕТЬ ФАКТИЧЕСКИ ПРИ ЛЮБОЙ НАГРУЗКЕ.

#10 Axl

Бред

Фигасе. Как это “звук почти не изментся”? Диффузор работать будет на пространство ЗА днамиком, а не ПЕРЕД ним, как задумывалось. Не, если динамики поставлены как в безумной точиле, чтобы улицу озвучивать, то может и без разницы. А насчёт разбитой сердцевины. Если динамики закрытого типа, как у Пролоджи или Панасоника, то рассчитанный ход диффузора “вперёд” больше, чем “назад”, но они рассчитаны на установку в закрытую коробку, когда внутреннее пространстов резонатора ограничивает ход диффузора. Если такой динамик вставить в коробку с фазоинвертором или просто в дверь зубилы и подключить наоборот – со временем порвёт диффузор, если громкость завалить за +30 и дальше. А если динамики с равным ходом для инверсии, то им пох полярность, просто при не правильном подключении звучать не будут. Хотя, если “тынц-тынц” – то и это пох.

Это необходимо для фазирования головок. Главное, чтобы было подключено одинаково на всех головках + и – , а на широкий или узкий приходит горячий провод (типа +), это по барабану.”Просто так ученые договорились”, как красный конектор – правый канал “R”, белый – левый “L”.Нет в динамической головке понятия работы в “прямом” и “обратном” направлении. Если на динамик подается сигнал с составляющей прямого напряжения, а не только переменного, то его катушка быстро выгорит от перегрева. Катушка выгорает и привысокочастотном возбуждении компонентов аудиотракта. Данный эффект сопровождается, как правило, резким падением “мощности” усилителя, звук, как у детского барабана. В данной ситуевине осцилоскоп рулит.

#11 vitaliy63

Широкий +, узкий -. Правильно.Это необходимо для фазирования головок. Главное, чтобы было подключено одинаково на всех головках + и – , а на широкий или узкий приходит горячий провод (типа +), это по барабану.

#12 Агроном

Бред

Абсолютно в дырочку. О каких разных ходах разглагольствует народ, если на динамик подаётся переменка?

#13 AZh

Бред

#14 Агроном

+1Да ещё CapsLock залип

#15 Гидеон

Ой! Товарищи, синус, он и в Африке – синус. Какие ещё “вперёд-назад”, “больше-меньше”? Или я чего-то упустил?

#16 Агроном

Мсье слушает белый шум? Какой синус, вы чё? Слушать несущую частоту – очень психоделическое занятие. Какоё ещё вперёд-назад? Возьми басовый динамик и тестером проверь его сопротивление. Сразу станет ясно, какой-такой павлин-мавлин, какая-такая восточная любовь. Диффузор рассчитан на движение головки (а как иначе создавать акустические колебания?) У МАС-динамиков это движение может изменяться парой сантиметров, если интересно. Есть динамики, рассчитанные для работы в закрытой коробке, есть – для фазоинверторных систем. Так вот у первых запас хода головы назад меньше, чем вперёд (из-за конструкции диффузора). ЗЫ. Если интересно, как движется диффузор – подключи к 100-ваттной системе 30-ваттный динамик. И вруби на полную. Очень эротично диффузор по кругу отрывается .

#17 Гидеон

“Так вот у первых запас хода головы назад меньше, чем вперёд (из-за конструкции диффузора).”. а вот это тож бред

#18 svv

#19 Агроном

У меня такой “бред” дома валяиЦЦо. Фирмы мацушита, панасоник то биш. Максиматьный ход головы вперёд 8 мм, назад – 4 мм. Импеданс 4 Ома. И написано на сём “бреде” “Closed covers ONLY. Don’t use with fuse invertion systems”

#20 Гидеон

“Closed covers ONLY. Don’t use with fuse invertion systems”. означает только какая добротность у динамика. какова обозначает какое оформление требует этот динамик. в данном случае Ваш девайс требует закрытого ящика. потому как добротность его меньше 0.707.

Полярность колонок

Для начала хочу рассказать небольшую историю. Купил я по случаю комплект звуковой аппаратуры. Две колонки, активный микшер, коммутация. Привёз домой и начал разбираться со звуком. Бывший владелец за аппаратом не следил, колонки все грязные, у усилителя все кулеры забиты пылью, а провода не пропаяны, соединены простой скруткой. Печальное зрелище для любого человека, кто любит и ценит хороший звук и качественную звуковую аппаратуру.

Подключил я для пробы ноутбук, запустил микс. Слушаю, что играет из колонок и удивляюсь. Звук неприятный, низа скомканные какие то. Я ведь знаю, как именно должен звучать трек, как в нем звучит бас. Начал проверять фазировку колонок и точно, они работали в противофазе. Оттого и звук был с искажениями. А повторюсь, аппарат я купил у диджеев, которые на нем работали на свадьбах и юбилеях, играли дискотеки, неужели они не слышали и не понимали отчего звук не «качает»? Видимо и продали аппаратуру, решив, что она «плохая» и «некачественная». Снова элементарное незнание своей профессии. А значит, мне пора снова написать статью, где попытаюсь по простому, на пальцах, рассказать, что за зверь такой, фаза и противофаза акустических систем.

Но для начала немного теории. Как все мы знаем, звук в акустической системе рождается от вибрации некой мембраны (диффузора). Он распространяться в пространстве и если встречается с точно таким же звуком (из другой колонки), то они суммируется и усиливается. А если наши звуковые колебания сталкиваются с зеркально противоположными колебаниями, то такой звук «гаситься». На самом деле все происходит гораздо сложнее, но для простоты понимания предположим, что все происходит именно так.

Значит, наша задача состоит в том, чтобы не допустить взаимогашение наших звуковых волн, нам надо постараться их наоборот, усилить. Именно поэтому грамотные диджеи устанавливают свои колонки на одинаковом удалении от зрителя, дабы получить нужную им аудио картину, достичь стереоэффекта. И немаловажную роль в этом играет именно правильное движение диффузоров акустических систем. Чтоб в момент времени правая и левая «мембрана» двигалась вперёд или назад, одновременно и в одну сторону, создавая тем самым нужные нам звуковые волны, которые усиливают друг друга. Это и есть фаза колонок.

Чем плоха противофаза акустических систем? Как уже писал, звук становиться хуже, особенно это слышно на низких частотах , на басе. Он, как бы пропадает, становиться менее различим. Звук одной колонки гасит звук другой. Иногда правда это даже полезно. Например, если зал гулкий, с эхом, то опытные звукооператоры специально выставляют акустику в противофазу, тем самым уменьшая «гул» в помещении. На многих профессиональных приборах даже есть специальные кнопки, позволяющие пустить звук в противофазу. Но я отвлекся, продолжим нашу тему.

Итак, мы разобрались, что колонки диджея, работающие в противофазе портят звук. Поэтому, нам нужно уметь это выявить и устранить. С этого и начнём. Для начала, выставим колонки на одинаковом удалении от себя, справа и слева. Отойдем к центру зала кафе и прослушаем данный трек.

Слово «Фаза» должно звучать «в центре» зала, как бы в фокусе, а слово «противофаза» должно слышаться из каждой колонки отдельно, не суммируясь звуковыми волнами.

Ещё можно поставить колонки друг напротив друга, включить какой либо знакомый вам трек с чётко различимыми басами, низами и послушать, как они будут звучать у вас. При правильной фазировке вы услышите четкий бас, без искажений. При противофазе низа «пропадут», будут едва различимыми.

Если вы обнаружили, что колонки играют у вас в противофазе относительно друг против друга, то нам надо это исправить.

Если посмотреть на динамик самой колонки, то можно увидеть цветовые обозначения полярности, а иногда и саму надпись, где какой полюс должен быть подключен. Красным цветом обычно отмечают плюс.

На пассивной колонке может быть разъем Speakon или Jack mono. Давайте проверим полярность колонки. Для этого к плюсу Speakon подключим плюс батарейки Крона. Соответственно, минус подключим к минусу. Мы услышим щелчок и диффузор динамика выгнется вперёд. Если приглядеться, то на Speakonе написано где плюс и минус. Если есть четыре контакта, то нам нужен 1+ и 1 — . Если динамик подался вперёд, то все правильно.

Если у нас провод Jack mono — Speakon, то нам даже не нужно разбирать разъемы. Подключите Speakon к колонке, а на Моно джек подайте напряжение от батарейки. На гильзу минуc , на наконечник плюс. Диффузор должен податься вперёд, при правильной полярности.

Ещё раз, опишу попроще. Из колонки торчит два провода. Мы берём батарейку и прикладываем ее к проводам. Если диффузор подался вперёд, то тот провод которым мы прикоснулись к плюсовой клейме батарейки тоже плюс. Очень часто он красный. Если нет, то возьмите и отметьте его например, красным лаком. Или завяжите на проводе узелок. Теперь нам надо колонку правильно подключить к усилителю. Если разъем Speakon, то плюсовой провод (с узелком) мы подсоединяем к 1+ на разъеме. Второй провод подключаем к 1- .

Если на усилителе есть барашки — «бананы», то плюсовой провод (с узелком или красный) подключаем к красному разъему на усилителе. Ну а второй провод к черному разъему.

Если мы хотим припаять к нашим проводам из колонки Jack mono, то земля или гильза разъема это минусовой провод, а наконечник это плюс .

Если вы сделали все правильно, то ваш не фазированный звук должен улучшиться. Гости перестанут морщиться, появиться бас, колонки начнут «качать» ваш танцпол. Поэтому не ленитесь, проверяйте правильность ваших проводов, фазировку колонок, правильность распайки разъемов. Очень часто, именно в этом и состоит проблема плохого звука того или иного аппарата. Учитесь слушать звук, настраивать его, почаще читайте специальную тематическую литературу. Ну или заходите на мой сайт, где я по мере сил буду стараться максимально просто и доступно рассказать как стать хорошим мобильным диджеем.

Правильная фазировка при соединении динамиков

Синфазное включение динамиков

Полярность при соединении динамиков нужно учитывать для того, чтобы они работали синфазно. Другими словами – согласованно.

Многие, наверное, знают, что у некоторых динамиков на клеммах указывается полярность (« +» и «»).

По идее при подключении динамиков полярность можно и не соблюдать, ничего страшного не произойдёт. Особенно если речь идёт о монофоническом звуковоспроизведении. В старых телевизорах, например, был всего один динамик.

Но вот при стереофоническом, квадрафоническом или псевдо-квадрафоническом звуковоспроизведении синфазное включение динамиков играет весьма важную роль.

Например, у всех современных автомагнитол соединительные провода, к которым подключаются громкоговорители (динамики), имеют цветовую пару – по 2 провода на 1 канал.

Но вот на одном из парных проводов изоляция имеет белую или чёрную полосу на фоне основного цвета изоляции. Сделано это для того, чтобы при подключении акустики правильно подключить её к аудио-выходу и соблюсти синфазность.

Также это указывается на схеме подключения, которая есть на корпусе автомобильного CD/MP3-ресивера.

При соединении динамиков следует учитывать эту особенность. Необходимо чтобы диффузоры каждого из динамиков колебались синхронно. Вот как это можно изобразить на рисунке.

Если динамики будут работать не синхронно, то возможно искажение звуковой картины, так как звуковые волны будут в противофазе – частично компенсировать друг друга. При этом возможно искажение пространственной ориентации источника звука и пр.

А если диффузоры динамиков будут работать синфазно, то звуковые колебания будут складываться, тем самым создавая полную и точную звуковую картину.

Если требуется соединить несколько динамиков параллельно, то их плюсы “+” соединяются вместе и подключаются к проводу, который соответствует “+” аудио-выхода устройства. Аналогично поступаем и с минусовыми выводами.

Фазировка при последовательном соединении динамиков немного отличается. Тут поступаем по аналогии, как и при соединении батареек, например.

А вот так сфазированы капсюли стереофонических наушников (“затычек”). Так как один из выводов наушников является общим, то минусы “-” соединяются и подключаются к общему проводу.

При самостоятельной сборке акустических систем – колонок, следует иметь в виду, что если вы применяете фильтры НЧ, СЧ или ВЧ, то они могут менять фазу сигнала. Это нужно учитывать при фазировке громкоговорителей в составе акустической системы.

Ссылка на основную публикацию