Правильное положение рук на руле

Приемы руления и положение рук на руле

Сегодня мы научимся с вами правильно располагать руки на руле и грамотно пользоваться рулевым колесом. В будущем это может избавить от многих хлопот и даже спасти вашу жизнь.

Если вы уверены, что ваш 20-летний стаж дает вам право называться профессионалом, которому больше нечему учиться, значит, вы или слишком самоуверенный, или попросту беспросветно глупы. На самом деле, даже асам иногда приходится оказываться в чрезвычайных ситуациях. А если речь идет о начинающем водителе, то здесь неоправданная уверенность в своих силах может слишком дорогого стоить. И если вы уже освоили правильную посадку, пора перейти к грамотному положению рук на «бублике».

«Отдамся в хорошие руки» – Руль

Любой автоинструктор сразу же скажет вам, что правильное расположение рук на рулевом колесе легче всего рассчитать при помощи воображаемого циферблата часов. Левая рука должна покоиться в пределах от девяти часов до пол-одиннадцатого, а правая рука – от полвторого до трех часов. Опыт подсказывает, что руки должны в обязательном порядке быть чуть согнуты в локтях, чтобы в случае изменения ситуации на дороге водитель смог оперативно и эффективно отреагировать.

Эту информацию можно найти в самых разных руководствах, но при этом практически ни один водитель, стаж которого составляет хотя бы 2 года, так не делает. Обратите внимание на водителей во время езды. Они могут держать руль разными способами, но всегда выбирают комфорт, а не безопасность.

Запомните, что руль необходимо держать только двумя руками чуть выше горизонтального уровня, разделяющего рулевое колесо пополам.

Типичные ошибки

Многие водители располагают руки в верхней части рулевого колеса. Это якобы снижает нагрузку на мышцы рук. Возможно, но проблема в том, что такое положение существенно снижает скорость работы с рулем.

Когда руки расположены в нижнем секторе «баранки», это дает возможность повернуть руль на большой угол всего за один прием, однако на самом деле вы делаете это одной рукой. А это опасно не только при контраварийном управлении, но и при в штатном режиме.

В том случае, если водитель располагает руки по диагонали, значительно уменьшается угол поворота руля, а нижняя рука обязательно вставляет палки в колеса.

Правило с незначительными исключениями

Рулевое колесо необходимо держать только двумя руками. Исключение составляют лишь те случаи, когда одной из рук необходимо отвлечься: например, переключить передачу или совершить те или иные манипуляции с панелью приборов. Но соло одной руки на «бублике» не должно затягиваться.

Хват руля

Есть два способа грамотного хвата рулевого колеса: неполный, а также полный закрытый хват. Если говорить о том, какой из них более правильный, то можно однозначно утверждать, что это закрытый хват. Если в первом случае большие пальцы рук находятся сверху рулевого колеса, то в случае полного хвата они смыкаются с указательным пальцем, обхватывая руль.

Даже небольшой камень на дороге или незначительная неровность дорожного покрытия может вызвать удар, который в состоянии выбить из рук руль. Когда спица руля ударяет по большому пальцу, то в игру вступает физиология. Ощущая боль, нам хочется сильнее сжать пальцы, тем самым обеспечивая крепкий хват рулевого колеса. Это даст водителю возможность не потерять контроль над автомобилем.

Но если речь идет о высокой скорости, то здесь предпочтительнее неполный хват, когда большие пальцы упираются в обод руля, увеличивая контакт и точность управления. При этом нужно стараться, чтобы руль всегда был в руках. Водители зачастую отпускают рулевое колесо после завершения поворота, чтобы оно вернулось в исходное положение. Да, это удобно, но небезопасно.

Сила хвата

Сила воздействия на рулевое колесо – также один из важнейших факторов безопасного управления. Новички обычно пытаются так сдавить руль, будто они Отелло, который выражает недовольство своей Дездемоной. Слишком большие усилия приведут к усталости, а также снизят качество и скорость маневрирования.

Слишком слабый хват также может сыграть с водителем злую шутку, ибо в этом случае наблюдается полное отсутствие обратной связи с колесами. И если вдруг случится наезд на какое-либо препятствие, то руль может вырвать из рук, и автомобиль станет неуправляемым.

Так насколько сильно нужно держать рулевое колесо? Себеслав Засада, гонщик из Польши, в своей книге по вождению писал о том, что это нужно делать так, словно сжимаешь курицу за горло: если сожмешь слишком слабо, птица убежит, и напротив, если очень сильно – можно ненароком лишить хохлатку жизни. Но важно учесть, что в те времена, когда писалась книга польского гонщика, усилитель руля был роскошью. Сегодня нет нужды «душить» руль, а держать его нужно скорее слабо, чем крепко. Главное, чтобы вам было комфортно, а все 100 лошадей под капотом вдруг не обезумели и не понесли.

Приемы руления

Обычно, проходя обучение, будущий водитель не особо концентрируется на том, как нужно рулить. Со временем у него вырабатывается привычка обращаться с рулевым колесом так, как ему удобно. То есть неправильно. Исправить такой автоматизм намного сложнее, чем покорить Эверест верхом на мопеде «Карпаты».

Мы не будем говорить о таких тонкостях, как темповое, поисковое, уравновешивающее, импульсное, маятниковое и бог знает еще какое руление. Все это нюансы для узкоспециализированных спецов. Но разобраться в основах просто необходимо.

Главное и безоговорочное правило звучит примерно так: рулите только на тех участка дороги, которые можно назвать хорошими. Это означает, что на ямах и других неровностях нужно стараться держать колеса прямо.

Часто возникает вопрос, какой рукой осуществлять поворот рулевого колеса. Отвечаем – рулите только двумя руками. С нашей рекомендацией согласился бы и Росс Бентлей, являющийся известным американским тренером, готовящим автогонщиков. Одна рука толкает, другая – тянет. В левом повороте бурлаком выступает левая рука, в правом – правая.

Однако есть и другое мнение. Так, Брендт Норберг, по экстремальному вождению из Швеции и фигурант Книги рекордов Гиннеса, которая отметила его за езду на двух колесах, считает, что главная рука при вхождении в поворот – толкающая. При этом рука, которая тянет руль, играет вспомогательную роль. По мнению шведского инструктора, такое руление позволяет намного лучше чувствовать «бублик».

Но эталонным можно считать тот способ руления, когда руки при повороте руля не меняют положения до момента перекрещивания. С этим не согласятся многие автоинструкторы, которые до сих пор используют устаревшие методики, но это, как говорится, их проблемы. Все просто: когда руки перекрещиваются, нижняя перехватывает руль в верхней части. Иногда начинающие водители делают это без подсказок, интуитивно. Это еще раз говорит об эффективности и правильности данного метода.

Наши советы

Огромную роль в рулении играет его скорость. В штатном режиме о ней думать не нужно, но вот в качестве контраварийной меры высокая скорость вращения рулевого колеса играет огромную роль. Кстати, автогонщики на тренировках уделяют массу времени скорости руления, и обычно она у них в 2 раза превышает показатели, которые может выдать на гора «гражданский» водитель.

Никогда не крутите руль, пока одна рука занята другими делами. Все манипуляции с рулевым колесом необходимо осуществлять только двумя руками. И даже если вы сняли одну руку, научитесь автоматически увеличивать силу хвата оставшейся руки.

Не используйте оплетки руля, потому как они зачастую мешают применять те или иные приемы руления.

Начните с тренировок по рулению с перехватом – на сегодняшний день это основной вид вращения руля при повороте машины.

Одной рукой рулите исключительно при движении задним ходом.

И запомните, что искусство вождения вовсе не требует жертв. Главное, чтобы вместе с руками работали еще и мозги, а в автомобиле был только один тормоз. Удачи на дорогах!

Правила дорожного движения РФ 2019

Правила дорожного движения РФ

Часть 2. Руление

    • Часть 1.Посадка
    • Часть 2.Руление
    • Часть 3.Педали
    • Часть 4.Как трогаться с места
    • Часть 5.Разгон
    • Часть 6.Замедление и остановка
    • Часть 7.Выполнение поворота
    • Часть 8.Движение задним ходом
    • Часть 9.Парковка

Что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ один – рулевое колесо. Поворачивая руль на некоторый градус, мы тем самым изменяем угол поворота передних (направляющих) колес, и автомобиль движется в нужном направлении, т.е. куда направлены его передние колеса. При управлении автомобилем, руль следует держать двумя руками в положении 10-2. Именно так, и именно двумя руками, потому что для уверенного вождения, быстро вращать руль можно только двумя руками. Более того, вращая рулевое колесо одной рукой, в некоторых ситуациях можно просто не справиться с управлением – автомобиль выйдет из-под контроля и последствия могут быть невеселыми. К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, на какой градус повернуты передние колеса автомобиля, точнее – в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что, как уже было сказано выше, куда направлены передние колеса – туда машина и едет. Убирать руку с руля во время езды следует только для переключения передачи, после чего руку необходимо возвращать на руль.

Руление без отрыва кистей рук.

Это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом в «прямо»:

Когда необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, отрывать руки от руля все же придется. Рассмотрим, как это делать правильно.

Условно рулевое колесо можно разделить на секторы по циферблату часов. Верхний сектор 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой 10-4, для правой руки – 8-2. Нижний сектор 8-4 нерабочий, там руки не должны находиться. В этом секторе нельзя держать руль никаким хватом. Ниже мы рассмотрим, как проходить эту зону.

При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо – соответственно, левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.

Начинаем вращение исходя из прямолинейного движения, руки находятся в положении 10-2.

  • Плавно поворачиваем руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
  • Продолжаем без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносим правую руку вверх в положение 12 руля и захватываем его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
  • Вращаем без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.

Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.

Точно так же вращается руль в левую сторону. Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая помогает. Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как мы рассмотрели, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя. К тому же все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним не тяжело.

Часто бывает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда вращение без перехвата окажется мало, а с перехватом – много. В таких случаях лучше использовать предварительный захват, смотрите рисунок. Такой вариант позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.

Выполняется он следующим образом:

  • Из положения 10-2 переносим путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываем руль в положении 11, затем правой рукой вращаем рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.
  • Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаем левую кисть и продолжаем вращение руля двумя руками на тот угол, который требуется.

Вращение руля одной рукой.

Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда необходимо одновременно рулить и переключать передачи. Одной рукой придется рулить при движении задним ходом, когда водитель сидит вполоборота и смотрит в заднее стекло, повернув голову назад, правая рука при этом чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, на руле. В такой ситуации действия будут в следующем порядке.

  • Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе. Особенность в том, что при вращении кисть руки всё время будет в начальной точке относительно руля. Начинаем поворачивать руль вправо.
  • Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляем пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаем вращать руль и одновременно поворачиваем кисть против часовой стрелки. Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.

Продолжаем вращать руль на тот угол, который нам требуется, ведь мы смотрим в заднее стекло и чувствуем траекторию движения. Все, мы повернули направо задним ходом. Для поворота налево нужно всего лишь поменять руку и вращать руль влево. А для лучшего обзора при движении назад можно высунуть голову в окно водительской двери.

Типичные ошибки водителей при рулении.

Первой и самой распространенной ошибкой является неправильный хват руля, посмотрите рисунок. В таких положениях трудно удержать руль, когда он будет вырываться из рук и, как следствие, водитель теряет управление. При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля получается перекрестие рук. Такое вращение руля само по себе не правильное, а фиксация рук в перекрестном положении является грубой ошибкой. Вращение руля ладонью – распространенный способ руления на автомобилях с гидроусилителем руля – тоже грубая ошибка. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. Колеса сами станут прямо. Так тоже делать нельзя – потеряется контроль за положением управляемых колес.

madslon › Блог › Как правильно то держать руль 9-3 или 10-2?

В интернете часто встречаются статьи где упоминается что правильный хват руля двумя руками (тут ни кто не спорит) и на 9 и 3 часа по воображаемому циферблату на руле. Есть старая советская школа с хватом 10-2. Есть новая школа 9-3. Мне как представителю старой советской школы техника 9-3 не понятна и даже кажется опасной. А от аргументов в защиту 9-3 я часто просто зависаю. И ещё чаще их просто нет – «так сказал инструктор».
Почему-то считается, что теперь правильно 9-3? Но почему?! Лично я внятных объяснений в обсуждения так ни от кого и не получил. Оно может и правильнее чем 10-2, но почему? Любопытно.

Беглый анализ интернета, говорит о том, что:
1. Положение 10-2 придумали тогда, когда на машинах не было усилителей рулевого управления.
Теперь, когда кругом усилители гидроэлектро это всё ни к чему (видимо как и контраварийная подготовка, ведь есть электронные помощники). Так то оно так, вот только не на всех машинах усилитель помощник, при борьбе за живучесть с тем же заносом на трассе гидроусилитель может не успевать за скоростью руления водителя. Руки работают настолько быстро, что их не видно (это у всех так кому ставили технику руления – суперменом быть вовсе не обязательно), для гидроусилителя это уже быстро. А когда в скольжении первый раз закусывает руль это очень пугает. Ступор. Потом привыкаешь к этому явлению и уже знаешь, что может потребоваться не только повернуть колеса, но и свернуть гидроусилитель. В общем странный аргумент. Можно конечно приговорить гидроусилитель, обозвав его сломанным, вот только новый будет такой же.

2. В положении 9-3 удобно нажимать кнопки и пользоваться поворотниками.
Последнее вообще странно, т.к. мне поворотники включать удается без проблем даже одной рукой на руле. А кнопки – дык это же машина, а не приставка, где чтобы герой быстро бежал нужно всё время очень быстро нажимать кнопочку А. Кнопки не нажимаются раз в 3-5 секунд, поэтому всегда держать на них пальцы странно, так же как на рычаге МКПП например.

3. У пилотов формулы 1 положение рук 9-3. Но блин у меня рамная машина, а не Ф1. Да и на малыше было 2,5 оборота, что тоже далеко не Ф1. Да на этих Ф1 руль на пульт от лунохода похож, чем на обычный круглый руль. Пилоты самолётов вообще на себя штурвал тянуть могут, но мы то говорим про гражданскую технику то. Опять не то.

4. Производителя делают специально рули под 9-3.
Хм у меня как и у многих ровно посередине руля толстая спица. В итоге хват полностью не закрыть (мезинец, безымянный и указательные пальцы), а вот мышечный контур руки-плечи наоборот замыкается т.к. смыкаются большой и указательный палец над спицей. Выбить при этом из рук руль проще – хват толком не закрыт. А мышечный контур руки-плечи наоборот замкнуты — утомляемость больше.
В 10-2 хват наоборот закрыт (мезинец, безымянный, средний пальце), руки расслаблены, а вот указательный и большой пальцы разомкнуты, мышечный контур руки-плечи не замкнут, в результате утомляемость ниже, а полное закрытие хвата происходит мгновенно при необходимости.

5. Самый любопытный и не понятный – 9-3 позволяет крутить руль на больший угол без перехвата.
Вот тут у меня полный ступор. Большинство правильных посадок в автомобилях «табуреточные». Редкие машины имеют именно лежачие посадки. Мы же говорим об обычных автомобилях и правильном управлении и правильной посадке. Иначе к чему все это? Одной руки достаточно в нижнем секторе и до первой не штатной ситуации.
В общем табуретка это нормально. Если в табуреточной машине посадка будет лежачей, то руки до руля не будут доставать в точке 12 запястьем и говорить о работе с рулем уже безсмыслено.
При правильной посадке перехват (перекат) руля происходит обычно в точке 5-7 +/- потому, что плечо (кость руки от ключицы до локтя) упрется в туловище. Без перекатаперехвата этой рукой (например правой вправо) руль уже не повернуть. И если с точки 2 до 5 при повороте правой рукой руля вправо локоть идет вниз, то при перекате после точки 5 и до 7 часов локоть пойдет уже вверх.
Т.е. при хвате 9-3, есть грубо рабочий сектор в один час для работы рулем, захват руля слабее, проще сорвать руку с руля (спица), а при хвате 10-2 этот рабочий ход значительно больше.
Можно конечно подумать, что речь идет про то, что правой рукой больше получится ход руля влево. Но во первых тогда левую руку всё равно придется очень скоро отправлять на перехват. А во вторых анатомически человеку вращать руль рукой в противоположенную (правой рукой влево и наоборот) сложнее и не удобнее.

В качестве личного опыта теория легко проверяется. Достаточно сесть в автомобиль. Настроить правильную посадку. А потом проехать вокруг дома на одной руке – круг на левой руке, круг на правой. И по честному чтобы вторая рука вообще не помогала нужно на неё сесть. Станет очевидно, что в середине (9-3) руль крепко не взять, крутить руль рукой в противоположную сторону не удобно. А при перекатах сразу станет понятно зачем перчатки, ладошкой вращать это тоже не серьезно и не надежно.

Как держать руки на руле: четыре простых правила

Правильный захват рулевого колеса вашего автомобиля является важной мерой безопасности, которую вы должны принимать во внимание, когда решитесь управлять автомобилем.

Водители, которые используют правильную технику, чтобы держать руль, с меньшей вероятностью попадают в аварию, реагируют быстрее в случае непредвиденных обстоятельств и могут использовать свою машину более эффективно.

Статистика показывает, сколько несчастных случаев, которые происходят в поездке, были вызваны неправильным положением рук на руле. Даже опытные водители должны знать о своей позиции, положении тела и положении рук во время вождения. Потому что многие годы делать одно и то же, «потому что ничего не происходило», не означает, что это было правильно. Это плохая привычка.

Шаг первый: принять правильное положение тела

После того, как вы удобно расположились в своем автомобиле и отрегулировали подголовник, сиденье и зеркала заднего вида в соответствии с вашим ростом, вы также должны отрегулировать рулевое колесо. Большинство моделей позволяют перемещать рулевую колонку вверх или вниз с помощью рычага или ручки, расположенной под рулевым колесом. Другие также позволяют отодвинуть его от нас или приблизить к приборной панели.

Потратьте несколько минут, чтобы убедиться, что все элементы находятся в удобном и подходящем положении, прежде чем отправиться в путь. Вы должны иметь возможность четко видеть оба боковых зеркала (чем больше они открыты, тем больше угол обзора) и зеркало заднего вида, посмотреть по сторонам, чтобы проверить мертвые зоны и убедиться в беспрепятственном обзоре через лобовое стекло.

Шаг второй: положение рук на руле

Техника правильного размещения рук на рулевом колесе радикально изменилась за последние годы, но ее проще описать с точки зрения циферблата часов. Считается, что правильная позиция 10:10, хотя 9:15 также принимается. Как нам указывают часы и минуты, мы должны использовать как правую, так и левую руку.

Левая рука на левой стороне рулевого колеса должна находиться в приблизительном месте, где должна быть девятка на циферблате часов. Правая рука расположена на правой стороне руля, где должна находиться цифра три. Эти рекомендации являются гибкими, но имейте в виду, что положение «2:10» больше не рекомендуется, так как это может быть опасно при вождении автомобилей с уменьшенными рулевыми колесами, оборудованными подушками безопасности.

Желательно, стоя на месте, потратить время на определение лучшего положения за рулем. Многие будут чувствовать, что их руки – слегка согнутые – удобно соответствуют плечам в положении 9:15, в то время как другие предпочитают, чтобы руки были немного выше в 10:10. В первом положении захват рулевого колеса обеспечивает бо́льшую мобильность и скорость при управлении.

Шаг третий: как обращаться с рулем

Во время вождения никогда не снимайте руки с руля. Метод «тяни-толкай» при повороте колеса позволяет правильно обращаться с ним, сохраняя при этом обе руки в контакте с рулем.

Посмотрим, как это делать правильно. Например, если вы поворачиваете вправо, вы будете толкать рулевое колесо по часовой стрелке левой рукой и одновременно тянуть его правой рукой. Некоторые водители просто толкают рулевое колесо противоположной рукой в направлении, в котором они поворачивают, в то же время позволяя другой стороне рулевого колеса скользить через другую руку без какого-либо жесткого захвата. Также не держите колесо слишком крепко, потому что если так делать, может возникнуть мышечное напряжение и повышенная усталость.

Нельзя поворачивать руль только одной рукой или большими пальцами. Кроме того, нет необходимости держать руль за спицы, удерживая его на манер водителя грузовика – одной рукой за окном, одной рукой вверх и другой вниз, обе вместе в верхней части руля или пытаясь поверить в несуществующего автопилота, освобождающего руки. Метод «тяни-толкай» следует использовать на каждом повороте, каждый раз.

Шаг четвертый: помните, что можно получить штраф

Четвертый шаг не особо важен для нашей страны, но актуален, если вы берете машину в аренду за рубежом. У нас никак не регламентируется положение рук на руле, а вот в западных странах с этим строго – надо ездить с двумя руками на руле. В противном случае, эта оплошность может привести к немаленькому штрафу в 100 евро.

Выводы

Не забывайте, что наши единственные места контакта с автомобилем – это сиденье, педали и рулевое колесо, и оптимизация этой связи имеет решающее значение для хорошего управления автомобилем. Через руль мы не только сообщаем машине, что хотим, но и передаем (в большей или меньшей степени, в зависимости от автомобиля) свое желание колесам. Если вы потеряете сцепление с дорогой, если изменится дорожное покрытие или возникнет другая проблема, мы можем и должны чувствовать это через руль.

Другим фактором, который необходим для правильного использования руля, является скорость действия и эргономика. Предполагается, что колесо будет вращаться таким образом, чтобы мы могли быстро и с максимальным контролем поворачивать, исключая возможные неприятные сюрпризы. Точно так же, при правильной позиции мы в значительной степени избежим усталости.

Правила правильной посадки за рулем

Сегодня многим приходится значительную часть времени проводить за рулем. Правильно выполненная посадка за рулем позволяет не уставать в дороге и дает возможность оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.

Плохо отрегулированное сиденье водителя не только увеличивает нагрузку на его позвоночник, но и уменьшает угол обзора. Не правильно расположенные руки на руле автомобиля замедляют управление в аварийной ситуации. Обязательные условия комфортной и безопасной поездки: туловище не напряжено, руки и ноги расположены так, чтобы не делать лишних движений.

Регулировка сиденья

Регулировка сиденья обеспечивает комфортное расположение места водителя в зависимости от его веса и роста. Обеспечивается правильная посадка за рулем путем выбора удобного расстояния между сиденьем, педалями и рулем. Удобное расстояние подразумевает правильное расположение ног — они должны быть немного согнуты и могут свободно перемещаться между педалями автомобиля.

Затем устанавливается угол наклона спинки водительского кресла. В зависимости от сложности и длительности поездки, его выбирают 90° или 75°. В любом варианте необходим плотный контакт спины водителя со спинкой сиденья. Не менее важно отрегулировать высоту подголовника. Он должен располагаться на уровне затылка.

Проверяем регулировку сиденья. Если руки достают до верхней части рулевого колеса автомобиля, ноги свободно нажимают на педали, значит все выполнено правильно.

Регулировка руля

Следующий этап — надо установить комфортное положение рук на руле с помощью регулировки положения руля по высоте и наклону. Возможность изменять удаленность руля от места водителя входит в перечень обязательных опций практически любого современного авто.

Ошибки регулировки руля автомобиля:

  • Установлен низко — руки меньше устают, но нельзя допустить, что бы он касался колен и мешал ногам управлять педалями.
  • Установлен далеко — руки будут напряжены и быстро устанут.
  • Установлен слишком близко, тогда трудно управлять движением автомобиля.

Выбирают среднее положение, когда возможно свободное вращение рулевого колеса. При этом руки должны быть в полусогнутом положении, примерно на 120°.

Регулировка считается выполненной правильно, если руль не закрывает приборную панель, а кисти рук, удерживающие рулевое колесо в среднем положении, расположены немного ниже плеч.

Размещаем руки на руле

Нередко на дороге возникает ситуация, когда нужно максимально быстро изменить траекторию движения автомобиля. Безопасный выход из критической ситуации обеспечивает только правильное положение рук на руле. Опытные инструкторы рекомендуют разместить руки на руле в следующем положении:

  • правая рука на отметке 3 часа;
  • левая рука на отметке 9 часов;
  • кисти рук немного выше локтей.

Пальцы должны плотно охватывают обод руля, но сильно напрягать мышцы не стоит – руки быстро устанут. Если руль с горизонтальной перекладиной, пальци на нее опираются. В этом случае улучшается управляемость и легко выполнить повороты не отрывая рук от рулевого колеса.

Применяется вариант, когда руки немного сдвинуты вверх (положение 2 часа и 10 часов). Тогда, без перехвата рук, безопасным будет поворот на угол меньше 45°.

Для водителя важно привыкнуть к правильному стилю вождения без перехвата руля.

Не рекомендуют размещать:

  • руки по диагонали (одна вверху, вторая внизу);
  • обе руки в верхнем положении;
  • обе руки в нижнем положении.

Расположение ног на педалях

Проверили положение рук на руле, теперь учимся правильно размещать ноги на педалях. Основное условие — при управлении ноги не «блуждают» по полу кузова. При переносе ноги с одной педали на другую, с отрывом от пола, может смещаться центр тяжести, соответственно ухудшается управление. Для водителя с небольшим стажем вождения это опасно вдвойне: возможна ошибка при выборе педали (вместо тормоза, нажимается газ).

Оптимальный вариант — стопа правой ноги размещается между педалями газ-тормоз. Управление выполняется поворотом стопы влево или вправо, не отрывая пятки от пола.Такая позиция наиболее удобная для безопасного управления. Педали тормоз-сцепление требуют повышенного усилия при нажимании, поэтому они нажимаются средней части стопы.

На машине с АКПП (автоматическая коробка передач) нет педали сцепления, вместо нее есть подставка для левой ноги. Управление тормозом и газом выполняется также, как и для авто с механикой, правой ногой.

Сели и пристегнулись

Знание того, как правильно сидеть за рулем не поможет, если во время поездок не пристегиваться ремнем безопасности. Большинство авто имеют подушку безопасности. Объем всех подушек безопасности, при их срабатывании, рассчитывается из условия, что пассажир не просто пристегнут ремнем безопасности, но сделал это правильно.

Итак, правильно, это значит, что ремень:

  • проходит вдоль всей груди от плеча вниз;
  • никогда не оказывается около горла;
  • плотно прижимает туловище к креслу (но не сдавливает сильно грудную клетку);
  • надежно удерживается защелкой в фиксаторе.

Проверка подготовки к движению:

  • сесть на сиденье;
  • пристегнуться ремнем безопасности;
  • уточнить удаленность руля от рук водителя;
  • проверить возможность быстро управлять педалями автомобиля.

При необходимости надо откорректировать установку водительского кресла.

Полезно знать

Прошли обучение по теме «как правильно сидеть за рулем», теперь несколько рекомендаций по эксплуатации автомобиля.

В основном это советы для начинающего водителя:

  • перед пуском двигателя с МКПП убедитесь в том, что выключена передача, либо выжмите педаль сцепления;
  • перед началом движения в обязательном порядке проверяйте степень обзора в зеркалах заднего вида;
  • проверку расположения сидений и руля следует проверять после каждой смены водителя.

Спешка либо халатность в подобных вопросах может обернутся неприятными последствиями во время движения.

Ссылка на основную публикацию