Расчет рупорных акустических систем

Сообщества › Автозвук › Блог › Рупор. Расчет и проектирование

Господа, я Вас всех категорически приветствую!
В данном посте я постараюсь как можно информативней раскрыть методику расчета и методы проектирования в новом, а точнее давно забытом старом, корпусе — задненагруженный рупор.

Не так давно гуляя по просторам всемирной паутины наткнулся на новый тип — рупор (ну, по крайней мере для меня новый). И тут начались поиски всевозможной информации: способы расчета, чертежи, результаты и отзывы. Чем больше я искал, тем больше убеждался, что такого объема, как скажем про ЧВ и нет. Заглянул на всемилюбимый сайт D2 и что то конкретное найти не смог.
Я конечно же понимаю, что есть люди, которые проектировали рупора и несколько лет назад, но тем не менее считаю, что на данное время количество интересующихся людей высоко и продолжает расти.
Поднабравшись за несколько месяцев изучения информации, попробую описать методику расчета рупора. Часто встречаю коментарии, когда один пишет, что рупор “валит”, другой, что это пустая трата времени, сил и денег. Давайте разбираться вместе:
Рупор по сути — это фазоинверторный короб, к которому прилегает расширяющийся в определенных пропорция и определенной длины порт. Рупор отыгрывает широкий диапазон частот, иногда это составляет 30-100 Гц. (не будем сейчас говорить о плюсах и минусах того или иного оформления) и имеет большой КПД. Рассчитывать рупор необходимо под определенный динамик и проектировать короб под конкретный багажник. Ни в коем случае не брать какой попало чертеж, а потом говорить, что рупор — ерунда
Начнем: имеем. к примеру, динамик Kick PRO 300 и хотим под него рупор.
Для начала нам нужна программа. Я пользовался Hornresp и скачать ее можно скажем от сюда
Ок! Скачали, открыли и видим вот такое окно:

Работать будем с теми параметрами, которые красным овалом обведены на картинки сверху. Окошки с названием Vrc, Fr, Lrc, Tal делаем нулевые, т.е. ставим там 0. Vtc — а это уже объем нашей предрупорной камеры. От куда его взять? — элементарно, это рекомендуемый объем ФИ, которые даже нерадивые производители указывают. Не боимся здесь ошибиться, дальше я попытаюсь объяснить, думаю поймете. Итак рекомендуемый объем для моего примерного динамика составляет 42,48 л. При вводе в программу данное значение нужно умножить на 1000, т.е. вносим 42480.
Atc — параметр, в нашем случае, не влияющий на расчет, поэтому, чтобы программа не ругалась поставим 1000.
Поздравляю! Мы заполнили параметры динамика и предрупорной камеры. Что же нам нужно еще? ах да! самое важное сам рупор.Ну что ж, на картинки ниже красным прямоугольником выделены параметры с которыми будем работать.

Смотрим внимательно! Нам нужно оставить только S1, S2, Con, а в остальных графах данного раздела должны стоять нолики, если это не так, вписываем 0 вручную:)
S1 — площадь сечения начало рупора. Т.е. это площадь того отверстия, через которое сообщается предрупорная камера и сам рупор.
S2— площадь сечения выхода рупора.
В идеале площадь на выходе равна 1,5-2 эффективной площади динамика, а оптимальное соотношение площадей начала и конца рупора равно 1:3. Но с этими параметрами мы можем играть, позже объясню, поэтому я поставил значения равные 250 и 800 соответственно.
Con — длина рупора. Если в ЧВ мы узнавали длину под определенную настройку, то здесь прошу не путать, здесь будем менять длину, чтобы попасть в желаемую настройку. Опираясь на теорию, отзывы людей и личный опыт, хочу сказать, что длину рупора лучше делать в пределах 150-180 см. Я поставил для начала 150.
Ну что же, УРА! Ввод параметров завершен, движемся дальше.

Жмем Tools — Loudspeaker Wizard.

И мы видим схематическое представление нашего рупора (выделено красным прямоугольником), а желтым цветом подчеркнуто System volume — это объем нашего рупора. Теперь давайте посмотрим на схематический график АЧХ. Для этого в нижнем левом углу давайте поставим Response

Что это за график скажете вы? Что за кардиограмма? Терпения мои друзья!
Давайте поставим галочку напротив Show Baseline — так мы сможем видеть наложения графиков, когда будем менять параметры. и еще поставим Combined как на картинке ниже

Сделали, график изменился на вот это

Видим, что при таких параметрах у нашего дина настройка вылезла на 40 Гц и играть он будет до 100-105 Гц. Не смотрите, что в этом участке провал, практика показала обратное. Я да же не знаю как объяснить, может программа что то не так представляет, либо я не так понимаю!:) Чем выше график, тем рупор громче, но тем меньше давка, тут уж кому что интереснее.
К примеру, для меня высоковата настрой — 40 Гц. Я начинаю играть с параметрами предрупорной камеры, сечением и длиной порта. т.е. изменять их и уже вижу как это отражается на графике. Путем манипуляций с длиной рупора я смог снизить настройку примерно до 32-33 Гц.

Меня это устраивает и я жму Save.
Теперь я знаю настройку своего рупора (расчетную), знаю его объем, объем предрупорной камеры, знаю площади сечения начала и выхода рупора, а так же его длину и теперь я могу приступать к моделированию короба.
Когда будете играть с площадями сечения, старайтесь соблюдать соотношение площадей 1:3.

Ок! Рассчет окончен, приступим к проектированию.
(огромное спасибо ребятам из группы ВК. Данное описание проектирования принадлежит им, прошу не злится на меня, просто хочу сделать одну статью, где будет собрано все)

Для примера возьмем объем, равный 123 литрам. По факту он может отличается от расчетного, процентное соотношение рассчитывать не будем. Погрешность в любом случае будет очень невысокой и расхождение с расчетной настройкой не больше 1 Гц. На слух этого не заметить и общей картины не испортит. Экспонентное расширение ни в счет.

v1 — общий чистый объем оформления, не путать с объемом камеры рупора.
v2 — чистый внутренний объем плюс объем внутренних перегородок. Самое главное, что нам поможет свернуть расчетные данные с минимальной погрешностью 138 литров.

v3 — грязный объем по габаритам корпуса. 175 литров.

Имеем примерно следующее соотношение Vtc — 56 л, S1 — 210 см2, S2 — 770 см2, Con — 145см, v1 — 123 л., v2 — 138 л. (12%), v3 — 175 л. (42%)
Ну и главное, как свернуть и с чего вообще начинать работу над чертежом. Набросок выполняется с использованием программы Google SketchUp 8.

Определившись с шириной или глубиной корпуса, рисуем отдельно расширяющийся порт длиной 145см, он нам поможет правильно свернуть рупор. Площадь на выходе 770кв, делим на внутреннюю высоту 35см и получаем ширину порта на выходе — 22см. Площадь вначале 210кв, также делим и получаем ширину порта — 6см.

Получив 123 литра чистого объема умножаем его на 1,12 и получаем примерно 138 литров. Этот объем нужно вписать внутрь корпуса. Вспоминаем математику, геометрию и прочее.

Порт сворачиваем с конца, делая разметки используя отдельно нарисованный рупор.

Расчёт рупора

Само проектирование рупорных громкоговорителей и расчет рупора, как правило, не имеют универсальной схемы. Очень просто произвести расчеты и затем создать стандартный прямой рупор. Однако, в том случае, если рупор будет вмонтирован в корпус акустической системы, характеристики такого купола обязательно будут изменяться из – за того, что на него влияют внутренние отражения, различные резонансы и другие факторы.

Самый лучший материал при проектировании рупора – это легкий, жесткий материал с большими внутренними потерями. Одним из лучших материалов при производстве рупоров является – бальса. Бальса обладает большой удельной жесткостью. Сочетание рыхлого наполнителя и жестких волокон позволяет обеспечить значительные потери звуковой энергии и отсутствие ярко выраженных панельных резонансов.

В то же самое время, большой проблемой для проектировщиков акустической техники, всегда являлся вопрос, как правильно определить уровень звукового давления, а также необходимую мощность акустических устройств. Так, различные производители, используют в качестве документации многочисленные графики, диаграммы и таблицы. Кроме того, активно применяются и самые разнообразные программы для подсчета параметров. Тем не менее, использование таких сложных схем и таблиц для расчета акустического рупора, может поставить в тупик неподготовленного человека.

Для того чтобы определить параметры акустических устройств, необходимо выбрать наиболее лучшие громкоговорители, учитывая фоновый шум и схему озвучивания. Общий уровень шума таких акустических систем различен и напрямую зависит от назначения помещений. Для того чтобы звучание речи, усиленная акустикой была наиболее качественной, сам уровень звукового давления должен быть значительно выше, чем уровень фонового шума на 10 – 15 дБ в максимально удаленной от громкоговорителя точке помещения.

В том случае, если фоновый шум достаточно низкий и не превышает 75 дБ, то сам полезный сигнал должен быть выше его на 15 дБ, а если фоновый шум высок (выше 75 дБ), то превышение должно составлять не ниже 10 дБ.

Таким образом, мы получаем для расчетов очень простую формулу

Lmax=La+15 (дБ) – в случае, когда уровень фонового шума низкий;

Lmax=La+10 (дБ) – при высоком уровне фонового шума;где La – местный уровень фонового шума.

Что касается характеристик громкоговорителя, то наиболее важными из них являются: диапазон частот, направленность, а также уровень звукового давления (на расстоянии 1 метра от источника звука).

В том случае, если акустический рупор только воспроизводит звуки, то будет вполне достаточно иметь диапазон от 0,2 до 5 кГц. В данном диапазоне работают практически все акустические устройства. В том случае, если необходимо отличное звучание с высоким качеством звука (например, при проигрывании музыки в помещении), то рупор, должен воспроизводить звук в диапазоне от 0,1 до 10 кГц.

В том случае, если применяются ненаправленные громкоговорители (например, потолочные громкоговорители), либо различные звуковые колонки, то в данном случае, сам уровень звукового давления снижается.

Направленные громкоговорители (рупорные громкоговорители) имеют высокую диаграмму направленности. Рупор имеет диаграмму направленности в два раза уже, а уровень звукового давления значительно выше. Такие громкоговорители работают в узкой полосе частот и абсолютно не годятся для воспроизведения музыки. В то же самое время, такие громкоговорители будут прекрасным решением для того, чтобы озвучивать помещения большой площади, либо открытых площадок.

Сам уровень звукового давления можно определить при помощи различных расчетов. Сам уровень звукового давления указывается производителями в Паскалях, либо в дБ. В том случае, если расчеты производятся в Паскалях, то справедлива следующая формула:

L(дБ)=20lg х (P(Па) / (2 x 10 -5 ))

При применении громкоговорителя ненаправленного типа, необходимо учитывать, что 1 Вт мощности соответствует уровню давления в 95 дБ. При увеличении или уменьшении мощности в 2 раза, производиться уменьшение или увеличение уровня давления на 3 дБ. Таким образом, мощность в 2 Вт является равной 98 дБ, 4 Вт – 101 дБ и т д.

Unstoppable1212 › Blog › МИФЫ О РУПОРЕ

Доброго времени суток всем любителям автозвука. Сегодня вашему вниманию я хочу представить статью об интересном(и очень популярном в последнее время) акустическом оформлении – рупоре. Основной целью данного куска текста является уничтожение некоторых стереотипов сложившихся в отношении рупоров и (насколько позволяет мой багаж знаний) грамотное объяснение в чем же данные стереотипы несостоятельны. Данная статья написана во имя великой справедливости и обязательна к прочтению Ну что ж, начнем.

где S0 – площадь горла,
m – коэффициент расширения рупора,

где fн – нижняя частота среза,
с – скорость звука.

где SL – площадь устья рупора,

где V – объем предрупорной камеры,
fв – верхняя частота среза,

где L – длина рупора.(формулы взяты с сайта www.quarter-wave.com/ и из книги М.М. Эфрусси «Акустическое оформление громкоговорителей»)
Выше приведены основные формулы расчета рупоров, и теперь, для доказательства «объемности» рупора попробуем посчитать площадь устья рупора с нижней частотой среза 30 Гц:

Как же так? 10 с половиной квадратов! Никуда не годится! Но тут мы вспоминаем, что расчет проводился для свободного пространства, т.е. 4π, следовательно при постановке колонки к стене или даже в угол можно уменьшить площадь до более-менее компактных размеров. Для углового расположения(π/2) делим полученное значение на 8, получаем примерно 1,3 м2, что тоже не является маленьким значением, если делать квадратное устье, то сторона квадрата будет равняться 1,14 м, а это уже добрый шкаф.
Единственный метод «ужать» рупор – это обрезать его. Дело в том, что настройка рупора не зависит от его длины (в отличие от того же ЧВ, где как раз длина определяет настройку), она зависит от коэффициента расширения. Например, получилась у нас расчетная длина 3,5 метра и огромная площадь на выходе, а мы возьмем и построим 2,5 с таким же коэффициентом расширения и настройка у нас не изменится. Вроде бы все красиво и радужно, но есть одно НО… Чем больше мы обрезаем рупор, тем больше мы теряем его «рупорность», по мере укорачивания он сначала превращается в ЧВ, а потом и вовсе в ФИ, на это нужно обязательно обратить внимание.
Миф второй: «объем предрупорной камеры – объем рекомендуемого производителем фазоинверторного короба».
Этот миф еще интереснее предыдущего, а о его рождении можно только догадываться. По своей сути рупор является акустическим фильтром, т.е. играет частоты в определенной полосе пропускания. За нижнюю частоту среза(настройку) отвечает коэффициент расширения и в некоторой степени площадь устья, а за верхнюю частоту среза отвечает эта самая злосчастная предрупорная камера, также она служит для согласования динамика и рупора. С помощью формулы 5 мы можем посчитать нужный нам объем. Например, для сабвуфера это частоты от 100 Гц и выше, посчитаем объем камеры для частоты среза 150 Гц:

Как мы видим результат далек от объема фазоинверторных коробов. Кто-нибудь может сказать: «Ну и что, делают ребята большую предрупорку – частоту выше режут», — но здесь опять же есть небольшой нюанс – при чрезмерном увеличении предрупорной камеры серьезно повышаются групповые задержки и возникают сильные неравномерности АЧХ в полосе пропускания, что ведет к ухудшению качества воспроизведения. Для точного вычисления объема предрупорной камеры следует смоделировать рупор в Hornresp’е.
В конце хотелось бы отметить плюсы и минусы данного оформления и добавить некоторые рекомендации. Итак, к плюсам, в первую очередь мы отнесем чудовищный КПД рупора. По сугубо примерным и округленным подсчетам один рупор может заменить два ФИ, что довольно таки неплохо. Второй несомненный плюс – это широкий диапазон воспроизведения с минимальными перепадами АЧХ.
К явным минусам можно отнести огромные размеры, что является решающим фактором при выборе рупора.
Порекомендовать рупор для установки в автомобиль я могу только SPL’ьщикам с ограниченным бюджетом, которым не жалко задние сиденья. В теории, с одного, даже не самого дорого дина и усилителя можно выдавить 150+, а это, согласитесь, по крайней мере неплохо (опять же теория, хех). Остальным я советую обратить внимание на более компактные акустические оформления. И под занавес пара слов об имеющихся в интернете (причем, в большом количестве) чертежах сабовых рупоров в автомобиль. Пример:

На самом деле это не более чем мутирующая особь между ФИ и ЧВ и к рупору она отношение имеет сугубо отдаленное, печально, но факт. Надеюсь владельцы данных поделок не потащат меня на костер 😉

Если вам понравится статья, то у нее будет продолжение по рупорам, ЧВ и ФИ, поэтому ставьте лайки, подписывайтесь, вопросы задавайте в комментариях.

Расчет рупорных акустических систем

Автор Сообщение
bobby_ii
Posting Freak


Сообщений: 1,369
Сказал спасибо: 115
Поблагодарили: 33
У нас с: Jul 2014

Живет тут: hornresp.net
Автор David J McBean (Австралиец вроде как)
распространяется свободно, без исходников 🙂
Написана на чем-то вроде вижуалБасика
Представляет из себя 1-мерный (осесимметричный) симулятор. В этом плане он честный потому что тупой (т.е. никаких подгонок под то, что должно быть).
3-мерность “учтена” в выборе телесного угла излучения. Но этот угол не меняется для всего диапазона частот.
Динамик из приближения поршня (смещаемый объем), воздух “симметричный” (наверное, т.е. одинаковый смещаемый объем в + и в – создает одинаковое по величине dP).
Изначально предназначалась для расчета/симулирования рупоров, но подходит почти для всех других видов АО (щит, ОЯ, ЗЯ, ФИ, БП4, БП6, все виды ЧВРов, в т.ч. МЛ, . ).
Рупора и ЧВРы можно моделировать одним способом (рупор только с одной стороны), а компрессионные АО – несколькими способами, при этом результаты получаются сходные.
Без изучения инструкции работа с данной программой напоминает “простукивание стенок” в Вольфенштейне/Думе в поисках “кладов”. Инструкция на англицком есть в программе, на русском выложу.

Что основное?
Первая строка – основное понятно без объяснений (телесный угол, напряжение на выходе УМ, выхсопр УМ), последнего я не погимаю.

Далее – три сегмента рупора. Площадь горла (сегмента), площадь устья (сегмента), тип образующей (надо потыркать в надпись перед длиной – коническая, экспоненциальная, параболическая, раньше вроде была еще трактрисса), длина (сегмента). Правая колнка не изменяема, сделана для контроля.

Следующие 2 строки – параметры динамика, Cms, Rms, . могут быть введены в окошечки или расчитаны из Sd, Vas, Qes и Qms. Для этого надо даблкликнуть по соотв. окошку.
Даблклик по окошку Sd вызывает окошко с расчетными ТС (для контроля).

Нижние 2 строки – параметры АО, не относяшиеся к рупорам: тип и параметры “задней камеры” (Rear Chamber) (может быть ЗЯ, ФИ и . никакой, т.е. открытый динамик, для выбора можно даблкликать по надписям у второго столбца или Tools-Chamber Type),

Второй столбец в соответствии с выбранным типом:
Чтобы выбрать открытый динамик – надо выбрать тип камеры ЗЯ (Rear Lined) или Throat Adapter и выставить нулевой объем и длину.
ЗЯ (Rear Lined) – не нулевый значения, в этом случае 2й столбец отвечает за параметры заполнения ящика (плотность и толщину наполнителя)
ФИ – (Rear Vented), в этом случае 2й столбец – сечение и длина порта ФИ
“Горловой Адаптер” (Throat adaptor) – 2й столбец – входное сечение и длина ГА, считается коническим сегментом, выходное сечение = входному сечению первого сегмента собственно рупора
3й столбец – объем и сечение Предрупорной Камеры (Throat Chamber) . Считается цилиндрическим сегментом.

Т.е. общая конструкция выглядит так:
– зарупорная камера (ЗЯ, ФИ или открытый динамик)
– собственно динамик
– 6-сегментный рупор (или 5-сегментный в случае ЗЯ или ФИ) :
цилиндрический сегмент – предрупорная камера (сразу возле динамика, объем не в литрах, а миллилитрах (куб.см. ))
конический сегмент – горловой адаптер (отсутствует если выбран ФИ/ЗЯ задней камеры)
и 4 более-менее произвольных сегмента
сечение предрупорной камеры и горла горлового адаптера – произвольные, дальше сечения устья пред. сегмента должно совпадать с сечением горла следующего (подставляется автоматически).

по Ctrl-E или Tools-LoudSpeakerWizard можно посмотреть примерно что получилось и в реальном времени “пошевелить” параметры (группа параметров выбирается правым чекбоксом), при этом изменения отображаются на картинках (схема АО, СПЛ, импеданс, смещение – выбираются левым чекбоксом)

12-23-2015 05:03 AM
1 пользователь сказал спасибо bobby_ii за это сообщение:
begemot (12-23-2015)
bobby_ii
Posting Freak


Сообщений: 1,369
Сказал спасибо: 115
Поблагодарили: 33
У нас с: Jul 2014
12-23-2015 03:01 PM
Tetragramaton
Banned

Сообщений: 716
Сказал спасибо: 3
Поблагодарили: 15
У нас с: Apr 2014

Делать самому рупор ИМХО не признак высокого ума. (не имея безэховых камер и собственных методик можно получить говняшку). Я имел ввиду просто купить

Ну вот оно реально лучше этих блядских Хи Фи купольных пищщей (морелей всяких, сканспиков). Это проф дин начального уровня мощностью 50 вт ( есть и 100 ) незнаю как АЧХ, но перегрузочная способность у него на порядок выше чем у всяких куполов соответственно и искажения. Может быть кто – то слушал, знает. Чуйка 107 дб. короче кормить его нужно об несколько миливатт если юзить в квартире. В обычный пищщь нужно заливать 3- 5 вт

12-24-2015 02:44 AM
bobby_ii
Posting Freak


Сообщений: 1,369
Сказал спасибо: 115
Поблагодарили: 33
У нас с: Jul 2014

Прошу прощения, продолжения пока не будет т.к. сломался ноутбук . пополам (петля). Запчасть на заказ из Китая . Пользоваться низяяя, иначе корпус. А там все мои данные . А ведь почти “уёрзался” :-). В общем, “как всегда”. Переёрзываться на новый не хочу – много времени занимает.

По ХорнРеспу заметил странный баг: график СПЛ(АЧХ) начинает спадать выше примерно 1к. Причем делаешь эмуляцию “бесконечного щита” к ящику – рупор глубиной 0.1см и площадью несколько десятков тышш смкв (грубо говоря, круг радиусом 1м)- график превращается в горб с максимумом на 100Гц.
Я до этого занимался моделированием НЧ оформления и как-то не очень обращал внимание, что там на СЧ/ВЧ. Так что не могу сказать, было ли такое в старых версиях.
Напишу вопрос МакБину :-).

СТАТЬИ, ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Методика расчета количества громкоговорителей при озвучивании различных помещений

Если необходимо качественное озвучивание помещения, (трансляция фоновой музыки в супермаркетах, тренажерных залах, ресторанах и т. д.) количество и мощность громкоговорителей необходимо выбирать исходя из геометрических размеров помещения, учитывая при этом только полезную площадь, т.е. ту, где находятся слушатели. Также следует помнить, что наилучшее качество озвучивания получается при использовании потолочных громкоговорителей, так как это позволяет добиться более равномерного звука

Для правильного расчета требуется учитывать, что “пятно” (Р) от одного потолочного динамика имеет радиус (R), равный разности между высотой помещения (а) и высотой от пола до ушей слушателя (Ь) (см. рис. 1).

Рис. 1. Расчет количества и мощности громкоговорителей

Таким образом, для равномерного озвучивания помещения требуется рассчитать и установить громкоговорители так, чтобы “пятна” от них располагались с некоторым перекрытием. Для того чтобы упростить расчет необходимого количества громкоговорителей исходя из площади помещения и высоты потолков, ниже приводится таблица 1.

Суммарную мощность громкоговорителей для помещения можно выбрать по номограмме (см. рис. 2).

Примечание. При расчете следует учитывать, что если в помещении имеются открытые окна, двери и т.п., то мощность громкоговорителей выбирается на 1 Вт больше на каждую дверь.

Приведем пример. Требуется рассчитать количество и мощность громкоговорителей для магазина площадью 150 м 2 и высотой потолков 4,5 м.

Для определения количества громкоговорителей воспользуемся таблицей. Становится понятно, что требуется 5 громкоговорителей.

Для определения суммарной мощности громкоговорителей воспользуемся номограммой: при уровне звука порядка 95,5 Дб суммарная мощность составит 13,5 Вт. Поэтому выберем 5 громкоговорителей по 3 Вт (их суммарная мощность составит 15 Вт) .

Необходимо заметить, что человеческое ухо ощущает именно звуковое давление, которое зависит как от мощности громкоговорителя, так и от его коэффициента полезного действия. Разница по звуковому давлению в 3 Дб означает разницу в 2 раза, а в 9 Дб – в 8 раз.

Для того чтобы понять примерную мощность громкоговорителей, приведем некоторые уровни звукового давления: крик на ухо – 90 – 95 Дб, шум пылесоса – 80 Дб, звук на концерте и при раскатах грома – 120 Дб, шум на заводе – 100 Дб, разговор – 70 Дб, общий шум в супермаркете – 65 Дб, а в больнице -30 Дб,

Чтобы Ваши сообщения было слышно на уровне шума, их громкость должна превышать его уровень необходимо на З-10 Дб

Если невозможно установить потолочные громкоговорители, можно установить настенные. Они устанавливаются следующим образом:

  • желательно устанавливать громкоговорители на высоте 1,5 м для сидящих и 2 – 2,2 м для стоящих слушателей;
  • если ширина помещения менее 5 м, то колонки устанавливаются по длине, с шагом 4 – 6 м, избегая углов;
  • если ширина помещения больше 5 м, то колонки располагаются на противоположных стенах в шахматном порядке, с шагом 8 – 12 м.

В коридорах, галереях и других протяженных помещениях лучше устанавливать направленные громкоговорители. При этом располагать их в середине коридора, направляя в противоположные стороны. Дальность оповещения такого громкоговорителя составляет порядка 20 -30 м.

В рупорных громкоговорителях звуковая энергия собирается в мощный поток, и в них усиливаются наиболее слышимые ухом частоты. В связи с этим рупорные громкоговорители обладают лучшим соотношением “звуковое давление / стоимость”, и дальность оповещения таких громкоговорителей составляет порядка 50 – 100 м (по направлению). Немаловажным достоинством является также то, что рупорные громкоговорители могут работать в широком температурном диапазоне и они не боятся повышенной влажности. Поэтому с помощью рупорных громкоговорителей озвучиваются большие площади: стадионы, рынки, парки, пляжи и т. д. (рис. 3, 4, 5.)

При расчете количества рупорных громкоговорителей нужно учитывать, что телесный угол диаграммы направленности у них составляет порядка 30 градусов.

Мощность усилителя для системы оповещения должна быть не меньше суммарной мощности громкоговорителей.

Необходимо заметить, что если протяженность линий системы оповещения более 50-ти метров, то необходимо использовать 100-вольтовый выход усилителя и, соответственно, громкоговорители должны быть рассчитаны на напряжение 100 -120 В. При этом громкоговорители включаются параллельно, а диаметр и сопротивление проводов не имеют большого значения при неизменном качестве озвучивания Но, тем не менее, изоляция провода должна выдерживать напряжение 100 – 120 В и иметь необходимую механическую прочность во избежание короткого замыкания на линии и, как следствие, выхода из строя дорогостоящего оборудования. Мы рекомендуем использовать для прокладки систем оповещения кабель ПРППМ сечением 0,9 -1,2 мм.

Скрытая камера, № 13(20), 2003

При подготовке статьи были использованы материалы сайта компании “ТЕЛСИ-Сервис

Ссылка на основную публикацию