Размеры короба для сабвуфера 12 дюймов

Инструкция по изготовлению корпуса сабвуфера своими руками

Большинство автовладельцев уделяют много внимания аудионачинке своего автомобиля, устанавливают многофункциональные головные устройства, ничем не уступающие по производительности современным компьютерам, подключают мощные усилители звука, изготавливают специальные аудиоподиумы для улучшения качества звучания динамиков. Немаловажную роль в звуковом оборудовании автомобиля занимает сабвуфер – специальный низкочастотный динамик, воспроизводящий басовые составляющие музыкальной композиции.

Короб

Обычные автомобильные колонки можно установить в штатные гнезда автомобиля, а вот сабвуферу нужен специальный короб, в который он и установится. Такой корпус можно сделать самому, а если учесть при проектировании и изготовлении размеры и форму багажника, то сабвуфер идеально впишется в багажный отсек и не займет много места.

Расчет необходимого объема, вид корпуса

Изготовление корпуса для низкочастотного динамика начинается с определения нужного нам типа корпуса. Короба бывают:

  • с открытым корпусом;
  • с закрытым корпусом;
  • с фазоинвертором;
  • корпус бандпасс.

Тип и объем корпуса определить довольно просто. Для этого потребуется знать три характеристики динамика (оптимальный размер динамика для автомобильного сабвуфера 12 дюймов), они указаны на коробке от сабвуфера либо в инструкции, также можно найти эти характеристики на сайте производителя:

  • Fs – частота собственного резонанса;
  • Qts – полная добротность динамика;
  • Vas – эквивалентный объем динамика.

Тип корпуса определяется делением частоты резонанса Fs на добротность динамика Qts:

  • Fs/Qts>30 – открытый корпус;
  • Fs/Qts>50 – закрытый корпус;
  • Fs/Qts>85 – фазоинвертор;
  • Fs/Qts>105 – бандпасс.

Итак, с типом корпуса определились, как же рассчитать необходимые размеры, исходя из данного объема Vas? Произвести расчет корпуса сабвуфера лучше всего при помощи специальных программ, таких как Perfect Box 4.5, Blaubox, VASCalc. С помощью таких программ можно рассчитать короба любой геометрической сложности. Эти программы условно бесплатны, так что никаких проблем с законом. Чтобы сабвуфер хорошо лег в багажнике и при этом не занял полезное место, подходите к процессу замеров со всей серьезностью, будущий короб должен поместиться туда, куда вы задумали.

Материалы корпуса

Корпуса для сабвуфера изготавливаются в основном из ДСП толщиной не менее 16 мм, или фанеры, желательно березовой или корабельной. Если толщины материала не хватает, можно сложить 2 листа вместе, скрепив клеем или саморезами. Также в процессе изготовления понадобится силиконовый герметик или столярный клей, контакты для подключения аудиопровода к сабвуферу и круглый фазоинвертор, если выбран соответствующий корпус.

Фазоинвертор можно купить в специализированных магазинах или изготовить самостоятельно из куска пластиковой трубы. Для защиты древесины от влаги и конденсата корпус необходимо покрасить изнутри и снаружи нитроэмалью. Снаружи корпус обшивается карпетом в цвет обшивки багажника.

Корпус стелс

Ну, а если не хочется терять место в багажнике и заморачиваться с расчетами корпуса, можно сделать короб типа стелс. Это короб, скрытно установленный в одной из ниш багажника, например, со стороны крыла. Такой корпус сабвуфера хорош для динамиков размером 12 дюймов и ниже. Принцип изготовления своими руками данного корпуса довольно прост.

Ниша под сабвуфер освобождается и полностью оклеивается малярным скотчем, лучше в пару слоев. Закройте пленкой или газетами те части обшивки и корпуса, на которые может случайно попасть эпоксидная смола, иначе удалить ее потом будет очень сложно. Сверху на малярный скотч наносится тонким слоем эпоксидная смола, после высыхания основа корпуса стелс оклеивается при помощи эпоксидной смолы кусочками (10*10 см) стеклоткани по всей поверхности. После нанесения первого слоя стеклоткани и полного высыхания заготовку можно аккуратно вынуть из багажника.

Стеклоткань оклеивается в 2-3 слоя для прочности и набора нужной толщины. После высыхания примеряем будущий корпус в нишу багажника и отмечаем маркером линию обреза краев. Лишнее спиливаем болгаркой, и у нас остается практически готовый корпус для сабвуфера. Изготавливаем шайбу из ДСП или фанеры, в которую будет крепиться динамик. Обратите внимание, если динамик 12 дюймов, то и посадочное место под него должно быть соответствующее, примерьте сразу. Посадочное кольцо крепим на желаемой высоте внутри будущего корпуса при помощи эпоксидной смолы и реек-упоров.

Обтягиваем верх корпуса лайкрой и промазываем эпоксидкой, далее верхнюю часть корпуса оклеиваем стеклотканью в 2-3 слоя, не заклеивая отверстие для динамика. Особое внимание нужно уделить стыку верхней и нижней частей корпуса, лучше всего их проклеить изнутри и снаружи. После высыхания вырезаются отверстия под фазоинвертор (если он необходим) и под клеммы сабвуфера. Корпус обклеивается карпетом, подключается и устанавливается в нишу багажника.

Плюсы корпуса, изготовленного своими руками:

  • Корпус идеально войдет в багажник, ведь все размеры при конструировании учитывались индивидуально.
  • КПД самодельного корпуса будет на уровне, если не выше, чем у стандартных моделей, продающихся в магазине, ведь ваш корпус рассчитан под конкретный динамик, а не просто под размер посадочного места.
  • Корпус стелс не займет места в багажнике и даст качественное звучание.
  • Цвет обивки вы выбираете сами, и можно подобрать материалы, идеально сочетающиеся с интерьером.

Корпус бандапасы изготовить значительно сложнее. Конструкция предусматривает несколько камер и фазоинверторов, но качество звука при правильных расчетах такого короба будет на уровне профессиональной техники. Хотя, если хорошо постараться, даже самый сложный корпус сабвуфера можно изготовить своими руками.

Помню те времена, когда друг купил себе первую машину, короллу сотку.. Сами туда буфер мастерили. У нас таких инструкций не было. Написано доходчиво,а если есть небольшой опыт , то и проблем не будет собрать. Спасибо.

Покупать корпус для сабвуфера не выгодно: во-первых — это достаточно дорого, а во-вторых — не всегда знаешь, чего ожидать от качества таких корпусов. Постараюсь сделать все по статье, надеюсь никаких проблем не возникнет.

Самостоятельно изготовил корпус типа стелс. Делал из фанеры, склеивал в два слоя обычным клеем по дереву. Пилил лобзиком по чертежу. Обклевал малярным, потом еще металическим скотчем. Проблемы были с посадкой динамика. Прочитав статью понял как сделать. Спасибо, все грамотно описано.

Закрытый ящик (ЗЯ)

Корпус для сабвуфера — закрытый ящик (ЗЯ)

В рамках общей темы о выборе сабвуфера рассмотрим такое оформление или вид корпуса как закрытый ящик (ЗЯ).

Закрытый ящик это самое простое и широко применяемое оформление сабвуфера. Представляет из себя герметичный короб, то есть название его говорит само за себя.

Для какой музыки подходит ЗЯ

Сабвуфер ЗЯ отличается быстрым и собранным басом, хорошо панчит, почти не имеет задержек и имеет относительно ровную и плавную АЧХ.

Пример АЧХ ЗЯ в салоне автомобиля

Исходя и этих характеристик, закрытый ящик хорошо подойдет для многих и разнообразных направлений — это популярная, клубная и рок музыка, классическая и разнообразная инструментальная — джаз, акустические композиции и т.п.

ЗЯ мало подходит жанрам, в которых много баса, там где низкие частоты являются основой композиции. Не стоит выбирать его для дабстэпа, рэпа, r&b и подобного.

Выбор динамика для ЗЯ

Для подбора сабвуферного динамика в закрытый ящик нужно отталкиваться от параметров Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas). Обычно эти данные указываются в сопроводительной документации, но если у вас ее нет, то параметры всегда можно отыскать в сети.

Для того, что бы понять подходит ли динамик для ЗЯ, достаточно провести простые вычисления. Нужно Fs поделить на Qts и если значение получилось меньше 80, то такой саб подходит для ЗЯ и будет оптимально звучать в таком корпусе.

Например, у того же динамика RE Audio SX PRO 15D2 Fs = 27.8 Гц, а Qts = 0.38.

Fs / Qts = 27.8 / 0.38 = 73.2 Такой саб вполне подходит для закрытого ящика.

Если значение для вашего динамика получилось больше 80, то стоит подыскать ему другое оформление с помощью этой очень полезной таблички.

Особенности изготовления закрытого ящика

Для этого корпуса в первую очередь требуется герметичность и отсутствие вибраций. В качестве материала для изготовления выбирайте фанеру или МДФ толщиной от 18 мм. Если стенки тонкие, то будут греметь и вибрировать, из за чего распространять в салон не нужные волны, которые смешиваясь с звуковыми волнами играющего динамика в итоге ухудшат чистоту и качество баса. Это одна из причин, по которой готовые сабвуферы с тонкими корпусными стенками из некачественного материала даже не рассматриваются к покупке.

Заднюю стенку корпуса рекомендуется делать скошенной для правильного отражения и рассеивания внутренних волн.

Проверенные объемы для ящика смотрите в таблице.

Таблица объемов ЗЯ для различных размеров динамиков

Чистый объем для ЗЯ это внутренний объем корпуса минус объем, занимаемый динамиком.

Более точные результаты нужно рассчитывать по параметрам конкретной модели.

Чем герметичнее сабвуфер ЗЯ, тем выше его КПД и лучше качество звучания.

При установке динамика в корпус не рекомендуется крепить корзину через карпет или подобный воздухопроницаемый материал. Многие сабы для этого имеют в комплекте резиновые прокладки, а в случае отсутствия такой можно воспользоваться герметиком.

Пример сабвуферов с резиновыми ободами

Достоинства и недостатки ЗЯ

Плюсы:

  • простота расчета (нужно вычислить только объем);
  • относительная простота конструкции и изготовления;
  • небольшие габариты;
  • широкий спектр музыкальных жанров, быстрый и четкий бас без задержек.

Минусы:

  • низкий КПД (громкость);
  • не подойдет, если вам нужно много баса.

Нюансы

Не смотря на высокие требования к герметичности, некоторые аудиофилы просверливают в корпусе отверстие не больше 2 мм. для выравнивания внутреннего давления воздуха при различных температурах.

Звучание сабвуфера в ЗЯ можно дополнительно смягчить, поместив в короб наполнитель (шерсть, синтепон, вата). Изменения в звучании происходят за счет смягчения и дополнительного рассеивания волн внутри корпуса. При правильном объеме и форме корпуса это нужно далеко не всегда. Для того чтобы узнать как будет лучше — проэксперементируйте, послушайте с наполнителем и без. Сделайте так, как вам больше понравится.

12-дюймовые сабвуферы

Совсем недавно я (даже и от имени товарищей) признавался в дружеском расположении к 10-дюймовым сабвуферам.

Нарочно не пишу «любви», сабвуфер — слово мужского рода, а сколько вам лет, отсюда не видно. Означает ли ранее сказанное нерасположение к сабвуферам 12-дюймовым? Да вовсе нет, это разные устройства, а не продукт масштабирования одного и того же. Относительно мелкие сабвуферные головки мы всегда настоятельно рекомендовали приверженцам камерных (в той или иной мере) музыкальных стилей и связанных с этим скромных (тоже в некоторых пределах) уровней громкости при прослушивании, сюда, в частности, почти автоматически попадали наиболее убеждённые в своей системе жизненных приоритетов автозвуковые спортсмены. Это когда система прежде всего для соревнований, а потом — для всего остального.

Kenwood KFCW112S | TEAC TE-FW350 | JVC CS-GD1210 | Memphis Car Audio SR12S4 | Mohawk MG 124 | MB Quart OWS304 | Kicker COMP D 124 | Rainbow DL-S12-231598 | Lightning Audio L2-D212 | Airtone SWF-1224 | Vibe BA12-V4 | Phoenix Gold RX112d | Focal SUB P 30

Для кого тогда существуют «двенашки» и почему? Главное их преимущество перед меньшим калибром (80% сабвуферов — это или 10 дюймов, или 12, поэтому и единственное число): они могут играть громче. Это связано с двумя причинами, одна — очень фундаментальная и как таковая много раз комментировалась в аналогичных тестах: площадь диффузора, чувствительность, звуковое давление. Все дела. Не стану повторять доводы учёных предшественников, приведу свои.

Сабвуферная головка — не отвлечённая физическая модель, это — товар народного потребления, у товаров физика сложнее. В частности, выясняется, что те сочетания характеристик магнитов, диффузоров и подвесов, которые удаётся реализовать производителями (и которые они решили реализовать, руководствуясь корыстными соображениями — сделать сабвуфер подходящим для возможно большего числа покупателей), приводят к некоторым типовым моделям поведения динамиков.

Типаж «десятки»: в небольшом объёме ЗЯ получается ровная, очень часто — строго горизонтальная АЧХ — мечта чемпиона и филармониста. Достижимое при этом звуковое давление остаётся тоже в рамках филармонизма: к невысокой по причинам физики чувствительности головки не прибавляется никакого акустического усиления при работе в закрытом ящике. Делать фазоинвертор? Даже если это не противоречит принципам музыкального академизма, сделать его на базе «десятки» оказывается часто далеко не просто (иногда — просо невозможно). Чем меньше ящик, тем длиннее должен быть порт при той же частоте настройки (мир несправедлив, не правда ли?), внутрь ящика он не помещается, внешние тоннели, как у эспиэльщиков, в обычных, музыкальных системах не привились.

Что нам в этих условиях обещает «двенашка»? Чутья у неё в среднем и так побольше, а главное — типичная головка такого калибра при работе в ЗЯ даёт акустическое усиление, то есть кривая АЧХ в салоне проходит выше линии 0 дБ, соответствующей «табельной» чувствительности. Иногда — чувствительно выше (каламбур неумышленный, но восхитительный). Всё это вы получаете в обмен на несколько (иногда — совсем немного) большую неравномерность АЧХ и несколько (иногда, правда, намного) больший объём оформления. Что касается фазоинвертора, то с «двенашкой» он почти всегда легко реализуем. Ящик большой, порт короткий, в чём проблема?

Теперь — конкретика. Участники этого теста при всей внешней непохожести оказались на удивление близки по своим повадкам. Несколько (из 13) выпали из общей картины, о них разговор будет особый. Типовые участники работают в ЗЯ объёмом в среднем около 40 л, обеспечивая в нём ненулевое акустическое усиление, или же в ФИ объёмом в среднем в полтора раза больше, здесь усиление совсем ненулевое.

Особняком стоят несколько динамиков. Один (строго один) оказался из известной по прошлым опытам разновидности с чрезвычайно невеликими требованиями к объёму, по законам физики это — динамики с тяжёлым диффузором и дубовым подвесом, к которому неизбежно прилагается могучая магнитная система, иначе всё это просто не сможет шевелиться с нужной амплитудой.

Другая группа, пусть небольшая, но уже группа, была встречена с некоторым удивлением: в последнее время не так часто попадаются головки, способные работать в акустическом экране (free air), и ещё реже — те, для которых такой режим является единственно возможным. Сегодня таких оказалось несколько, и, учитывая, что free air для «десятки» — это экономия 15 — 25 л объёма багажника, а то же самое для 12-дюймовой головки означает избавление от короба объёмом полсотни литров, обнаруженным в ходе теста фри-эйрным головкам, мы с ходу ставили высший балл за компактность оформления. При этом сознаём, что такой тип установки накладывает ограничения на тип кузова: в хэтчбеке его реализовать трудно. Но сердцу не очень-то прикажешь, имеем расположение и к этому типу оформления. Кто его не разделяет (вашим сердцам мы приказывать тем более не вправе), пролистывайте страницы с синими линиями на графиках. Хотя кто знает, какова система приоритетов у вас лично. Седанов в продаже много…

МЁД & ДЁГОТЬ

Надо отметить… а поскольку надо, это уже вскользь было отмечено во вступлении, что по многим важным (в том числе — важнейшим) показателям участники этого теста предпочли двигаться плотной группой, без очевидного лидера, но и без отстающих. Поэтому, например, разрыв между оценками за компактность оформления видится заметным, разница в фактических размерах — существенно скромнее, не поленитесь заглядывать не только в баллы, но и в цифры. По комплексу показателей наиболее впечатляюще выступил MB Quart, заняв строго центральную позицию в ценовом ряду участников, этот сабвуфер успешно конкурировал и с более дорогими коллегами. На лавры «Фаворитов» теста подали заявку два очень непохожих сабвуфера. Airtone — единственный в группе сабвуфер «тяжёлого» типа, во многом ему помогла способность работать в нетипично компактном оформлении. Но не только, остальные показатели тоже внушают. Второй «Фаворит» — традиционный по концепции, но необычной для этого производителя конструкции Focal из новой серии Performance, при не самом компактном оформлении у него высокая чувствительность сочетается с низкими искажениями и отличным исполнением всех узлов. «Рекомендацию» по итогам теста получают ещё двое: Rainbow — линейный, чувствительный, всё при нём и неожиданно удачно выступивший совсем бюджетный JVC. Про него надо, правда, заметить: высокая оценка за компактность оформления обусловлена чисто фри-эйрными характеристиками. Но так мы договаривались с самого начала.

Самоделкино

Популярные публикации

Последние комментарии

Как рассчитать короб для сабвуфера

Как рассчитать короб для сабвуфера своими руками

Когда-то встала задача сделать хороший и качественный звук в своей машине, в дополнение к колонкам, решил что для НЧ звучание, мне необходим сабвуфер. Но от готового решения купить готовый сабвуфер заставило отказаться цена,и материалы короба.Качественным будет сделать сабвуфер своими руками.

Итак, представляю вашему вниманию Динамик HERTZ ES 300.

Общие характеристики:
Тип сабвуфер
Типоразмер 30 см (12 дюйм.)
Количество полос 1
Мощность 350 Вт (номинальная), 700 Вт (максимальная)
Чувствительность 92 дБ
Диапазон воспроизводимых частот 25 — 250 Гц
Импеданс 4 Ом

Сабвуфер:
Корпус нет
Рекомендуемый корпус закрытый ящик, фазоинверторный

НЧ-динамик:
Размеры 300 мм
Материал диффузора пресованная целлюлоза
Материал подвеса пористая резина
Установочная глубина 141 мм
Установочное отверстие 276 мм

Теперь необходимо знать какого типа бывают короба сабов.

Есть ЗЯ (самая простая кострукция, из названия все понятно), есть ФИ (Фазоинвертор) ЗЯ но с портом (порт бывает круглый(кусок трубы пластиковой) или щелевой (внутри короба делают дополнительные стенки определенной длины и объема, так же есть рупор, есть ЧВ(как я называю багажник давай до свидания) и многое другое. Я для себя выбрал ФИ самое приемлемое для меня. Позже через годик сделаю ФИ с двумя динами. Но сейчас не об этом. Тип Корпуса выбран.
Теперь необходимо прикинуть чистый объем ( у меня он 50 литров) и в зависимости от музыки которую вы слушаете выбираем частоту порта ( у меня 35 ГЦ, что то среднее и более для всех форматов музыки).
Далее скачал программу JBL SpeakerShop абсолютно бесплатная. Пользуясь мануалом, а именно

Я ввел даныые своего динамика желаемый чистый объем и настройку порта.
Подводя итоги:
Чистый объем — 50 литров
Нстройка 35 Гц
Порт — 5×32 см
Длина порта — 70 см
Зная это открываем следующее видео и расчитываем короб

Вот что у меня получилось

Расчет Закончен. Фанера куплена. Переходим к следующему этапу.

Фанера была распилена на следующие куски:

А — 69,6х35,6 см — 2 шт
В — 32х32 см
С — 69,6х32 см
D — 33,8х32 см
E — 62,8х32 см
F — 36,2х32 см
G — 25,2х32 см

Все отпилил минут за 15 электро-лобзиком. В кое каких местах срезы получились не идеально ровными их немного пришлось шлифовать очень грубой шкуркой (80) прибитой к брусочку, чтобы сделать плоскость.Сначала к доске А прикручиваем доску B,

Далее берем стенку Е и лобзиком отрезаем отверстие под динамик диаметром 276 мм. Потом к стенке E прикручиваем стенку порта G

Перед тем как соединить 2 заготовки грунтуем и закрашиваем порт черной краской, прикручиваем и накрываем нашу “будку” крышкой… прикручиваем))

и с левого бока делаем отверстие для терминала.

Перед тем как прикручивать стенку к стенке, на все стыки наносил герметик. затем по краям стягивал 2 саморезами (по 1 с каждого края) временно, лишний силикон выдавился, убираем его туалетной бумагой или салфеткой. Затем берем 2 сверла. Сверлом 2,5 мм сверлим примерно 5 см отверстие, затем сверлим 9 мм сверлом углубление для шляпки. Лично я делал промежутки в 3 см между саморезами. прикрутили. ждем минут 40 и прикручиваем далее по порядку доску за доской. После того как прикрутили стенки A B C D на все внутренние стыки наносим силикон и срезаем пальцем, окутанным салфеткой ( я срезал строительным ластиком для силикона, на углах этого ластика разные срезы по мм). Смысл в том что все стыки внутренние с обилием должны быть промазаны силиконом, чтобы воздух вытесняемый сабом не выходил через щелку и он не свистел. Как все собрал промазал отверстия от саморезов силиконом и срезал под плоскость.

На 88 клей клеим карпет… выложу видео по котрому наклеил.

и вот фото в машине))

Есть некоторые косяки по углам при поклейки карпета но это мой первый опыт…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Короб для сабвуфера своими руками

Доброго всем дня! Хочу поделиться более менее подробным процессом изготовления короба для сабвуфера DD 515 своими руками. Признаюсь, давно хотел послушать, как играет 15-ха, а здесь подвернулась возможность приобрести .

Прикинул, рассчитал, а затем и начертил коробку, заодно всё же научился чертить в скетче. Ничего сложного. Настройку сделал пониже. Какая точно получилась сказать пока не могу, не успел замерить, но целился в 31Гц. Нужно просто замерить, но в будни нет времени, только к выходным.

При изготовлении старался не спешить, чтобы всё было аккуратно.

Короб рассчитал сам, отталкиваясь от размеров багажника, рекомендаций производителя, музыкальных предпочтений и усилителя. Материал изготовления — фанера 20 мм. Верхняя крышка и второй слой передней стенки из фанеры 24мм, т.к. 20 мм не осталось, а магазинах города нет.

Катушки на сабе 2+2, подключены в 1Ом.

Провода ПВС 2*6 кв.мм.

Сборка в процессе

Всё стандартно, стыки жидкими гвоздями, саморезы каждые 5см

Стык не сошелся, т. к. крышка из более толстой фанеры, пришлось подровнять всё рубанком.

Фрезирую посадочное место для терминала

Временно закреплен второй слой передней стенки. Подготовка к фрезировке отверстия под саб.

Процесс фрезировки. Динамик утоплен на 17 мм. Глубина резинового кольца 15мм.

Уютненько так тут… ))))

Закрепляю врезные гайки изнутри. Болты длиной 40мм под шестигранник.

Приклеиваю переднюю стенку и закрепляю саморезами. В самом тонком месте выреза наложил несколько слоёв лака, чтобы немного усилить.

Делаем финальную примерку перед обтяжкой. Мало ли, вдруг не вллезет. Всё идеально!

Обтягиваю всё карпетом

Порт покрасил белым, предварительно немного залакировал фанеру

Подводящие на терминале никуда не годятся, находим решение проблемы.

Жалко, обжимки и термоусадки не было… Но зато был молоток и изолента! Да простят мне гуру автозвука данный косяк… ))))

Сравнение с ЧВ на 10 Урале

Ну и окончательный вид

Играет пока от Кикса 600 в 1 Ом. Попозже Кикс заменится, но это уже будет совсем другая история…
Ну и всех с наступающим! Всем достатка баса в Новом году! Ну и просто достатка!

Ссылка на основную публикацию