Ремонт чугунных головок двигателя

Наш e-mail:
dymet-rus@yandex.ru

Проблема ремонта трещин чугунного блока цилиндров в автосервисе, и ремонта дефектов чугунных деталей в целом, стоит весьма остро. Чугун – металл коварный, повышенное содержание углерода (от 3% до 7,5% в виде цементита Fe 3 C ) обуславливает его низкопластичность и трудность сварки, поэтому ремонт чугунных изделий очень деликатен.

Покажем основные принципы нанесения покрытия при ремонте головок чугунных блоков цилиндров автомобиля (ГБЦ) установками ДИМЕТ®.

На фотографиях ниже представлены отремонтированные ДИМЕТ® чугунные блоки цилиндров, и приведены этапы проведения работ.

Для начала проведем предварительную подготовку ГБЦ к ремонту – «зафиксируем» с последующей «разделкой» дефект чугунного блока. Это значит, что мы с помощью фрезы или другого инструмента вырабатываем на трещине в чугунном блоке небольшую канавку глубиной порядка 1,5-2,5 мм. Дабы предотвратить «расползание» трещины, по краям производим засверливание. Важно! – Трещина в чугунном блоке не должна двигаться при нагревах, поэтому прихватываем ее штифтами или сваркой в одной и более точках.

Далее необходимо, для повышения адгезии, придать поверхности необходимую для процесса напыления шероховатость. Хорошие показатели шероховатости, адгезии, являются основой надежного сцепления покрытия с чугуном. Для обработки поверхности ГБЦ используем абразивный состав К-00-04-16, то есть бьем абразивным порошком по поверхности до устраивающей нас шероховатости – когда чугун станет «беленьким» и увеличится адгезия. Если ремонтные работы поставлены на поток, для абразивной обработки целесообразно использовать абразивоструйный аппарат СД-6. Повысить адгезию можно нанесением тонкого слоя покрытия в 3 (третьем) или 2 (втором) режиме работы аппарата на места под будущее покрытие на чугунной головке блока цилиндров.

Приступаем к заполнению трещины составом А-20-11 в 4(четвертом) режиме по всей длине ранее подготовленной канавки. Порошок состава А-20-11 прекрасно закрывает щели и отверстия. Процесс напыления представляет собой сначала нарастание бугорков на краях трещины, затем трещина перекрывается.

Итак, вместо трещины-канавки на поверхности чугунного блока мы имеем горку напыленного металла. Надо аккуратно срезать лишнее напыление до основного металла любым должным инструментом, если уберем чуть больше – не страшно, так как после наносим окончательное герметизирующее покрытие. Для этого наносим на заполненную трещину в чугунном блоке в режимах 2 и 3 медь состав С-01-01), или медь с цинком (состав С-01-11). Но и нам уже знакомый состав А-20-11 тоже подходит.

При ремонте трещины чугунной ГБЦ деталь немного нагрелась горячим воздухом, пятнадцати минут для остывания вполне достаточно. По прошествии 15 минут производим контроль качества ремонта, напыленного покрытия. Если подготовка трещины в чугуне к напылению была не должной (подавляющее большинство случаев – плохая прихватка), то мы увидим тоненькую, с волос, трещинку. Если трещинка довольно длинная (оценка приходит с опытом) надо «разделывать» и напылять еще раз. На коротких же трещинах обходимся засверливанием.

Отметим, что стоимость расходных материалов, энергии и трудозатрат при ремонте ГБЦ и трещин в чугунных блоках ДИМЕТ®ом ничтожна по сравнению со стоимостью новых деталей.

Вашему вниманию отзыв о ремонте ГБЦ ООО”Моторсервис”:

Узнайте стоимость аппаратов ДИМЕТ для ремонта ГБЦ заполнив форму ниже. Пожалуйста, укажите регион, сферу деятельности, Ваш адрес электронной для ответа. Спасибо!

Ремонт трещины головки блока

Была межклапанная трещина ГБЦ После проведения ремонта ГБЦ

Ремонт ГБЦ легкого грузовика

Дизельный двигатель легкого грузовика. Ремонтируем чугунную ГБЦ, а именно – трещины от канала форсунок к седлам клапанов. Последовательно разделываем трещину фрезой, обрабатываем абразивом К-00-04-16, заполняем составом А-20-11, верхние слои медью С-01-11 или С-01-01.

Ремонт камеры сгорания ГБЦ “TOYOTA”

Встреча поршня с клапаном совсем не порадовала владельца. Двигун застучал – камера сгорания ГБЦ “TOYOTA” разбита. Покупка новой?

Нет, конечно, ведь для ДИМЕТа ремонт ГБЦ с данным повреждением должен занять не больше часа.

Все в стандартной последовательности: все эти появившиеся в результате «встречи» гребни и наплывы удаляем вручную фрезой и расширяем забоины, затем абразивом в режиме «3», узких щелей и каверн нет, тогда наносим А-80-13, если есть – лучше А-20-11, наносим с запасом 1-1,5 мм. Все заняло 25-30 минут. Отнесли на фрезеровку – еще минут 15. Отремонтировали ГБЦ, как и думали, за час.

Ремонт отверстия в картере блока

Отверстие с кулак в картере восьмицилиндрового блока от УРАЛа пожарной части. ГБЦ без дефектов – только дыра в картере. Вес более 100 килограммов, замучаешься вертеть, значит, ремонтировать блок будем снаружи.

Ставим закрывающую стальную пластину 1,5 мм, плотно прижимаем к стенке картера. Не забываем про подготовку поверхности, перед напылением обрабатываем поверхность блока абразивом К-00-04-16 (оксид алюминия). Затем глубокие щели заполняем в режиме «4» составом А-20-11, так как запаса порошка С-01-11 не было, все равно разницы никакой нет, герметичность обеспечена.

Но! Не скупитесь на запас расходных материалов – не всегда такая замена адекватна. Затем, после заполнения глубоких щелей, в режиме «3» положили ровный слой.

Толщина покрытия порядка 1,5-2 мм, не очень эстетично, однако пожарным важна гарантированная с запасом герметичность блока после ремонта, и это справедливо. Итак, израсходовав 250 грамм порошка и потратив 2 часа, блок готов к установке.

mishana1979 › Блог › ДИМЕТ ремонт трещин блока двигателя ремонт гбц


друзья нашел такую вещь в нете. Холодное газодинамическое напыление Алюминий, медь, цинк, никель, олово
Ремонт ГБЦ (устранение дефектов, промоин, прогаров, заполнение межклапанной трещины, трещины привалочной плоскости и пр.)
Ремонт выработки в блоке цилиндров мотоцикла (ремонт поршней силовых цилиндров, выравнивание формы поверхности поршня)
Ремонт корпуса раздаточной коробки
Ремонт посадочных мест подшипников
Ремонт постелей распредвала (повреждение поверхности крышек и постелей в головке блока)
Ремонт ротора генератора (выполнение напыления медных токосъемных контактов)
Ремонт чугунного блока цилиндров (приваривание и герметизация в случае поломки)
Ремонт трещины в чугунном блоке цилиндров (герметизация медным порошком)
Ремонт трещины в алюминиевом поддоне
Цинкование крыла автомобиля (устранение различных дефектных зон — ямочек, каверн, выравнивание поверхности, кроме того, в случае возникновения коррозии крыла – приваривание)
Применение ДИМЕТ

В настоящее время оборудование ДИМЕТ применяется во время выполнения таких работ:

Реставрация дефектных металлических деталей
Герметизация элементов течи жидкостей и газов
Нанесение электропроводящего материала на изделия
Нанесение подслоев на различные основы для пайки
Нанесение антикоррозионного покрытия
Ремонт автомобилей
Специальные применения
Реставрация дефектных металлических деталей

Технология ДИМЕТ направлено на эффективное восстановление дефектных участков металлических изделий. Это возможно благодаря низкому тепловложению, поскольку поверхность напыления не нагревается. В таких условиях устранения дефекта не вызывает деформации детали и любых структурных превращений металла. Оборудование действует на обрабатываемую деталь локализовано, не затрагивая бездефектные участки. Единственное, необходимо учитывать, что такая технология может использоваться только, если отсутствуют высокие требования к твердости и износостойкости покрытия.

С помощью ДИМЕТ сегодня устраняют такие дефекты и повреждения:

Дефекты силуминового, чугунного и стального производственного литья.
Повреждения автомобильных запчастей.
Повреждения деталей, узлов, агрегатов машин и механизмов (восстановление механических поврежденных силуминовых деталей, посадочных мест подшипников, корпусов насосов и др.)
Дефекты литьевых форм для литья, пресс-форм для изготовления пластиковой упаковки, пресс-форм для производства резинотехнических изделий.
Герметизация элементов течи жидкостей и газов

Иногда применение герметизирующих компаундов ограничивается техническими характеристиками емкостей (высокое давление, высокие или низкие рабочие температуры). Минимальная рабочая температура компаундов составляет -30 ºС, а максимальная (для высокотемпературных герметиков) +275 ºС. Тогда эффективно использовать оборудование ДИМЕТ. Имея низкую пористость и газопроницаемость, наносимые покрытия могут применяться для герметизации элементов криогенных систем, систем охлаждения, трубопроводов, теплообменников, различных емкостей и других конструкций. С помощью покрытия, состоящего из меди, цинка и корунда, можно ремонтировать детали, используемые при температуре до 800 ºС. С помощью покрытия, состоящего из алюминия и корунда, можно ремонтировать изделия, рабочая температура которых 500-600 ºС. Это же покрытие используется для нанесения диффузного защитного слоя на детали, рабочая температура которых 800-1200 ºС.

Нанесение электропроводящего материала на изделия

Высокая электропроводность и адгезия алюминиевых и медных покрытий делает их применение эффективным и целесообразным. Покрытие наносят на такие детали:

алюминиевые и стальные детали и изделия (омеднения шин, покрытие поверхностей заземления);
керамические изделия (монтажные платы, фарфоровые изоляторы).
Нанесение подслоев на различные основы для пайки

Покрытия легко наносятся на чугун, алюминий и другие металлы, керамику, стекло, ситаллы. Эти подложки обеспечивают высокую адгезию к основе, поэтому дальше на нее можно наносить слой меди, залуживать его любимы припоями и создавать паяные соединения необходимого назначения.

Нанесение антикоррозионного покрытия

В качестве защиты от низкотемпературной коррозии применяются покрытия на основе алюминия и цинка. С помощью оборудования ДИМЕТ® создаются покрытия, которые полностью отвечают требованиям стандартов ГОСТ 28302-89, ГОСТ 9.304-87 и требованиям других нормативных документов. По стойкости к коррозии данные материалы превосходят лакокрасочные и многие металлические покрытия.

Покрытия применяются для обработки сварных швов, небольших деталей и локальных зон, пораженных коррозией.

В авторемонте оборудование ДИМЕТ пользуется наибольшим спросом, в частности, для ремонта двигателей, кузова и различных запчастей автомобиля.

Восстановление поверхности кузова (на стыках, при наличии дефектов, вмятин).
Антикоррозионная обработка сварных швов, локальных зон кузова (цинкование) и сварных швов, локальных участков выхлопного тракта (алюминирование).
Устранение дефектов в блоке цилиндров (БЦ), устранение дефектов в головке блока цилиндров (ГБЦ) (прогары, коррозионные промоины), реставрация свечной резьбы в ГБЦ.
Устранение дефектов в алюминиевых, чугунных, стальных деталях двигателя, их герметизация (микротечи, небольшие трещины и прочие дефекты в ГБЦ, БЦ, крышках, кожухах, коробке переключения передач и др).
Устранение дефектов в элементах системы автокондиционирования (утечка фреона).
Реставрация посадочных мест подшипников.
Напыление логотипов, номеров, контрольных меток, медных контактных площадок электрооборудования, напыление на чугунных моделях, в литейном производстве и пр.
Устранение промоин на бронзовых поршнях.
Специальные применения

Имея ряд эффективных технологических свойств, метод нанесения покрытий может применяться в специальных условиях:

Треснул блок двигателя: что делать?

Среди поломок ДВС стоит отдельно отметить появление трещин блока цилиндров и головки блока цилиндров. Такие трещины в корпусе двигателя и других составных элементах достаточно распространены. В процессе эксплуатации многие узлы в конструкции ДВС подвергаются серьезным механическим и температурным нагрузкам, которые создают естественный износ силового агрегата. Блок также трескается в результате аварий, стенки блока цилиндров или головки блока цилиндров могут пробиваться деталями двигателя (шатун и т.д.) в результате заклинивания силовой установки.

Читайте в этой статье

Удаление трещин в блоке цилиндров и ГБЦ

Блоки и гловки блоков двигателя состоят из различных металлических сплавов. Существующие сегодня технологии зачастую позволяют восстановить поврежденные элементы. Далее мы рассмотрим способы устранения поломки и ответим на вопрос, как убрать трещины блока цилиндров и отремонтировать трещины ГБЦ. В ряде случаев ремонт трещин можно выполнить своими руками.

Одним из наиболее широко применяемых способов устранения трещин блока цилиндров и ГБЦ является заделывание дефектов силуминовых и чугунных блоков при помощи сварки.

Как найти трещину

Для выявления трещин применяют следующие способы:

  • метод ультразвукового обнаружения;
  • использование магниточувствительного оборудования;
  • метод пневматической опрессовки;
  • поиск трещин посредством гидроконтроля;

На практике обнаружение трещин во многих автосервисах производится посредством закачки в неисправный элемент двигателя воздуха или воды. В случае с воздухом деталь дополнительно погружают в ванну и находят дефекты по пузырькам. Если в элемент закачивается вода, тогда необходимость погружения исключается, так как трещины диагностируют по просачиванию жидкости.

Для определения точных границ трещины с обеих сторон от раскола крепятся пару магнитов, пространство между магнитами засыпается специальными проводящими опилками. Наличие трещины приведет к тому, что линии магнитного поля разорвутся, опилки будут частично группироваться на поверхности раскола. Данный способ позволяет четко выявить трещину блока цилиндров или ГБЦ.

Ремонт трещин при помощи сварки

Необходимо отметить, что устранять расколы нужно в строгом соответствии со всеми рекомендациями. Механические напряжения остаточного типа в зоне шва могут привести к нарушениям его целостности и необходимости повторного ремонта.

Блок из чугуна восстанавливают при помощи засверливания концов трещины и последующей шлифовки всей длины раскола под углом 90 градусов. Засверливать необходимо для того, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Что касается сварки, на начальном этапе блок цилиндров разогревается до 650 градусов по Цельсию. После этого наносится сплошной шов при помощи присадочного чугунно – медного прута и флюса. Завершающим этапом становится постепенное охлаждение детали, для чего требуется специальный термошкаф.

Для того чтобы не прогревать блок, можно воспользоваться электрической сваркой и медными электродами в жестяной обертке. По окончании поверхность полученного шва обезжиривается при помощи ацетона и дополнительно наносится слой эпоксидной пасты специальным шпателем. Эпоксид застывает в течение 24 часов при комнатной температуре и около 2 часов при нагреве до 100 градусов по Цельсию. Завершающим этапом станет шлифовка обработанного шва.

Альтернативные способы

Начнем с того, что незначительные трещины можно также заделать путем использования эпоксидной пасты и стеклоткани. Перед началом работ поверхность металла нужно хорошо обезжирить. Слои пасты и стеклоткани при нанесении чередуются, последним слоем должен являться эпоксид.

Среди наиболее востребованных сегодня технологий стоит также отметить решение под названием SEAL-LOCK. К преимуществам данного способа относят отсутствие необходимости демонтировать двигатель. Способ подходит для восстановления серьезных пробоин или трещин в блоке цилиндров. Также для ремонта не требуется применение сварочного аппарата.

В основе способа лежит заполнение трещины специальной прослойкой из мягкого металла, который в результате надежно скрепляется с поверхностью восстанавливаемой детали.

  1. Трещину локализуют, после чего происходит засверливание краев раскола. Далее поперек трещины насверливают отверстия с установленным технологией шагом. В эти отверстия вставляются стяжки-скобы, которые связывают оба края трещины. Скобы подбираются в соответствии с видом раскола, так как могут иметь различную длину и отличаться по своей форме.
  2. Далее в пространстве между установленных скоб высверливается отверстие, после чего происходит нарезка конусной резьбы при помощи специального метчика. После этого необходимо произвести обработку полученного отверстия составом для устранения окисной пленки. Затем в обработанное резьбовое отверстие с небольшим усилием вкручивается заглушка-конус, материал которой активно контактирует с металлом ремонтируемой детали.
  3. Далее часть заглушки, которая возвышается над плоскостью, нужно немного подпилить, после чего вкручивание осуществляется с большим усилием, которое создается специальным инструментом. Под таким усилием мягкая заглушка сломается в том месте, где ранее был сделан подпил. Выступающие остатки дополнительно шлифуют.
  4. Следующим шагом становится сверление следующего отверстия. Это отверстие сверлят так, чтобы добиться частичного перекрытия предыдущего резьбового отверстия с установленной заглушкой. Процедура ремонта предполагает заполнение заглушками всей трещины.

Расклепывание шва позволяет устранить возможные пустоты, а также ускоряет диффузию материалов заклепок и детали. Результатом станет появление пластичного шва, который имеет прочную связь с поверхностью. Такой шов имеет ряд преимуществ сравнительно со сварным швом:

  • не страдает от температурных перепадов;
  • способен сохранять целостность в условиях работы при высоких температурах;
  • не получает значительного напряжения;

Что касается установки больших латок, которыми можно буквально «заклеить» треснувший блок цилиндров двигателя или головку блока, тогда способ решения по схеме реализации напоминает описанный выше.
Потребуется вырезать и подогнать латку из металла, после чего производится ее установка путем заполнения всего периметра стяжками и конусными заглушками. Последующая проверка готового шва на герметичность осуществляется при помощи опрессовки под давлением около 6 атмосфер.

Как восстанавливают двигатели с помощью сварки

Сварка различных элементов двигателей была очень востребована в эпоху дефицита запчастей и ограничений на свободную замену агрегатов. Однако и сегодня эта операция не потеряла своей значимости и способна вернуть мотор к жизни с того света, когда по тем или иным причинам его необходимо спасти.

Серьезные повреждения блока цилиндров или его головки — это еще не приговор для двигателя. Да, с одной стороны, проще поменять пострадавший элемент. Сейчас не проблема купить, например, новый шорт-блок (блок цилиндров в сборе). Но в некоторых случаях цена такой покупки может быть равна половине текущей стоимости самого автомобиля. Поэтому ремонт элементов двигателя с помощью сварки может стать более выгодным вариантом.

Теория и практика

С помощью сварки возможно успешное лечение трещин, восстановление стенок между цилиндрами и даже заделывание отверстия в блоке, пробитого шатуном. В каждом конкретном случае только сам мастер определяет целесообразность такого сложного ремонта и его стоимость. Ограничением является место и характер повреждения. В одних случаях успешный ремонт невозможен в принципе, а в других — очень высока цена вопроса.

Специфика сварки зависит от материала изготовления деталей. Проще всего работать с алюминиевыми сплавами — температура их плавления невысока, и металл хорошо растекается. Гораздо сложнее дела обстоят с чугуном. Для работы с ним нужны более высокие температуры и оснастка подороже.

Любые сварочные работы — это сильный локальный нагрев детали, в результате которого ее может «повести» (нарушение ее геометрических размеров). Поэтому очень опасно проводить такие мероприятия на моторе, установленном на машине, и без выходных проверок качества. Банальное приваривание какого-нибудь оторванного кронштейна при таком подходе может привести к тому, что поведет ближайший цилиндр, и поршень в нем вообще заклинит. Профессионалы очень часто сталкиваются с негативными последствиями при такой сварке в той или иной степени тяжести. Повторный ремонт гораздо сложнее для самого мастера и дороже для клиента.

Технология качественной сварки предусматривает предварительный нагрев и алюминиевых, и чугунных деталей. Элементы из легких сплавов разогревают примерно до 250ºC, а из тяжелого металла — до 350–400ºC. Можно и больше, если позволяет оборудование и терпение сварщика работать с горячей деталью. При этом последствия сильного локального нагрева сводятся к минимуму. После сварочных работ детали медленно охлаждают.

После любого вида сварки обязательна проверка геометрии деталей, например, диаметров цилиндра по всей высоте и плоскость привалочных поверхностей блока или его головки, а также их опрессовка в ванне с горячей водой. Если какие-то элементы все же повело, то их геометрию восстанавливают до заводских параметров.

Легкие сплавы

Хотя алюминиевые сплавы довольно удобны при сварке, у них есть и свои неприятные особенности, связанные с качеством литья. При работе с одной и той же деталью есть области, в которых металл плавится очень хорошо, а в других он пенится, и всплывает много шлаков и грязи. Специалисты отмечают, что зачастую это не связано с конкретным автопроизводителем.

Сварку по сплавам проводят с использованием специальной алюминиевой проволоки. Трещины вырабатывают до основания и наплавляют сверху новый металл. Крупные отверстия заделывают с помощью заплаток из высококачественного алюминия.

Стоимость работ зависит от конкретного случая, ведь трудоемкость их выполнения всегда разная. Очень сложно определить средний ценник, но можно привести грубые расчеты. Заварка пробоя в стенке между цилиндрами сегодня может стоить от 5 тыс. руб., а ремонт с помощью установки заплатки — от 7–8 тысяч. Наваривание всей привалочной поверхности для восстановления ее плоскости для рядного четырехцилиндрового блока и его головки стоит примерно от 9 тыс. руб. за каждую деталь.

Тяжелый металл

Сварка чугуна требует еще бóльших навыков от мастера. Высокая температура его плавления сильно осложняет работу и грозит тем, что металл может треснуть. Также для этого вида сварки требуется специальная дорогостоящая проволока-присадка.

Часть трещин в чугунных элементах заваривают, но иногда приходится и вырезать пострадавшую область и ставить заплатку. Окончательное решение с методом ремонта определяет сам мастер в зависимости от массы факторов. Заплатку вырезают из толстого листа стали. Дело в том, что при ее вваривании в плоскость возникают внутренние напряжения, которые грозят появлением трещин. Снять их помогает легкая деформация заплатки. Естественно, немного выгнуть без жертв чугунную деталь невозможно, а вот сталь более пластична.

Пробой стенок между цилиндрами в чугунном блоке если и заваривают, то очень редко, так как впоследствии место сварки обрабатывается резцом с большим трудом. Заплатки при таких повреждениях не ставят. Дальнейшее развитие трещин останавливают с помощью сверления отверстий в начале и в конце. Далее такой блок гильзуют по особой технологии с использованием герметика.

Наваривание привалочных поверхностей чугунных блоков и головок делают по аналогии с алюминиевыми элементами. Цена работы такая же. А вот установка заплатки обойдется дороже, так как при сварке используется дорогая присадка.

Бытует мнение, что сварка — это крайне сомнительный способ ремонта деталей двигателя с непредсказуемым результатом в плане дальнейшего ресурса и общей надежности агрегата. Но при должной квалификации мастера восстановленная конструкция прослужит не меньше, чем ее заводское исполнение и за доказательствами не надо далеко ходить. Сегодня к такой услуге прибегают многие представители автоспорта, а также владельцы ретроавтомобилей или целых музеев. В первом случае надежность сварочных работ подтверждена в суровых гоночных условиях, а во втором — высокими и уникальными требованиями, предъявляемыми специфическим заказчиком.

Благодарим ООО «ИНОМОТОР» за помощь в подготовке материала.

Фото: из архива компании «ИНОМОТОР» и журнала «За рулем»

Голово-ломка

Возможно, что с проблемой ремонта головки блока цилиндров или ГБЦ вы никогда не столкнетесь. Но если неприятность все же случилась, не стоит проводить ремонт ГБЦ кустарными методами. Современное оборудование и технологии могут спасти головки, которые гаражные мастера спишут в утиль.

Самые распространенные причины, по которым приходится ремонтировать «голову», – ее коробление в результате перегрева, прогар клапанов, «встреча» клапанов и поршней, срыв резьбы свечи. Иногда виновником является заводской брак (например, внутренние раковины).

После снятия головки проводится микрометрирование с целью выявления дефектов и определения объема необходимых работ. При этом проверяется нижняя плоскость ГБЦ, износ опор распредвала, седел, стержней клапанов и направляющих втулок.

Наличие трещин, в том числе и внутренних, позволяет выявить опрессовка давлением. Визуальное обследование не дает гарантии выявления трещин. Во-первых, они могут быть столь малы, что не будут видны невооруженным взглядом. Во-вторых, они могут скрываться во внутренних полостях. И, в-третьих, трещина может быть не видна при обычной температуре, а «раскрываться» только при нагреве. Опрессовка же на специальной установке помогает найти дефект во всех описанных случаях.

Перед проведением проверки привалочная плоскость ГБЦ герметизируется, а в полости устанавливаются заглушки. Одна из заглушек имеет штуцер, через который в проверяемую полость под давлением подается воздух. ГБЦ погружается в емкость с подогретой до рабочей температуры (70-80 градусов) водой. Таким образом, имеющиеся трещины «раскрываются». Наличие дефектов определяется визуально по пузырькам воздуха. Установка позволяет поворачивать головку вокруг своей оси для удобства исследования.

Специализированные станки позволяют выполнить любую операцию по ремонту ГБЦ быстро и качественно. На координатно–расточном станке восстанавливают постель распредвала.

Для снятия и установки клапанов существует отдельный станок с наборами съемников, захватами для сухарей и т.п. При этом ГБЦ опирается на упругую плоскость, которая исключает повреждение стержня клапана.

Ремонт ГБЦ у кустарей

Клапан снимают ручным приспособлением, которое требует большого усилия. При этом сухари разлетаются по всему помещению, а если пережать, то можно и клапан согнуть.

Для замены направляющих втулок клапанов самая продвинутая «гаражная» технология предлагает нагревать головку с помощью электроплитки, направляющую охладить в морозильнике, и перед установкой смазать моторным маслом. Собственно установка производится с помощью молотка и оправки.

Но некоторые «мастера» действуют еще проще. Зачем утруждать себя нагревом и охлаждением? Если головка алюминиевая, а молоток тяжелый, то направляющая и так войдет! Правда, разбитое отверстие будет пропускать масло, а направляющая может стать криво по отношению к седлу… Но откуда такие премудрости известны большинству современных клиентов, для которых подкапотное пространство – темный лес?

В профессиональном же сервисе ГБЦ равномерно подогревают (например, в термошкафу), после чего выпрессовывают старые втулки, а новые, охлажденные в жидком азоте, становятся на их место практически без усилия и перекоса. После запрессовки внутреннюю поверхность втулок разворачивают до нужного размера. Для этого используются развертки. Однако более высокое качество обеспечивает опять же специальный станок.

Если в головке просажены седла или изношены опоры распредвала, «кустари» приговаривают ее к замене. Зачем возиться, клиент ведь платит! Специализированный же сервис имеет оборудование, которое позволяет восстанавливать седла и растачивать их посадочные отверстия, ремонтировать отверстия под гидротолкатели, высверливать шпильки.

Как ремонтируют седла «по старинке»? Вначале их обрабатывают вручную разными фрезами (шарошками), а затем опять же вручную притирают клапана. Самый простой способ – берется притирочная паста, на стержень клапана надевается резиновый шланг и руками, руками, подобно тому, как древние люди добывали огонь.

Правда, существует и специальное приспособление, но, опять же ручное. Работа очень трудоемкая, а, главное, не гарантирующая качественного результата, ведь все делается «на глазок». Плотность прилегания клапанов к седлам проверяют, заливая во впускной и выпускной коллекторы керосин. Если появились протечки – начинай все заново: рассухаривай клапана, притирай…

Ремонт ГБЦ у специалистов

Режущая головка станка одновременно обрабатывает все три фаски седла с высокой точностью, после чего не требуется притирка клапанов. Герметичность проверяют на вакуумной установке, при этом не нужно устанавливать пружины и сухари. В ней клапан «присасывается» к седлу разряжением. Если обработка сделана качественно, клапан удерживается в седле атмосферным давлением. А после этого уже можно производить окончательную сборку.

Отдельный вопрос – устранение трещин алюминиевых ГБЦ. Чаще всего страдают головки дизельных двигателей, так как они испытывают большие нагрузки при работе по сравнению с бензиновыми моторами.

Причем чугунные головки в силу меньшей пластичности повреждаются гораздо чаще алюминиевых. Трещины возникают, как правило, в местах наибольшего перепада температур, как-то: между седлами клапанов, возле форкамеры.

В бензиновых моторах головка страдает, в основном, из-за перегрева. С течением времени появившиеся трещины увеличиваются в размерах, снижая прочность ГБЦ. В результате ослабляется посадка запрессованных в нее деталей – седел и направляющих клапанов.

Еще худшие последствия наступают, когда трещина нарушает герметичность проходящих в ней каналов смазки или охлаждения. Падает компрессия, двигатель работает неустойчиво. Охлаждающая жидкость, попадая в цилиндр, смывает смазку с его стенок, а стекая в картер, смешивается с маслом, ухудшая его свойства. Износ двигателя при этом существенно возрастает.

Производители автомобилей не предусматривают ремонта в таких случаях. Наши же СТО предлагают услуги по заварке трещин по собственным методикам с помощью аргонно-дуговой сварки.

Перед сваркой головку равномерно нагревают. Затем сварщик устраняет дефект стенки и наплавляет материал «с запасом». Далее механической обработкой восстанавливается геометрия головки.

Существует мнение, в том числе и в среде специалистов, что заварка трещин применима лишь в случае подготовки автомобиля на продажу. Если же делать ремонт ГБЦ «для себя» – лучше заменить головку. В любом случае поинтересуйтесь длительностью гарантии и оборудованием, которым располагает мастерская.

Ссылка на основную публикацию