Схема цветомузыки светофор

ЦВЕТОМУЗЫКА

В этой статье мы поговорим о цветомузыке. Наверное, у каждого начинающего радиолюбителя, да и не только, в своё время возникало желание собрать цветомузыку. Что это такое, думаю, известно всем — говоря проще, это создание визуальных эффектов, изменяющихся в такт музыке.

Та часть цветомузыки, которая излучает свет, может быть выполнена на мощных лампах, например в концертной установке, в случае если цветомузыка нужна для домашних дискотек, её можно сделать на обычных лампах накаливания 220 вольт, а если цветомузыка планируется, например, как моддинг компьютера, для повседневного использования, её можно выполнить на светодиодах.

Светодиодная лента для ЦМУ

В последнее время, с появлением в продаже светодиодных лент, находят все большее применение цветомузыкальные приставки с использованием таких led-лент. В любом случае, для сборки Цвето Музыкальных Установок (ЦМУ сокращенно) требуется источник сигнала, в роли его может выступать микрофон с собранными несколькими каскадами усилителя.

Схема микрофона с усилителем

Также сигнал может браться с линейного выхода устройства, звуковой карты компьютера, с выхода mp3 плейера и т. д., в этом случае также потребуется усилитель, например два каскада на транзисторах, я для этой цели воспользовался транзисторами КТ3102. Схема предусилителя изображена на следующем рисунке:

Далее приведена схема одноканальной цветомузыки с фильтром, работающей совместно с предусилителем (выше). В этой схеме светодиод мигает под басы (низкие частоты). Для согласования уровня сигнала в схеме цветомузыки предусмотрен переменный резистор R6.

Цветомузыка светодиод мигает под басы

Существуют и более простые схемы цветомузыки, которые может собрать любой начинающий, на 1 транзисторе, к тому же не нуждающиеся в предусилителе, одна из таких схем изображена на картинке ниже:

Цветомузыка на транзисторе

Схема распайки выводов штекера Джек 3.5 приведена на следующем рисунке:

Если по каким-то причинам нет возможности собрать предварительный усилитель на транзисторах, можно заменить его трансформатором, включённым как повышающий. Такой трансформатор должен выдавать напряжения на обмотках 220/5 Вольт. Обмотка трансформатора с меньшим количеством витков подключается в источнике звука, например, магнитоле, параллельно динамику, усилитель при этом должен выдавать мощность как минимум 3-5 ватт. Обмотка с большим количеством витков подключается ко входу цветомузыки.

Подключение трансформатора на звук

Разумеется, цветомузыка бывает не только одноканальной, она может быть 3, 5 и более многоканальной, когда каждый светодиод или лампа накаливания мигает при воспроизведении частот своего диапазона. При этом диапазон частот задается путем использования фильтров. В следующей схеме, трехканальной цветомузыки (которую сам недавно собирал) в качестве фильтров стоят конденсаторы:

Если мы захотели использовать в последней схеме не отдельные светодиоды, а светодиодную ленту, то в схеме следует убрать токоограничивающие резисторы R1, R2, R3. Если лента или светодиод используется RGB, то должна быть выполнена с общим анодом. Если планируется подключать светодиодные ленты большой длины, то для управления лентой следует применить мощные транзисторы, установленные на радиаторы.

Транзисторы на радиаторе

Так как светодиодные ленты рассчитаны на питание 12 Вольт, соответственно и питание в схеме нам следует поднять до 12 Вольт, причем питание должно быть стабилизированным.

Тиристоры в цветомузыке

До сих пор в статье рассказывалось только про цветомузыкальные устройства на светодиодах. Если возникнет надобность собрать ЦМУ на лампах накаливания, тогда для управления яркостью ламп нужно будет применить тиристоры. Что такое вообще тиристор? Это трехэлектродный полупроводниковый прибор, который соответственно имеет Анод, Катод и Управляющий электрод.

На рисунке выше изображен советский тиристор КУ202. Тиристоры, в случае, если планируется использовать с мощной нагрузкой, также необходимо крепить на теплоотвод (радиатор). Как мы видим на рисунке, тиристор имеет резьбу с гайкой и крепится аналогично мощным диодам. Современные импортные просто снабжены фланцем с отверстием.

Схема цветомузыки на тиристорах

Одна из подобных схем на тиристорах приведена выше. Это схема трехканальной цветомузыки с повышающим трансформатором на входе. В случае подбора аналогов тиристоров, следует смотреть на максимальное допустимое напряжение тиристоров, в нашем случае у КУ202Н — это 400 вольт.

Цветомузыка на тиристорах 2

На рисунке приведена подобная схема цветомузыки приведенной выше, главное отличие в нижней схеме — отсутствует диодный мост. Также цветомузыку на светодиодах можно встроить в системный блок. Мной была собрана такая трехканальная цветомузыка с предусилителем в корпусе от сидирома. При этом сигнал брался со звуковой карты компьютера с помощью делителя сигнала, в выходы которого подключались активная акустика и цветомузыка. Предусмотрена регулировка уровня сигнала, как общего, так и отдельно по каналам. Запитывались предусилитель и цветомузыка от разъема Молекс 12 Вольт (желтый и черный провода). Схемы предусилителя и трехканальной цветомузыки по которым собирались приведены выше. Существуют и другие схемы цветомузыки на светодиодах, например эта, также трехканальная:

Цветомузыка на 3 светодиодах — схема

В этой схеме, в отличие от той, что собирал я, используется в канале средних частот индуктивность. Для тех, кто захочет сперва собрать что-нибудь попроще, привожу следующую схему на 2 канала:

Цветомузыка 2 канала LED

Если собирать цветомузыку на лампах, то придется использовать использовать светофильтры, которые могут быть в свою очередь, как самодельными так и покупными. На рисунке ниже изображены светофильтры, которые есть в продаже:

Светофильтры для ЦМУ

Некоторые любители цветомузыкальных эффектов собирают устройства на основе микроконтроллеров. Ниже приведена схема четырехканальной цветомузыки на МК AVR tiny 15:

Цветомузыка на tiny 15

Микроконтроллер Тiny 15 в этой схеме можно заменить на tiny 13V, tiny 25V. И под конец обзора от себя хочу сказать, что цветомузыка на лампах проигрывает по зрелищности цветомузыке на LED, так как лампы более инерционные, чем светодиоды. А для самостоятельного повторения можно рекомендовать вот такую цветомузыкальную приставку.

Holman › Блог › Давно забытое… ЦВЕТОМУЗЫКА

Прежде, чем начать рассказ, поясню:
-Речь о Томске, Томской области и частично(я ведь там не жил, только по словам знакомых!) Кемерово и Новосибирске
Как было в других городах я не знаю, но судя по рассказам это было почти также как и у нас

И опять о “староглиняных” временах, временах жесточайшего дефицита, голода, “железного занавеса” и беспредела КГБ, время, когда “не было секса” — времена моего детства и юности в лучшей в мире стране(которую мы продали за тряпки и жвачку), СССР.
Сейчас мало кто вспомнит тот ажиотаж, который внесло в нашу жизнь почти незнакомое современной молодёжи слово- “ЦВЕТОМУЗЫКА”…

А ведь когда-то давным давно не иметь хотя бы простейшей цветомузыкальной установки было почти “моветоном”.
“Эпоха” цветомузыки началась году в семидесятом и на мой взгляд связана с расцветом ГЛАВНОГО СТИЛЯ нашей молодости- “ДИСКО”
ru.wikipedia.org/wiki/Диско
А как же рок н ролл и “металл”? А “шансон”(или “блатняк”, как это тогда называлось?)

Да, не спорю, было и это, но именно стиль “ДИСКО” в те времена был пожалуй, самым главным.
А как же “Патриотические” песни?
Да, разумеется, цензура была жёсткая и в репертуара Советских ВИА
( ru.wikipedia.org/wiki/Вок…инструментальный_ансамбль ) обязательно были патриотические песни.

И не все из них были такими уж “идеологизированными”.
Ну разве не берёт за душу насквозь патриотическая песня ВИА “Земляне “Трава у дома”
или песня “За того парня”(согласен, это не ВИА, но показательно, на мой взгляд).
Да, под многие из них не попляшешь с тогда ещё такой молодой и свеженькой как весенний цветок девчоночкой в коротеньком платье “Сафари”, но разве ценность музыки определяется именно этим?

Но ладно, это пожалуй, тема отдельной статьи.
Вернёмся к цветомузыке.
Как уже писал выше, цветомузыкальные установки были принадлежностью не только любого, даже небольшого сельского клуба, но и неотъемлемой частью почти каждой советской квартиры(по крайней мере, в Томске)

Знакомство большинства жителей СССР с цветомузыкой началось пожалуй, после выхода в 1966 году радиолы ( savok.name/209-radio.html ) “ГАММА” оснащённой цветомузыкальной установкой на…
МАГНИТНЫХ УСИЛИТЕЛЯХ!

Радиола эта была не особо распространена(да и качество её было ниже скажем, радиол Ригонда), но тем не менее, я к примеру впервые увидел меняющиеся в такт музыке сполохи разноцветных огней именно в этой радиоле.

Ну а после выхода фильма “Экипаж ” в 1979 году (так, к слову, одного из лучших Советских фильмов) и знаменитой постельной сцены среди сполохов цветомузыки, популярность цветомузыки просто зашкалила!

Правда(опять уйду от темы) “саундтрек”, играющий в комнате главного героя на наш тогдашний взгляд немного подкачал(если бы вы знали, сколько было у нас на эту тему обсуждений!)
Лётчик гражданской авиации, летающий на “Запад” скорее всего охмурял бы своих девчонок песней Love you Till I Die www.audiopoisk.com/track/…/mp3/love-you-till-i-die/ (да, да, той самой, Вы не ошиблись, из “Пиратов XX века, играющей во время того, как наши матросы плыли захватывать пиратский корабль ) или разбитным Night Flight To Venus Bone-M (www.audiopoisk.com/?q=Night%20Flight%20To%20Venus )или вообще, The Wall или творениями Дидье Маруани или Жан Мишель Жарра).

Если бы Вы знали, как переливались огни цветомузыки на молодом, упругом теле молоденькой девчонки!
Комната освещена только прожекторами или экраном цветомузыки, приглушённая музыка и в твоих руках тает от наслаждения самая лучшая на свете девчонка!
Мы не можем уснуть до утра и оторваться друг от друга нас заставляет только закончившаяся магнитофонная лента…

Первой моей конструкцией(а я был заядлый радиолюбитель) стала простенькая ЦМУ(цветомузыкальная установка) собранная на базе какого-то радиоконструктора, купленного мне мамой.
Было мне наверное, лет 10.

Схема была самой простой RC фильтры и лампочки, без всяких транзисторных и тиристорных ключей.
Разумеется, такая ЦМУ подключалась прямо на выход магнитофона или радиолы и работала только на большой громкости.

Потом была ЦМУ на транзисторах(разумеется, подключенная на линейный выход магнитофона)
Экран был собран…
ИЗ КОРОБОЧЕК ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ !
(были такие прозрачные рифлёные коробочки, с крышкой, стоили копеек 40 по-моему).
Это не она, но что-то похожее

Было этих коробочек штук 20(по 5 на каждый из четырёх каналов ( один канал фоновый, включающийся при отсутствии музыки)
Не буду описывать процесс изготовления “экрана” это длинно и никому сейчас неинтересно.

К этой ЦМУ у меня было небольшое “дополнение”
Гипсовая голова чёрта(был такой в то время “бизнес”- продавать гипсовые настенные барельефы и маски), мигавшая разноцветными огнями в глазах.
Работала она от гальванометра, подключенного на линейный выход магнитофона
Стрелка замыкала контакты транзисторного ключа
— В общем, глаза чёрта мигали в основном только “на басах”.

Потом была ЦМУ “Прометей”(был такой конструктор)

и ЦМУ Спектр -11

У знакомых удалось “пощупать” и ЦМУ “Дельта”, “Весёлка”, “Ореол”

Ну а вершиной долгое время являлась аналогово-цифровая ЦМУ, собранная примерно по такой схеме(но её я так и не собрал, хотя печатная плата была готова — это было уже после моей срочной службы в Армии и понимания того, что я совсем не радиолюбитель(но об этом как нибудь, в другой раз)).

Немного о “визуализации” и некоторых “нюансах”
Экраны были разные, например, один мой знакомый собрал “экран” из 1000 микролампочек СМ
www.rezonance.ru/news/tehinfo/232.html, нашитых на ковёр(адский труд, если честно!)
У другого была ЦМУ на газоразрядных неоновых трубках(СИЛЬНАЯ ШТУКА- ведь напряжение зажигания трубки 7500 вольт!), в общем, тиристоры управляли высоковольтными трансформаторами.

Видел и кусок стекла, в виде “хрустальной горки”(специально выдували на стекольном заводе) с вмонтированным лампами.
Естественно, банальные прожектора, часто из автомобильных фар.
Самым “писком” были жутко дефицитные световоды

Как красили в разные цвета?
Обычно цапонлаком, пастой из шариковых ручек а для прожекторов правдой неправдой доставали цветную прозрачную плёнку или архидефицитное цветное оргстекло.
Красили и гуашью и акварельной и масляной краской, но она обычно быстро обгорала.

Почему не делали на светодиодах?
Да не было их практически тогда.
Ал307 и Ал102, вот и всё пожалуй, но они были дефицитны.
Попадалась мне у одного знакомого ЦМУ на светодиодах Ал307, но он искал и обменивал почти год!

Ну и о самом на мой взгляд интересном:
-Как доставали радиодетали, те же миниатюрные лампы, цапонлак и оргстекло.
Купить это было практически невозможно!

Менялись, тащили с производства
Вот только не надо сейчас о “ВСЕОБЩЕМ ВОРОВСТВЕ” в СССР!
ДА, ТАЩИЛИ С ЗАВОДА, но это было обыденностью
-Дома когда ты берёшь из холодильника кусок колбасы, ты же не воруешь.
Сложно это объяснить сейчас, когда как говорил классик “Средства производства нам не принадлежат”, но родной завод был ДОМОМ!

Взял на работе ту же лампочку — принесёшь в лабораторию новые занавески или банку краски
-Твоё рабочее место-ТВОЙ ДОМ, возможно, до самой смерти!
А дома ведь гадить не принято?

Но было и воровство, что уж понтоваться!
Самой дефицитной частью цветомузыки были высоковольтные тиристоры Ку-202Н и “М” (тогда ведь не было высоковольтных IGBT транзисторов точнее, они только стали появляться).

Эти тиристоры(или тринисторы, как их сейчас называют) позволяли коммутировать обычные лампы 220В
Вот Ку 202И было “валом”, только они никому не были нужны.

У меня и моего кента Ку 202М было много.
Нет, на военном заводе, где мы проходили практику их не было, мы достали их…
Пожалуй, промолчу…
-Изучали мы как-то в технаре свойства тиристоров…
Прости меня, Боже!

1987 июль месяц…
Дембель задержан командующим ЗабВО до особого приказа, но особо отличившихся можно уволить начиная с 1 июля(приказ вышел если мне не изменяет память 2 июля 1987)
Мы покупаем для начштаба нашего 348 ВСО ЦМУ “Прометей”
Я сижу с паяльником…

Дарим начштаба, но он просит починить цветомузыку с прожекторами, подаренную ему 2 года назад дембелями…
Что уж проще мужику, до Армии, ремонтировавшему на ТНХК сложнейшее импортное электронное оборудование?

Но тут “ЗАСАДА”! — в одном канале сгорел пресловутый тиристор Ку202М!
Блин, знали бы Вы, какие поиски мы развернули!
Подняли на уши всех знакомых в Чите!
Не нашли, а время поджимало!

Я соединяю 2 канала(ЦМУ 4 канальная) в параллель.
3 “пузыря” коньяка(как уже писал, в Чите коньяк по 13 рублей 80 копеек был всегда, несмотря на запреты навеки проклятого “Мишки Меченого”) и мы в гостях у майора.

Что-то из репертуара Бони-М(по-моему), сполохи разноцветных огней на стенах, радуга на экране “Прометея”…
-Как-то странно мигают прожектора, вроде одновременно.
-Задумчиво протягивает майор…
Нет, товарищ майор, это музыка у Вас такая!
Говорим мы втроём одновременно…
Да. пожалуй…
-Задумчиво глядя на прожектора говорит майор…

Наутро мы получили военные билеты, …
7 июля 1987 я вернулся домой, к разбитому корыту…
Но это к делу не относится.

Как-то мои молодые коллеги затащили меня в ночной клуб “Абсент”.
Пить я уже не мог, но репертуар в этом клубе был из времён моей молодости и даже цветомузыка была как когда-то, давным давно.
Но что-то меня “не вкатило”(может потому, что я был трезвый?)

И всё таки так порой хочется пройти вечерком по моей старой Тверской, увидеть разноцветные блики в окнах ЖАКТовских домов, пляшущих в такт с музыкой моей молодости…
Пройти по скрипящим ступенькам на второй этаж своего дома, тихонько открыть дверь(чтоб не разбудить бабулю и маму), зайти в свою комнату и тихонько включить музыку в наушниках ТДС-49 и под сполохи цветомузыки погрузиться в мир грёз.

Вот только мама опять проснулась и зашла в комнату…
ничего не говорит, только смотрит на меня
-Мам, да всё нормально, просто загулялись с Лариской!
Но это нереально…

Так что заменой будет AIMP PLAYER на ПК или “ноуте” и старые, забытые мелодии…
Странно.
Вроде у меня свой дом, могу в принципе, смонтировать или купить любую ЦМУ, но не особо хочется…
Видимо это ушедший в прошлое пласт культуры.

Ссылка на основную публикацию