Сколько категорий дорог существует

Сколько категорий дорог существует

ГОСТ Р 52398-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Основные параметры и требования

Classification of automobile roads. General parameters and requirements

ОКС 93.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО “Инжинирингинвест”

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 “Дорожное хозяйство”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее – автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

– автомагистраль,

– скоростная дорога,

– дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу “автомагистраль” относят автомобильные дороги:

– имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

– не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу “скоростная дорога” относят автомобильные дороги:

– имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

– не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу “дороги обычного типа” относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам “автомагистраль” и “скоростная дорога”:

– имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

– доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V – 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

– количества и ширины полос движения;

– наличия центральной разделительной полосы;

– типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дороги

Катего- рия автомо- бильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движе- ния,
м

Центральная раздели- тельная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ
на дорогу
с примыкания в одном уровне

Какие существуют категории дорог

Основными определяющими факторами при строительстве автодорог являются интенсивность движения транспортных средств, скоростной режим и осевая нагрузка. В зависимости от этого проектируется ширина и дорожная одежда. Категории дорог устанавливаются по совокупности следующих показателей: фактическая и приведенная интенсивность движения, количество полос, скорость движения, ширина полосы, ширина разделительной полосы, ширина укрепительной краевой полосы, ширина земляного полотна, максимальный продольный уклон, радиус кривой в повороте. Основные категории дорог в РФ – I, II, III, IV, V.

I и II категории автомобильных дорог присваиваются участкам с капитальным типом покрытия, к которым относятся различные дороги, имеющие от одной до нескольких полос в каждом направлении. Они рассчитаны на скорость до 120 км/ч (1а – до 150 км/ч), по ним могут двигаться автомобили с осевой нагрузкой до 10 т, у них широкие полосы (3,75м), максимальные уклоны ограничены 3-4%, радиусы поворотов до 1200 м.

Широкие обочины и разделительные полосы (только для I категории дорог) обеспечивают безопасность и необходимую пропускную способность. Содержание автомобильных дорог этой категории включает широкий комплекс работ, в частности, для I и II категории дорог производят уборку снега, чистку обледенения, так как движение по ним осуществляется круглый год.

Для дорог III категории, где меньшая интенсивность движения, обустраивается облегченное улучшенное покрытие. На них допускается ширина полос до 3,5 м и радиусов поворотов – 600 м, их максимальный уклон может достигать 5%. Но при этом по участкам III категории могут двигаться автомобили с осевой нагрузкой до 10 т. Расчетный скоростной режим на них – не более 100 км/ч, количество полос движения в каждую сторону – не больше двух.

К IV категории относят дороги с твердым покрытием, но оно может не иметь улучшений (покрытие из гравия, булыжника). Ширина полос движения на них не более 3 м, максимум продольных уклонов может достигать 6%, минимальный радиус поворота 250м. Максимальная осевая нагрузка – 6 т, зимой их должны очищать, но на покрытии можно оставлять слой льда и снега.

Если дороги не имеют улучшенного покрытия, в весенний период на них может вводиться ограничение на движение машин определенной грузоподъемности. Причина этого лежит в том, что весной из-за большого увлажнения дорожного полотна уменьшается его опорная способность, и под действием определенной осевой нагрузки может произойти деформация дорожной одежды. Если же ограничение не вводится, то весной по таким дорогам следует передвигаться осторожно, с учетом того, что из-за возникающих нервностей и трещин может постоянно меняться трение качения, что усложняет управление машиной.

К V категории относят дороги, не обладающие твердым покрытием (проложенные по обычному грунту). Для повышения устойчивости верхнего слоя их поверхность иногда обрабатывается специальными связывающими добавками. В период распутицы или во время обильных снегопадов по ним допускается прекращение движения. Они имеют, как правило, всего одну полосу движения, расчетная скорость на них не превышает 60 км/час.

Типы автомобильных дорог и трасс

Для пассажира, не умеющего водить, карта с пометками дорог выглядит как загадочная зашифрованная карта сокровищ со своими метками и кодовыми словами.

Опытные водители без проблем в ней разбираются и бравируют связанными с этим понятиями и мнениями. Каждая дорога ведёт куда-то, и это один из способов их классификации.

Европейские маршруты (Е)

Выделяют европейские маршруты, входящие в часть общеевропейской транспортной сети. Такие дороги имеют пометку Е (Е95, Е20, Е105) и нередко включают части дорог федерального значения. Они могут проходить через множество стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, страны Скандинавии и даже Россию.

Азиатские маршруты (АН)

Еще одним пример такой глобальной сети в России являются азиатские маршруты, которые входят в азиатскую систему и имеют знак АН (АН1, АН5, АН31). Они также проходят через много стран, включая Россию, Монголию, Китай, Казахстан и другие.

Трассы России: коды, названия и маркеры

Помимо вышеперечисленных трасс, существуют автомагистрали федерального и регионального значения. Их финансирование совершается за счет государственного бюджета или бюджета субъекта федерации соответственно. Кроме них есть также межмуниципальные, дороги местного значения и частные.

Возможно, вы замечали, что дороги имеют свою особую пометку на карте. Идентификационные номера всегда идут с какой-то из букв российского алфавита. Разберемся в этом подробнее.

М – маркер для автомагистралей федерального значения, исходящих из Москвы и ведущих к другим субъектам страны. Во времена Совесткого Союза некоторые из этих трасс вели в столицы других республик. Самые известные федеральные трассы России – М4 “Дон” (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск), М1 «Беларусь» (Москва – Вязьма – Смоленск – граница с Белоруссией), М7 «Волга» (Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Набережные Челны – Уфа/Пермь) и другие.

Р – маркер для дорог между административными центрами (Р176 “Вятка”, Р254 «Иртыш», Р6 «Сарапульский тракт»).

А – региональные или федеральные дороги, которые, как правило, ведут от административных центров к крупным транспортным развязкам, аэропортам, вокзалам или границам с другими странами (А181 «Скандинавия», А155 «Военно-Сухумская дорога», А105).

К – дороги регионального масштаба.

Н – межмуниципальные дороги, как правило, короткие.

Классы дорог и трасс

Также существует классификация дорог по классам. Выделяют три основных группы: автомагистрали, скоростные дороги и нескоростные дороги.

  • Автомагистрали – это многополосные дороги с разделительной полосой, не пересекаемые другими транспортными путями. Доступ к ним осуществляется через перекрестки, расположенные не ближе, чем 5 км друг от друга.
  • Скоростные дороги также многополосные, с разделительной полосой и без пересечений. Дорожные же перекрестки расположены минимум в 3 км друг от друга.
  • Обычные дороги имеют единую проезжую часть с разными допустимыми расстояниями перекрестков. В зависимости от ширины дороги они могут располагаться минимум в 600, 100 и 50 метров друг от друга.

Обычные нескоростные дороги могут иметь разное количество полос – обычно от 1 до 4, но возможно и больше. Соответственно, по этому количеству определяется её категория. Однополосные дороги относят к V категории, дороги в две полосы бывают двух категорий – IV с шириной полосы в 3 м и III с шириной в 3,5 м. Во вторую категорию относят дороги в 2 или 3 полосы с 3,75 м шириной либо в четыре полосы шириной в 3,5 м. В первую категории находятся дороги в 4 и более полосы, каждая из которых шириной в 3,75 м.

Пятую категорию можно встретить среди узких кварталов, где напряженного трафика нет, и две машины могут с лёгкостью избежать столкновения, ведь эти дороги короткие и скорость на них ограничена. Категории с четвертой по вторую характерны для городских дорог. Трафик на таких дорогах достаточно интенсивен для выделения дополнительной полосы или даже двоих. Ну и последняя категория чаще всего встречается среди объездных дорог, на них допустимо отсутствие разделительной полосы.

Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

Стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

ГОСТ Р 52398-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Основные параметры и требования

Classification of automobile roads. General parameters and requirements

Дата введения – 2006-05-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее – автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

– дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

– имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

– не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

– имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

– не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

– имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

– доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V – 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

– количества и ширины полос движения;

– наличия центральной разделительной полосы;

– типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

– условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Категория автомобильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движения, м

Центральная разделительная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги – это важнейшая составляющая часть экономического уровня и социального положения любого государства. Степень развития практически всех сфер производства и промышленности страны напрямую зависит от того, в каком состоянии находится покрытие дорог.

Существует перечень определенных требований, которые предъявляются автомобильным дорогам, и те из них, которые максимально полно соответствуют этим требованиям, дают возможность «принимать» потоки транспорта любой величины и наполненности и тем самым осуществлять перевозку грузов и пассажиров в различных направлениях – в рамках района, региона, страны и на уровне международного сообщения.

Особенности категорий автомобильных дорог

Если рассматривать все страны мира в целом, то виды и категории автомобильных дорог, существующих в мире, очень разнообразны, однако их все можно «подогнать» под следующие параметры:

  • маршруты европейского значения (литерное обозначение «Е»);
  • дороги федерального назначения («М»);
  • автомобильные дороги межмуниципального значения («Р»);
  • автодороги регионального значения («А»);
  • прочие дороги, в частности местной подчиненности («Н»).

Автомобильные дороги также классифицируются по следующим признакам:

  • количеству полос движения и ширины полос;
  • принципу и виду пересечения с прочими дорогами;
  • наличию на дорожной плоскости разделительной полосы.

Что касается полос, в том числе разделительной, то это также служит основанием для деления дорог на категории. Количество полос говорит о том, что дорога является действующей, сколько на ней поворотов, как осуществляется светофорное регулирование, сколько раз она пересекается с другими дорогами, есть ли кольцевые пересечения и так далее.

Принципы классификации автомобильных дорог

Все автодороги классифицируются на том основании, каким образом по ним осуществляется движение и насколько обеспечен доступ к ним. С этой позиции они делятся на три класса:

  • обычная дорога;
  • дорога скоростного типа;
  • автомобильная магистраль.

Такая классификация автомобильных дорог имеет подклассы, то есть каждый класс дорог, в свою очередь, также делится на виды, соответствующие географическому фактору:

  • дороги международного сообщения;
  • дороги национальные;
  • дороги регионального уровня;
  • территориальные дороги;
  • дороги областного сообщения;
  • районные дороги.

Все вышеперечисленное – это, по сути, самое общее деление дорог на группы, классы и категории. На самом деле все несколько сложнее. Существуют ГОСТы и таблицы, куда занесены все данные о классификации, видах, категориях и разновидностях дорог. На самом деле у каждой страны эти данные несколько отличаются, например на Украине дороги делятся на 4 категории, а в России их 5. Классификация может дополняться и уточняться в зависимости от множества особенностей автодорог. По большому счету, наличие разницы в классификации и делении на виды и категории у разных государств – явление закономерное. Это кроме прочего связано с тем фактом, что автодороги развитых стран мира, таких как, например, США, вряд ли можно сравнить с автодорогами стран с переходной экономикой или развивающихся.

Необходимость проведения ремонтных работ на дорогах

Учитывая важность автодорог и их неоспоримое стратегическое значения для государства любой степени развития, их строительство, как и ремонт, играют важнейшую роль для грузоперевозок и перевозок людей. Своевременность ремонтных работ, а также уровень их качества – важнейший фактор, которым категорически нельзя пренебрегать. Средства для ремонта и строительства автодорог, как правило, выделяются из бюджетов местного, областного и государственного уровня – здесь имеют значение также виды и классификация автомобильных дорог.

Однако, несмотря на подчинение и нюансы финансового порядка, все работы, связанные со строительством и ремонтом, должны выполняться вовремя и на высочайшем уровне. Причина понятна – от качества зависит все, в том числе и жизни людей. Грузоперевозки и пассажирские перевозки должны осуществляться максимально эффективно, в полном соответствии с требованиями логистики, и качество и наличие дорог в этом смысле – дело первостепенной важности. Кроме того, не стоит забывать и том, насколько длительным является срок эксплуатации дороги. Этот фактор связан с качеством дорожного покрытия.

В наше время существует тенденция к увеличению потока транспортных средств разного назначения. Скорость транспорта и его грузоподъемность возрастают постоянно, что влечет за собой обязательные и весьма значительные изменения в автодорожной сети. В рамках этих изменений – не только восстановительно-ремонтные работы и строительство новых магистралей, трасс и дорог, но и совершенствование все конструкций покрытий дорог, которые непременно должны оставаться в полном соответствии с последствиями движения по ним современного транспорта любого типа.

Несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных средств и их все увеличивающемуся количеству приводят ко многим последствиям, например, таким как снижение скорости движения, ускорение износа автомобилей и других видов транспорта, аварии, растущий топливный расход. Грузы не станут доставляться вовремя, а если речь идет о срочных грузах, в частности медикаментах, опоздание чревато серьезными последствиями.

Ссылка на основную публикацию
Обозначение: ГОСТ Р 52398-2005
Название рус.: Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
Статус: действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 01.05.2006
Утвержден: 22.11.2005 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (296-ст)
Опубликован: Стандартинформ (2006 г. )
Ссылки для скачивания: