Типы покрытия автомобильных дорог

Типы покрытия автомобильных дорог

Усовершенствованные капитальные: цементобетонные, асфальтобетонные; из прочных щебеночных материалов, обработанных в смесителях вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.

Усовершенствованные облегченные: из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного в установке вязкими битумами.

Переходные: Из щебеночных естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.

Низшие – грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

Для каждой категории дороги принимают определенные типы покрытия:

Дороги V категории с интенсивностью движения менее пятидесяти автомашин в сутки допускается устраивать без одежды. Следует, однако, учитывать, что дороги с покрытиями низшего типа в большинстве случаев ограничивают проезд автомобилей весной, осенью и в период интенсивных дождей.

Для стока поверхностных вод проезжей части и обочинам дороги, проложенным по гребню плотины, придают двухскатный поперечный уклон. Уклоны проезжей части должны быть 1,5-4%, причем меньшее значение для цементобетонных покрытий, а большее – для мостовых. Уклоны обочин на 10-20% больше уклонов проезжей части.


Рис. 31 Поперечные профили дорожной одежды:
а – серповидная; б – корытная; в – полукорытная.

Одежда в покрытиях гребня плотины бывает серповидного, корытного и смешанного (полусерповидного) профиля (рис. 31). В серповидном и полусерповидном вариантах одежду укладывают по всей ширине гребня плотины, а в корытном – только в пределах проезжей части.
Основание в одеждах наряду с передачей нагрузок на грунт тела плотины выполняет также роль выравнивающего, морозозащитного и дренирующего слоя. Материалом для основания служит крупный песок или гравий, имеющие большой коэффициент фильтрации.

Воду из дренирующего слоя корытного и полукорытного профиля отводят через дренажные воронки на откосы.

Воронки располагают по обеим сторонам корыта в шахматном порядке, на расстоянии 4-6 м друг от друга. Сверху воронки покрывают дерном (травой вниз) для защиты от засорения дренирующего материала. В выходной части воронок на низком откосе укладывают обратный фильтр, предупреждающий суффозионный вынос частиц грунта. В верхнем бьефе концевая часть воронки примыкает к обратному фильтру откосного покрытия.

Вдоль гребня плотины с обеих сторон устанавливают столбы или тумбы или другие ограждающие устройства из дерева, железобетона, камня и в исключительных случаях металла.

Пример оформления гребня плотины дорожным покрытием булыжной мостовой с ограждающими деревянными столбами приведен на рисунке 32.

Рис. 32. Булыжная мостовая по гребню плотины:
1 – одиночная мостовая; 2 – слой крупного песка =25 см; 3 – обратный фильтр из щебня; 4 – дренажные воронки

Для других типов покрытий гребень плотины выполняется так же, только для серповидного профиля не делают корыто.

У плотин высотой до 10 м при отсутствии дороги гребень можно покрывать дерном или другим местным материалом. Если плотина сложена из глинистых грунтов, гребень следует защитить слоем из песчаного или гравийного грунта. Толщину защитного слоя, включая толщину покрытия, назначают в зависимости от глубины промерзания.

Конструктивные слои одежд для автомобильных дорог

Основание несущая часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или фунта, укрепленных вяжущим. Основание вместе с дорожным покрытием передает давление от транспортных средств на расположенные ниже дополнительные слои, а при их отсутствии непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительные слои располагают между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительный слой оснований может быть дренирующим, выравнивающим, противозаиливающим, морозозащитным.

Верхний слой земляного полотна, или подстилающий грунт, представляет собой тщательно уплотненный слой, на котором устраивают дорожную одежду. Подстилающий грунт должен быть достаточно прочным; в ряде случаев его укрепляют вяжущим.

Все конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и не жесткие. По конструкции слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающие прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; из асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит.

Важной характеристикой дорожной одежды является ее технологичность, т.е. свойство, позволяющее использовать наиболее экономичные технологические приемы, комплексную механизацию и поточный метод.

Типы дорожных покрытий регламентированы СНиП 3.06.03 85 “Автомобильные дороги”; исходя из категории дороги, следовательно, интенсивности движения и нагрузок транспортных средств (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Конструктивные слои одежд для автомобильных дорог 1 (а в), II (ге), III (жи), IV (к н) категорий:

  • а цементобетонные монолитные и сборные;
  • б асфальтобетонные из горячих и теплых смесей;
  • в мостовые из брусчатки, мозаики на каменном или бетонном основании;
  • г щебеночные из прочных щебеночных материалов подобранного состава с минеральным порошком или без него, обработанные в смесителе вязкими органическими вяжущими;
  • д щебеночные (гравийные), обработанные по способу пропитки;
  • е из холодного асфальтобетона;
  • ж из грунтов, обработанных в установке вязким битумом;
  • з щебеночные (гравийные), шлаковые;
  • и грунтовые и из местных слабых материалов, обработанных органическими вяжущими;
  • к мостовые из булыжного или колотого камня;
  • л грунтовые, укрепленные местными скелетными материалами (гравием, щебнем и др.);
  • м грунтовые подобранного гранулометрического состава;
  • н грунтовые неукрепленные;

1 дорожное покрытие; 2 основание; 3 дополнительный слой основания; 4 грунтовое основание.

Смеси приготовляют в асфальтосмесительных установках на асфальтобетонном заводе.

Проектирование, строительство,
ремонт дорог, дорожного покрытия.
Физика дороги, влияние факторов
на износ дороги.

Методы расчетов и проектирование
дорог, качество материалов.
Дорожная одежда, сроки эксплуатации.

Строительство дороги, дорожное
оборудование.

Классификация дорожных покрытий

Транспорт является одним из «китов», на которых стоит экономика. Именно он обеспечивает связи между предприятиями, объектами промышленности, торговли, сельского хозяйства и снабжения. Развитие любого города, области и страны напрямую зависит от развития системы транспортного сообщения, в которой автомобильные дороги занимают первое место. В зависимости от особенностей эксплуатации дорог их классифицируют на несколько типов. Строительство каждого осуществляется строго по технологии, регламентируемой специализированными органами. В этой статье мы подробно разберемся в том, какой бывает классификация дорожных покрытий.

Общая структура дороги и классификация дорожных покрытий

Любая дорога состоит из двух слоев:

  • Дорожная одежда.
  • Земляное полотно.

Дорожная «одежда» в свою очередь состоит еще из двух составляющих:

Покрытие отличается высокой прочностью и износоустойчивостью. Это та самая «верхняя» часть дороги, которая принимает удары автомобильных колес и погодных условий на себя. Покрытие обязательно должно быть прочным, влагостойким, устойчивым и шероховатым, чтобы обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой. В противном случае количество аварий на подобных участках будет просто «зашкаливать». Покрытие тоже состоит из еще двух слоев:

  • Несущий слой.
  • Слой износа.

Основание представляет собой несущую часть дороги, которая состоит из многослойного специально обработанного вяжущими веществами грунта или каменных материалов. Любая дорога в поперечным разрезе напоминает кусок «наполеона» с «коржами» разной плотности и толщины.

Совет: на дорожной одежде делается акцент при строительстве дорог. Доля ее стоимости от общих затрат на строительство обычно превышает 50%. Именно поэтому упор делается на качество одежды. Чем выше категория дороги, тем надежнее и прочнее будет этот слой.

Жесткие и нежесткие покрытия

Нежесткие дороги можно «рассортировать» по видам:

  • Грунтовые. Применяются для дорожек в парках и садах. Выполняют исключительно декоративную функцию. Практически не требуют вложений для своего создания.
  • Щебеночные. Не рассчитаны на высокие нагрузки. Активно применяются в «глухих» уголках сельской местности, где нет возможностей для асфальтной альтернативы.
  • Гравийные. Практически идентичны со щебеночными. Отличаются только материалом-основой. Цель использования и общие характеристики почти аналогичны со щебеночными.

Жесткие в свою очередь можно разделить еще на несколько подгрупп:

  • Асфальтовые. На данный момент самый распространенный вид дорожного покрытия. Такая популярность обоснована хорошим сочетанием цены материалов и качества готового полотна.
  • Мощеные. Постепенно ушли в прошлое. В основе строительства применяется укладка натурального камня, что обуславливает общую дороговизну всего процесса. Применяются исключительно в декоративных целях.

  • Сборные конструкции цементные. Отличаются повышенной устойчивостью и способностью переносить колоссальные нагрузки. Используются при строительстве мостов, чем обеспечивают их дополнительную устойчивость.

Совет: каждый из вышеперечисленных типов можно применять только в строго определенных ситуациях под отдельные виды транспорта. Жесткие дорожные покрытия считаются на пару степеней выше нежестких. Они прочнее, но и при строительстве требуют значительно больших финансовых затрат на материалы и работу.

Послесловие

При выборе типа будущей дороги специалисты всегда отталкиваются от совокупности факторов, главным из которых принято считать интенсивность движения транспорта на участке. Чем она выше, тем выше будет износ дорожного покрытия. Соответственно в районах постоянной эксплуатации дороги строятся прочнее. Для более «спокойных» участков используют облегченную версию, которую в случае необходимости можно переквалифицировать в переходную, если в будущем планируется повышение нагрузки.

Жесткие покрытия превалируют в густонаселенных районах с хорошо развитой инфраструктурой. Они же сильно уступают нежестким дорогам в сельской местности, где жестким покрытием обычно могут похвастаться только центральные улицы или дороги ведущие на крупные объекты сельского хозяйства.

ТИПЫ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Читайте также:

  1. Административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил охраны дорог и дорожных сооружений, организации транспортного обслуживания населения.
  2. Влияние внешности и одежды на первое впечатление.
  3. ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
  4. ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКЦИИ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ НА ПРОЧНОСТЬ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
  5. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
  6. Внешняя форма одежды.
  7. Выбор одежды, в которой вы пойдете на переговоры
  8. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
  9. Интересы и потребности людей в области материального воспроизводства, т.е. производство продуктов питания, одежды, жилья и прочее.
  10. Использование показателей эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении при проверках в дорожных условиях
  11. Использование показателей эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении при проверках в дорожных условиях
  12. Композиция женской одежды
РАЗДЕЛЫ:

Новости недвижимости
Обзор новостей
Ремонт
Дизайн
Загородное строительство
Строительство бань и саун
Примеры проектов, цены
Вентиляция
Кондиционирование
Отопление
Водоснабжение Канализация
Монтажные работы
Проектирование зданий
Техобслуживание зданий
Пожарная безопасность
Информация о СРО
Ремонт своими руками
Мебель
Строительство дорог
Организация АТП
Строительные материалы
Краски, лаки, инструмент
Электроинструмент
Бензоинструмент
Строительное оборудование
Дачные вопросы
Полезная информация
Советы от читателей
Новости партнёров

Все дорожные одежды делят по степеням их капитальности и степени обеспечения требований автомобильного движения па три группы (табл. 7.2):

I. Усовершенствованного типа – покрытия, укладываемые па прочных основаниях. Эти покрытия наилучшим образом удовлет­воряют условиям автомобильных перевозок. Они бывают капи­тальные (цементобетонные и асфальтобетонные покрытия па проч­ных каменных основаниях) и облегченные (покрытия из щебня или гравия, обработанного органическими вяжущими материалами, на основаниях из камня или укрепленного грунта).

II. Переходного типа – покрытия с сравнительно невысоким сопротивлением износу, на которых часто возникают деформации. Покрытия переходного типа строят для сравнительно невысоких интенсивностей движения с тем, чтобы впоследствии при увеличении движения использовать их как основания для более совершенныхасфальтобетонных покрытий. К покрытиям переходного типа относятся щебеночные, гравийные и шлаковые булыжные мостовые и покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами;

III. Низшего типа – покрытия, не обеспечивающие круглого­дичного проезда по дорогам. Их строят при малых интенсивностях движения (грунтовые, укрепленные гравием или щебнем или улуч­шенные введением гранулометрических добавок

Категория дороги Предельная интенсивность движения на две полосы движения, авт/сут. Тип дорожного покрытия
І – ІІІ ІІІ – ІV IV , V V 500 – 4000 300 – 500

Булыжные мостовые устраивают на второстепенных дорогах или как покрытия временного типа и основания под более совершенные покрытия. Они выдерживают интенсивность движения до 1000 авт/сут, однако в связи с их неровностью возможная скорость движения по булыжным мостовым невелика. Долгое время существовало мнение, что мостовые ввиду их шероховатости являются наиболее подходящим типом покрытий па участках дорог с большими продольными уклонами. Однако прак­тика эксплуатации дорог показала обратное с период гололе­дицы, а также при загрязнении мостовые оказываются более сколь­зкими, чем, например, асфальтобетонные покрытия. В процессе службы дорог усовершенствованные мостовые часто шлифуются шинами и становятся скользкими, для восстановления шероховатости иногда периодически произволит насечку их поверхности.

Щебеночные покрытия обладают малым сопротивлением из­носу, так как касательные усилия от пневматических шин нару­шают заклинку, созданную при укатке во время строительства. Поэтому такие покрытия строят лишь на дорогах с интенсивностью движения не выше 250 – 300 авт./сут. В настоящее время их пре­имущественно используют как основания под покрытии, устраива­емые с применением органических вяжущих материалов. По внешнему виду щебеночные покрытия близки к гравийным, однако поверхность их более монолитна и шероховата.

Гравийные покрытия малосвязны и требуют частых ремонтов, преимущественно выравнивания поверхности. Они особенно под­вержены образованию волн – ритмически повторяющихся неровностей, расположенных через 90 – 120 см (см. п. 15.2). Покрытия получаются более прочными, когда путем перемеши­вания материала из нескольких карьеров или просеивания гравий подбирают по крупности таким образом, что получается наиболее плотная (оптимальная) смесь, в которой поры между крупными ча­стицами заполнены частицами более мелкими (мелким гравием, песком, пылью). Связность дорожной одежды обеспечивается также склеивающим действием мелких глинистых частиц. В этом случае допускается движение до 250 – 300 авт./сут. Прочность гравийных покрытий может быть повышена добавлением в карьерный мате­риал дробленого гравия. В сухое время года дороги с гравийными покрытиями всегда сильно пылят.

Дорожные покрытия и основания из грунтов, улучшенных до­бавками вяжущих,представляют собой простейший тип покрытия. Грунты существенно снижают свою прочность при насыщении влагой. Постоянное сопротивление их нагрузкам в течение всего года может быть обеспечено только введением в них вяжущих материалов, придающих грунтам устойчивость, сохраняющуюся при изменении влажности. Наибольшее распространение полу­чило укрепление грунтов неорганическими вяжущими – цементом и известью. Грунты, обработанные известью, используют только и основаниях дорожных одежд. Дорожные одежды из супесчаных грунтов, обработанных це­ментом, при достаточной толщине и устройстве на них защитного слоя поверхностной обработки выдерживают движение интенсив­ностью до 500 авт./сут. Срок службы покрытий и оснований из цементогрунта и их прочность во влажные периоды во многом определяются тщательностью размельчения комочков грунта, которую современные машины обеспечивают в недостаточной степени.

Грунтовые дороги практически не имеют покрытия. Движение происходит непосредственно по поверхностным слоям грунта, уплотненным проездом. Для улучшения отвода воды грунтовые дороги профилируют, т. е. придают им выпуклый поперечный профиль последователь­ными проходами автогрейдеров. При этом по краям дороги устра­ивают неглубокие треугольные канавы, грунт из которых исполь­зуют для придания выпуклости полотну дороги. Грунтовые до­роги могут обеспечить движение небольшой интенсивности и только в сухой период года. Основная причина, ограничивающая ин­тенсивность движения по грунтовым дорогам в сухое время, – образование пыли. После дождей на поверхности грунтовых до­рог образуются колеи и сопротивление движению возрастает. На скользкой поверхности грунта колеса буксуют, а автомобили сносит по наклону поперечного профиля в канавы. Эксплуатаци­онные качества таких автомобильных дорог зависят от грун­товых условий (см. п. 14.1).

| следующая лекция ==>
НАЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА ПОЛОС НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ И УРОВНИ УДОБСТВА ДВИЖЕНИЯ | ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 2914 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Типы покрытия автомобильных дорог

переходные (щебеночные, шлаковые, гравийные, из грунтов, укрепленных вяжущими материалами и др.);
низшие (грунтовые, улучшенные различными местными материалами).


Типовые конструкции дорожных одежд:
а- цементобетонное покрытие; б – асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании; в – асфальтобетонное покрытие на бетонном основании; г – асфальтобетонное покрытие на грунте, укрепленное цементом; д – щебеночное покрытие с верхним слоем, обработанным методом пропитки; е – гравийное покрытие, обработанное битумом методом перемешивания на дороге; ж – гравийное покрытие на дороге низкой категории, 1 – цементный бетон; 2 – выравнивающий слой из песка, обработанного битумом; 3 – слой щебня, гравия или грунта, обработанного вяжущим; 4 – морозозащитный слой из песка; 5 – мелкозернистый асфальтобетон; 6 – слой щебня; 7 – крупнозернистый асфальтобетон; 8 – грунт, укрепленный цементом; 9 – щебень, обработанный пропиткой; 10 – гравий, обработанный битумом; 11 – гравий

Асфальтобетонные покрытия занимают ведущее место на магистральных дорогах. Они имеют высокие транспортно-эксплуатационные
показатели, прочны, долговечны, легко ремонтируются. Износ их даже при тяжелом и интенсивном движении не превышает 1 — 1,5 мм в год. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от типа оснований и требований движения устраивают в один, два или три слоя. Верхний слой должен обладать прочностью, износоустойчивостью и водонепроницаемостью. Этим условиям соответствуют мелкозернистые и песчаные смеси, содержащие минеральный порошок.
Для устройства нижнего слоя покрытий применяют горячие крупно- и среднезернистые асфальтобетонные смеси с минеральным порошком или без него.
Цементобетонные покрытия обладают следующими преимуществами по сравнению с другими видами покрытий:
• высокая прочность, что позволяет пропускать все транспортные средства в любое время года;
• длительный межремонтный срок (30—40 лет);
• высокий коэффициент сцепления с колесами автомобилей, практически не изменяющийся при увлажнении покрытия:
• светлый цвет покрытия, повышающий безопасность движения ночью;
• продолжительность строительного сезона больше, чем при применении органических вяжущих;
• малый износ покрытия, не превышающий 0,1—0,2 мм в год.
Однако цементобетонные покрытия имеют ряд недостатков, которые сдерживают их применение на дорогах. К ним относятся: большое число поперечных швов, которые ухудшают эксплуата¬ционные качества и ровность покрытия; трудность ремонта; невозможность открывать движения сразу после устройства покрытия и т. д.
Цементобетон применяют также для устройства оснований под асфальтобетонные покрытия на дорогах с интенсивным и тяжелым движением.
Цементобетонное покрытие устраивают на дороге в виде монолитной сплошной плиты, разделенной на участки различной длины швами расширения или в виде сборного покрытия из приготовляемых на заводе плит различного размера. В последнем случае работы на дороге сводятся к монтажу плит на подготовленном основании. Несмотря на некоторые достоинства этого вида покрытия, как, например, увеличение продолжительности сезона, строительства, сборные бетонные покрытия на магистральных дорогах не применяют. Это объясняется крупными недостатками, которые значительно ухудшают их транспортно – эксплутационные качества.
В армированных покрытиях растягивающие напряжения частично или полностью воспринимает арматура. В таких покры¬тиях применяют арматуру в виде металлических сеток или стальных стержней с расходом 2. 5 кг/м 2 покрытия.
Цементобетонные покрытия устраивают одинаковой толщины по всей ширине проезжей части в один или два слоя. Двухслойные покрытия применяют с целью использования в бетоне для нижнего слоя менее прочных каменных материалов. Толщину верхнего слоя в двухслойных покрытиях принимают не менее 6 см.
Выбор и назначение однослойного или двухслойного покрытия основываются технико-экономическими расчетами. Толщина слоя покрытия определяется расчетом с учетом категории дорог и должна быть не менее: для дорог I категории — 22 см; для дорог II категории — 20 см; для дорог III категории — 18 см. В двухслойных покрытиях толщина верхнего слоя должна быть не менее 6 см.

Ссылка на основную публикацию