Виды эквалайзеров

Эквалайзеры: виды и сфера применения

В данной статье рассказывается о видах эквалайзеров, их назначении и отличиях.

Главная функция эквалайзера — то, ради чего он создан — заключается в уменьшении или увеличении амплитуды частот звука на определенном спектральном диапазоне.

Любые устройства, воздействующие каким-либо образом на часть спектра, часто называют фильтрами. Эквалайзер, в этой связи, также можно отнести к фильтрам.

Собственно фильтры могут обладать несколько иными параметрами, в связи с чем они относятся к особой категории приборов звукообработки.

Эквалайзеры подразделяются на два основных вида:

1. Графические

Их сфера использования — концертная работа, заключающаяся в многополосной отстройке порталов, мониторов и прострелов. Яркий пример — панель со слайдерами, отвечающими за понижение или повышение амплитуды звука на определенной фиксированной частоте.

Особо популярен в «семействе» графических эквалайзеров 31-полосный, нередко именуемый 1/3-октавным.

Зависимость герц и октав носит нелинейный характер. Именно поэтому при повышении на одну октаву звука частота его главного тона увеличивается в два раза. Величина диапазона частот, контролируемая каждой ручкой графического эквалайзера, не фиксирована, в отличие от диапазона интервального.

Человеческое ухо воспринимает спектр частот в пределах от 20 до 20000 Гц, и 1/3-октавный эквалайзер, зачастую, захватывает именно данную амплитуду. Каждые последующие 3 полосы повышают предыдущую на одну октаву, регулируемую посредством ручек.

К примеру, когда первая из полос имеет частоту 20 Гц, четвертая выдаст частоту 40 Гц, то есть происходит повышение тона на октаву. Промежуточные величины в треть октавы корректируются 2-ой и 3-ей полосами. Частотный диапазон от 20 до 20000 герц равняется десяти октавам, поэтому с первой полосой устройство совмещает в себе 31-третьоктавный слайдер.

Графические эквалайзеры: преимущества:

  • Быстрое и удобное воздействие на спектр.
  • Изменение различных участков спектра в минус и плюс, производимое одновременно.
  • Наглядность графики, простота использования.

Недостатки графических эквалайзеров:

Частоту, подвергающуюся воздействию, точно локализовать не удастся. Например, при резонансе на частоте 430 герц регулируется слайдер, максимально близкий к этой частоте — к примеру, 500 Гц, а это является настройкой очень грубой.

Уровень добротности на всех полосах также недоступен. В ряде дорогостоящих моделей такая функция реализована, однако большинство распространенных графических эквалайзеров возможности такой не имеют.

Абсолютно плавного спектрального перехода, даже при близком взаиморасположении слайдеров относительно друг друга, не добиться.
Итог — засорение звука искажениями, пусть не столь заметными на концерте, но довольно ощутимыми в студийной работе.

По этой причине студии звукозаписи отдают предпочтение не графическим устройствам, а более разносторонним, точным и аккуратным параметрическим.

2. Эквалайзеры параметрические

В данном виде устройств нет столь обширной количественной реализации эквализирующих полос, как в графических. Но, поскольку существует возможность точной частотной локализации, лишние полосы здесь вовсе не обязательны.

Часто в параметрических эквалайзерах есть 2-4 полосы, которые можно закрепить за определенным диапазоном, в пределах которого осуществляется регулировка их частоты, либо же они используются на всем диапазоне.

Название «параметрические» данные устройства получили потому, что дают возможность полного изменения параметров эквализации. При грамотном подходе параметрические эквалайзеры позволяют добиться по-настоящему гармоничного звучания.

Типы эквалайзеров

Читайте также:

  1. ДИНАМИКА ЭКВАЛИЗАЦИИ 1 страница
  2. Искусство сведения
  3. КАРТА МИКСА
  4. Когда необходимо эквализировать

Существует три основных типа эквалайзеров, используемых в студии: графический, параметрический и отсекающий (фильтры высоких и низких частот).

Громкость каждой частоты может быть увеличена или уменьшена слайдером графического эквалайзера. Различные виды эквалайзеров содержат от пяти до 31-ой регулируемой полосы частот. Пятиполосные эквалайзеры обычно используются в автомобильных проигрывателях (мой имеет 7 полос, по крайней мере в последний раз, когда я проверял). 31-полосные используются обычно в студиях и в системах усиления живого звука.

Рис 66. 31-полосный графический эквалайзер.

Основное преимущество графического эквалайзера состоит в том, что вы можете управлять одновременно несколькими частотами. Другое преимущество – в том, что визуально хорошо видно, какие частоты усиливаются. (Иногда вы можете даже определить, какой тип музыки кто-нибудь слушает, по положению ручек эквалайзера). Итак, так как частоты на панели расположены слева направо, легко можно найти и управлять определенной частотой.

Многие люди не имеют представления, что, когда вы увеличиваетет громкость определенной частоты, в действительности вы увеличиваете громкость звучания определенного диапазона частот, установленного изготовителем. Например, если вы поднимаете 1000 Гц, в действительности вы можете поднять диапазон от 300 до 5000 Гц.

Рис. 67. Широкая полоса частот на графическом эквалайзере.

Этот диапазон частот называется «полосой» и устанавливается производителем оборудования. Вы не можете управлять шириной полосы на графическом эквалайзере. Обычно, чем больше полос (ручек управления) на эквалайзере, тем тоньше ширина полосы частот. Таким образом, 31-полосный графический эквалайзер имеет более тонкую полосу для каждого слайдера, чем 5-полосный. Если вы поднимете 1000 Гц на 5-полосном эквалайзере, вы, возможно, поднимите диапазон от 100 до 10000 Гц. Визуально частоты изображаются сверху вниз.

Рис. 68. Виртуальный графический эквалайзер микшера.

Громкость определенной частоты изображена светлой полосой. Например, если вы поднимаете громкость высоких в районе 1000 Гц., это изображется вот так:

Рис. 69. Подьем на 1000 Гц.

Инженеры управляют частотными диапазонами, увеличивая или уменьшая их громкость. На параметрическом эквалайзере вы получаете возможность контролировать ширину полосы частот. Соответствующая ручка обычно обозначается «Q», т.к. слово «ширина полосы» просто не помещается. Узкая полоса частот обычно называется «пик», а широкая «горб». Иногда чтобы определить размерность ширины полосы используют размер октавы: например, от 0.3 до 3-октавного.

Рис. 70. Узкая и широкая полоса частот параметрического эквалайзера.

На схемах полосы частот показаны широкими и узкими цветными полосами.

Рис. 71. Увеличенная громкость широкой полосы частот.

На графическом эквалайзере вы выбираете конкретную частоту, двигая соответствующий слайдер. На параметрическом – выбор частоты достигается поворотом соответствующей ручи. Для выбора нескольких частот используются несколько ручек.

Многие консоли имеют ручки выбора частот, но не имеют регуляторов ширины полосы. Этот тип эквалайзера называют также полу-параметрическим, квази-параметрическим, параграфическим. Будьте внимательны – на сегодняшний день многие производители и продавцы используют термин «параметрический» по отношению к устройствам, не имеющим регулятора ширины полосы.

Отсекающий эквалайзер отсекает высокие или низкие частоты. Обычно они находятся в консолях, как отсекающие фильтры. Большие консоли часто имеют еще и регуляторы полосы отсечения, а маленькие – обычно просто кнопку. Отсекающий фильтр низких частот отсекает низкие и не трогает высокие.

Рис. 72. Отсекающий фильтр низких частот.

Отсекающий фильтр низких частот особенно полезен для нейтрализации низкочастотных шумов, таких как шумы поезда, самолета, грузовиков, кондиционеров, утечки от бас-гитары и барабанов, звука шагов.

Рис. 73. Источники шума.

Отсекающие фильтры низких частот часто встраивают в микрофоны и маленькие микшерские консоли, они просто устраняют низкие частоты при нажатии выключателя.

Рис. 74. Отсекающий фильтр высоких частот.

Отсекающий фильтр высоких частот устраняет высокую составляющую и особенно полезен для борьбы с шумами, например, бас-гитары.

ЗАМЕТЬТЕ: Разница между нотами и частотами состоит в том, что частоты обозначаются цифрами, а ноты – буквами.

Таблица 2. Соответствие нот и частот.

Первый шаг в знакомстве с эквалайзером состоит в том, чтобы узнавать каждую частоту по ее наименованию. Это легче, чем вы думаете, поскольку нам уже известны все частоты интуитивно. Наше тело воспринимает их с момента нашего рождения (и даже раньше). Наша нервная система создана, чтобы воспринимать звук. Все мы – профессиональные слушатели с многолетним опытом в различении различных частот. Когда вы выучите названия частот, вы затем узнаете, что дает для каждого инструмента увеличение или уменьшение определенных частот. Для облегчения запоминания все частоты в спектре могут быть разбиты на 6 диапазонов. Для разделения на эти диапазоны нет общих правил – в разных книгах указываются разные границы, так что я просто разделил их так, как это принято в большинстве книг по предмету.

Таблица 3. 6 частотных диапазонов.

Нижний низ: ниже 40 Гц.

В этом диапазоне можно обнаружить звуки бас-гитар, бас-барабанов и искусственных басов (рэп). Хотя для большинства людей трудноразличимы ноты этого диапазона, они часто используются в кинофильмах для озвучивания сотрясений и взрывов.

Обычный виниловый диск содержит около 23 минут записи на каждой стороне, это около 5 песен. Такие диски не могли содержать большое количество частот ниже 40 Гц из-за того, что канавки для таких частот должны были бы быть гораздо шире, чем для высоких частот. Поэтому приходилось отсекать низкие частоты, для того, чтобы уместить все 23 минуты. С появлением CD проблема решилась сама собой.

Низ: от 40 до 200 Гц.

Это приблизительный диапазон, управляемый ручкой «бас» на проигрывателях.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 2238 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Какие бывают эквалайзеры

В этой статье мы рассмотрим с вами, какие бывают эквалайзеры.

Как известно, главная задача эквалайзера заключается в воздействии на часть спектра определенного источника звука, в результате которого увеличивается, или уменьшается амплитуда звучания частот на некотором диапазоне спектра .

Все приборы, каким-либо образом воздействующие на часть спектра, зачастую называют фильтрами. Поэтому эквалайзер тоже вполне можно считать частным случаем фильтра.

Однако фильтрам могут быть присущи несколько другие параметры, вследствие чего их относят к отдельной категории приборов обработки.

Существуют два основных вида эквалайзеров:

1. Графические эквалайзеры

Сфера применения графических эквалайзеров — концертная работа, которая требует многополосной отстройки порталов, прострелов и мониторов. В качестве самого простого примера такого прибора можно привести панель с набором слайдеров, каждый из которых обеспечивает повышение или понижение амплитуды звучания на какой-либо фиксированной частоте.

Среди графических эквалайзеров особой популярностью пользуется эквалайзер с 31 полосой эквализации, часто называемый 1/3-октавным графическим эквалайзером .

Поскольку зависимость октав и герц нелинейная, то, повышая звук на одну октаву, вы увеличиваете в 2 раза частоту его корневого тона. Величина частотного диапазона, за который отвечает каждая ручка графического эквалайзера, не является фиксированной, а вот интервальный диапазон — как раз фиксированный.

1/3-октавный эквалайзер, как правило, захватывает тот спектр частот, который особенно воспринимается человеческим ухом: 20—20 000 Гц. При этом каждые последующие 3 полосы добавляют к предыдущей полосе одну октаву, на которую оказывают воздействие ручки.

Например, если первая полоса — 20 Гц, то четвертая — 40 Гц, то есть тон повысился на одну октаву. Вторая и третья полоса отвечают за промежуточные величины в 1/3 октавы. Диапазон 20—20 000 Гц равен 10 октавам, поэтому вместе с первой полосой эквалайзер включает в себя 31 треть-октавный слайдер.

Преимущества графических эквалайзеров:

  • Простое и быстрое воздействие на спектр.
  • Одновременное изменение совершенно разных участков спектра и в плюс, и в минус.
  • Удобство применения и графическая наглядность.

Недостатки графических эквалайзеров:

  • Невозможность точной локализации частоты , которая должна подвергнуться воздействию. К примеру, если резонанс на частоте 430 Гц, то регулируется слайдер, наиболее приближенный к данной частоте, то есть, например 500 Гц, что считается очень грубой настройкой.
  • Невозможность регулирования уровня добротности на всех полосах. В некоторых дорогих моделях реализована такая функция, однако большая часть обычных графических эквалайзеров такой возможности не предоставляют.
  • Невозможность получения абсолютно плавного изменения спектра даже в случае близкого расположения соседних слайдеров. Результат — привнесение в звук искажений, не так заметных во время концерта, но довольно таких существенных для работы в студии.

Поэтому, в звукозаписывающих студиях предпочитают использовать не графические эквалайзеры, а более аккуратные, точные и разносторонние параметрические.

2. Параметрические эквалайзеры

В параметрических эквалайзерах не реализовано такое большое количество полос эквализации, как в графических. Однако, поскольку они могут точно локализировать частоту, нуждающуюся в воздействии, то им эти лишние полосы и не нужны.

Зачастую в параметрических эквалайзерах присутствуют 2-4 полосы, которые могут быть закреплены за определенным диапазоном, в рамках которого можно регулировать их частоту, или использоваться на всем диапазоне.

Эквалайзеры называются параметрическими, поскольку параметры эквализации в них полностью изменяются. При грамотном использовании эти приборы позволяют выстроить действительно гармоничную музыкальную картину.

Что такое эквалайзер

Ошибочно полагать, что приобретение качественных колонок и аудиосистемы заведомо гарантирует отличное звучание. Для настройки правильного звучания существует программа эквалайзер. В ОС Windows эквалайзер находится в настройках звука, для более точной работы можно скачать программу из интернета. Что такое эквалайзер?

Эквалайзер – специальный прибор или программа, которая позволяет отрегулировать тембр аудиосигнала, качество звука. Регулировка происходит путем изменения амплитуды частот аудиосингала. Проще говоря, это программа, позволяющая увеличивать и уменьшать громкость разных областей диапазона. Эквалайзер позволяет получить различные тембры звука при обработке.

Виды эквалайзеров

Существует 4 вида эквалайзеров, но все они по-большому счету выполняют одну и ту же задачу: меняют уровень громкости определенного диапазона.

Итак, виды эквалайзеров:

  • Графический;
  • Параграфический;
  • Параметрический;
  • Отсекающий.

Графический эквалайзер

Этот вид является одним из самых распространенных эквалайзеров. Он состоит из нескольких слайдеров, которые добавляют или уменьшают разные частотные диапазоны. Графический эквалайзер характеризуется фиксированной полосой частот.

Достоинством такого эквалайзера можно назвать простоту воздействия на определенный спектр. Он предоставляет возможность менять разные участки спектра одновременно в сторону увеличения и уменьшения.

Самым простым вариантом графического типа является трехполосный эквалайзер. В таком виде предоставляется возможность регулировки низких, высоких и средних частот. Это самый примитивный пример. Чем больше полос у эквалайзера, тем более гибкой стает настройка. Программа для ПК чаще включает в себя 5 полос, что позволяет работать со аудиоматериалом, не перегружаясь лишними функциями.

Параграфический эквалайзер

Параграфичекий эквалайзер иногда называют полу-параматрическим. Он поможет при необходимости получить более сложный график звуковых частот, в этом его отличие от графического.

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер практически не встречается в стандартных программах для ПК, но при необходимости его легко скачать в интернете. Для полного понимания лучше скачать ее на русском языке. Параметрический эквалайзер дает возможность настроить ширину полос.

В этом виде эквалайзера отдельная полоса обладает установкой параметров, таких как: центральная частота, ширина полосы, величина подъема и завала. Иногда параметрический эквалайзер позволяет изменять тип фильтра для каждой отдельной полосы.

Параметрический эквалайзер позволяет с наибольшей точностью подобрать необходимую частоту и отрегулировать ее.

Отсекающий эквалайзер

Название данного вида напрямую связано с тем, как работает эквалайзер. Отсекающий эквалайзер позволяет отсечь высокие и низкие частоты, отсюда и название. Настроенный на низкие частоты фильтр будет отсекать только низкие, не трогая высокие.

Отсечение низких частот наиболее полезно при необходимости нейтрализовать низкочастотные шумы: шум поезда, проезжающих машин и прочие звуки улицы.

Отсечение высоких частот применяется для борьбы с шумами музыкальных инструментов.

Применение эквалайзера

Зачем нужен эквалайзер? Эквалайзер просто необходим в работе со звуком. Основным назначением является получение наиболее адекватного, правильного звучания. Исходный звук может быть искажен из-за особенностей колонок, акустической системы или из-за определенных параметров помещения.

Используя эквалайзер следует помнить, что изменение одной частоты может привести к изменению звучания в целом.

Типы эквалайзеров

Одним из основных инструментов обработки звука является эквалайзер. Это утверждение верно для записи, так и для живой работы. Так как частотная обработка проводится практически на каждом инструменте, достаточно редко получается получить сразу нужный звук или его оттенок, не используя при этом эквалайзер. Появление этого прибора напрямую связано с появлением звукозаписи как таковой, и уже на протяжении многих лет он является ее неотъемлемой частью. В самом начале эквалайзер выглядел несколько по-другому: это были простые регуляторы тембра на краях частотного диапазона, которые могли только ослаблять сигнал в своей полосе. Сейчас же после долгих лет эволюции они трансформировались в сложнейшие многополосные параметрические эквалайзеры. В этой статье мы рассмотрим два основных вида этих приборов: графический и параметрический эквалайзеры.

Графический эквалайзер

Название этого прибора отображает принцип его исполнения, при котором положение ползунков отображает вид получаемой частотной характеристики. В своей сущности этот прибор являет собой набор фильтров различных частот, способных их пропускать узкими частотными диапазонами. Графический эквалайзер дает возможность проводить усиление (подъем) или ослабление (завал) этих сигналов. Эти частоты (полосы) отстоят друг от друга на одинаковый интервал. Он имеет три значения: 1, 1/2 и 1/3 октавы. Самыми удобными и функциональными являются 1/3–октавные эквалайзеры.

Графический эквалайзер

Дешевые эквалайзеры отличаются тем, что их усиление не является симметричным относительно центральной частоты, по которой осуществляется регулирование. Это значит, что у такого эквалайзера усиление уменьшается в сторону понижения частоты гораздо медленнее, чем в сторону ее повышения, в то время, как нормальная АЧХ эквалайзера при подъеме на какой либо частоте представляет собой что-то вроде колокола. Это усиление не так заметно на низких частотах, но с повышением регулируемой частоты эффект многократно усиливается. Именно по этой причине при покупке эквалайзера стоит проверить его АЧХ на спектроанализаторе (если раньше найти подобный прибор было проблемой, то в наше время можно воспользоваться даже простым ноутбуком с необходимым программным обеспечением). Графические эквалайзеры редко применяются для обработки отдельных инструментов. Это связано с относительной дороговизной этих приборов и малой гибкостью. Но они активно используются для корректировки АЧХ акустических систем концертных залов и клубов.

Параметрический эквалайзер

Чаще всего этот эквалайзер устанавливается в линейках дорогих микшерных пультов. Параметрический эквалайзер отличается от графического тем, что у него частота регулирования может плавно перемещаться по всему частотному диапазону. Еще одной его особенностью является наличие таких параметров, как ширина полосы (width) или ее обратная величина – добротность (Q). Это значит, что в параметрическом эквалайзере можно изменять ширину полосы в достаточно больших пределах, в отличии от графического эквалайзера, где ширина полосы является фиксированной. В некоторых параметрических эквалайзерах реализован принцип «пропорционального Q». Он заключается в том, что при увеличении ширины полосы, эквалайзер автоматически уменьшает уровень сигнала. Связано это с тем, что увеличивая ширину полосы, мы увеличиваем и площадь колокола, то есть его мощность. И чтобы избежать этого и повысить точность регулирования, применяется этот принцип. Многие считают эту функцию полезной. Чтобы снизить стоимость, некоторые производители в простых микшерных пультах устанавливаются так называемые полупараметрические эквалайзеры. От полностью параметрических они отличаются тем, что не имеют возможности регулировать ширину полосы.

Параметрический эквалайзер

Кроме этих двух основных разновидностей эквалайзеров существуют еще шельфовые эквалайзеры. Они используются для того, чтобы производить регулировку на краях частотного диапазона. По принципам работы этот эквалайзер более близок к параметрическим, чем к графическим. Он имеет только два параметра регулирования: частоту и величину усиления или ослабления. Это говорит о том, что шельфовый эквалайзер регулирует уровень звучания ниже какой-нибудь частоты на низких частотах и выше выбранной частоты на высоких.

Напоследок хотелось бы еще сказать несколько слов об обрезных фильтрах. Они обрезают все частоты ниже или выше какой-нибудь выбранной частоты. Использоваться такие фильтры могут, например, для удаления низкочастотного гула сети или сигналов, лежащих выше человеческого порога слышимости.

Ссылка на основную публикацию